Продуктовый маркетинг – одно из важных направлений деятельности компании, сосредоточенное на продвижении и управлении жизненным циклом продукта. Часто продуктовый маркетинг путают с классическим, хотя это отдельная функция со своими специфическими задачами. О том, что такое продуктовый маркетинг и какие задачи для бизнеса выполняет продуктовый маркетолог, рассказала сооснователь сервиса DashaMail Дарья Савицкая.
Дарья Савицкая – сооснователь и руководитель службы клиентской поддержки сервиса email-рассылок DashaMail.

Если говорить просто, маркетинг продукта – это процесс выведения продукта на рынок, позиционирования и обеспечения его успешного использования целевой аудиторией.
Продуктовый маркетолог отвечает за стратегию донесения смыслов до целевой аудитории, чтобы, в конечном счёте, сделать продукт коммерчески успешным.
Product marketing ≠ просто реклама
Маркетинг – широкое понятие, включающее в себя несколько разных сфер, которыми маркетолог может заниматься как по отдельности, так и вместе. Чаще всего это зависит от количества продуктов в компании, бюджета и числа сотрудников.
Деятельность продуктового маркетолога выходит за рамки задач стандартного маркетолога. Его основная задача – не креатив в рекламе, а разработка стратегии и постановка целей. Он больше погружён в продукт и разработку, создавая смыслы и транслируя их остальным командам.
Чем продуктовый маркетинг отличается от других видов маркетинга
Продуктовый маркетинг – часть общего маркетинга, но он стоит несколько выше таких подразделений как брендинг, performance и digital-маркетинг. В зависимости от того, какая стратегия им согласована, будет использоваться тот или иной формат работы и специалисты.
Отличия от других видов маркетинга:
-
От брендинга: отвечает за ценности, позиционирование, донесение выгод и преимуществ продукта до аудитории, брендинг работает с эмоциями и восприятием. Грубо говоря, продуктовый маркетинг отвечает на вопрос «Почему стоит купить?», а брендинг – «Почему стоит любить?»
-
От performance-маркетинга: marketing-менеджер отвечает за глубокое понимание смыслов продукта, а performance-маркетолог за быструю отдачу, которая видна в количестве переходов, кликов и лидов.
-
От digital-маркетинга: не ограничен онлайн-каналами, отвечает за все компании.
Продуктовый маркетолог должен понемногу разбираться в каждом направлении, чтобы выбрать, какой из каналов подсветит продукт выгоднее и донесёт его до нужной аудитории. Количество каналов и их связь между собой напрямую зависит от количества ресурсов в компании и ролей внутри команды.
Помимо руководства командой развития продукта у Product marketing-менеджера есть большой спектр задач. В его зоне ответственности – анализ, стратегия и коммуникация на всех этапах продуктового жизненного цикла. Поговорим подробнее о конкретных задачах.
Анализ рынка и конкурентов
Продуктовый маркетолог изучает тренды, потребности аудитории и конкурентное окружение. Его задача – понять, где можно выиграть, а какие ниши уже заняты. Это основа для принятия решений о развитии продукта и позиционирования.
Кроме того, анализ конкурентов особенно важен при создании продукта, чтобы не сделать банальный аналог того, что есть на рынке без преимуществ, а также полезен для улучшения готового товара и добавления новых фич.
Определение позиционирования продукта
На основе данных маркетинговый менеджер отвечает на ключевые вопросы:
-
Чем наш продукт отличается от других?
-
Для кого он создан?
-
Почему его стоит выбрать?
Это помогает остальным командам понимать уникальность продукта и его потенциал, и сформировать чёткий и конкретный образ в сознании покупателей, что особенно важно команде маркетинга.
Разработка и запуск go-to-market стратегий
Разработав ключевые сообщения, продуктовый маркетолог формирует комплексный план выхода на рынок, в котором определяет задачи всех команд. Сюда входит: выбор каналов продвижения, рекламные посылы, сегменты аудитории и стратегия продаж.
A/B тесты и работа с фидбэком
Маркетинговый менеджер, как один из лидов команды, отвечает за тестирование гипотез. Он проверяет, какие формулировки, цены, упаковка приносят лучший результат, проводя A/B-тестирования. Например, тестирует два варианта лендинга или email-рассылки вместе с маркетинговой командой, чтобы выбрать самый эффективный.
Анализ и оптимизация
После проведения тестов, сбора обратной связи, CustDev продуктовый маркетолог должен провести анализ для последующей оптимизации продукта. Подготовить отчёт по результатам проведённых исследований, предложить пути улучшения показателей и проконтролировать процесс внедрения улучшений.
Создание ключевых сообщений (месседжей)
Product marketing-менеджер, можно сказать, подрабатывает переводчиком с технического языка на язык маркетинга, понятный клиентам. Эти идеи позже дорабатываются совместно с маркетологами, становясь основой для рекламных кампаний. Их же использует после отдел продаж и техподдержка. Например, не «у нас алгоритм на нейросетях», а «ваши отчёты будут готовы за 5 минут вместо часа».
Обратная связь от пользователей продуктовой команде
Благодаря отделу продаж, а также анализу аудитории и CustDev продуктовый маркетолог передаёт product-менеджерам и разработчикам, какие улучшения требуются продукту. Это помогает команде выстроить приоритетность задач и поддерживать конкурентоспособность продукта на рынке.
Ценообразование
PMM исследует рынок, изучая предложения конкурентов и оценивает реальную ценность продукта для клиентов, чтобы найти баланс между привлекательной ценой для покупателей и рентабельностью для бизнеса.
Управление жизненным циклом товара
Продуктовый маркетолог вместе с продакт-менеджером управляет циклом жизни товара, стараясь усовершенствовать сам продукт и его маркетинговую стратегию для долгосрочного успеха на рынке.
Product marketing-менеджер – это специалист, который должен сочетать в себе способности маркетолога, аналитика, стратега, смысловика и коммуникатора в одном лице. Он не только помогает продукту занять своё место на рынке, но и обеспечивает его постоянное развитие на основе данных и обратной связи. Без продуктового маркетолога даже лучший продукт рискует остаться незамеченным или непонятым аудиторией.
Задачи product marketing vs product management:
Мы уже разобрались с тем, какие задачи ложатся на плечи продуктового маркетолога, но как эти задачи конвертируются в результат и зачем продуктовым компаниям нужен product marketing менеджер?
-
Быстрый выход на рынок. Выходить на рынок с чётким планом и досконально продуманным продуктом намного легче, а главное эффективнее. Если есть отдельный человек, отвечающий за вывод продукта на рынок, продуктовый маркетолог, эта задача будет продумана и спланирована, будут проведены соответствующие активности и решение не затеряется на рынке среди конкурентов.
-
Понимание целевой аудитории. Product marketing менеджер, как и классический маркетолог, должен очень хорошо понимать целевую аудиторию своего продукта, а также потребности, которые она пытается закрыть товаром или услугой.
-
Снижение стоимости привлечения клиента (CAC). Маркетинговый менеджер продукта должен хорошо разбираться и знать, кто является его клиентами, выбирая каналы и смыслы под аудиторию. Через релевантные офферы и точечные месседжи продукт проникает в сознание клиента, что может сильно сказаться на снижении стоимости платящего клиента.
-
Рост LTV. Продуктовый маркетолог знает, как продать продукт и сделать пользовательский опыт приятным. Совместно с маркетингом и техподдержкой он продумывает онбординг-коммуникацию: грамотное онбординг-сообщение, welcome-серию писем, обучающие материалы, чтобы доносить ценность продукта на всех этапах. Эта коммуникация напрямую влияет на то, поймёт ли пользователь продукт и будет ли использовать его, повышая LTV.
-
Поддержка отдела продаж. Продуктовый маркетолог помогает отделу продаж с подготовкой контента для необходимых материалов: скриптов, презентаций, кейсов, отстройкой от конкурентов, работой с возражениями.
-
Укрепление позиций на конкурентном рынке. Целью PMM, вместе с остальной командой, является выведение продукта в лидеры на рынке. Для этого он проводит маркетинговые исследования, следит за поведением, продуктом и маркетингом конкурентов, стараясь их опередить и отстроить свой продукт с помощью позиционирования.
-
Создание бренда продукта. Специалист создаёт идентичность продукта, наделяя его уникальным образом, который призван занять место в сознании потребителя. Именно PMM формирует уникальное ценностное предложение, которое отличает продукт от конкурентов.
Как мы уже говорили, продуктовый маркетолог есть не в каждой компании, потому что не для всех типов бизнеса он нужен. Поиск и приём на работу такого сотрудника – это стратегическое решение, которое зависит от стадии развития компании, продуктового портфеля и рыночных амбиций. Но есть компании, которым точно будет легче развиваться с таким специалистом.
-
Стартапы. При запуске стартапа и тестировании гипотез на этапе MVP компания ищет product-market fit. Чем раньше к проекту присоединится PMM, тем быстрее продукт сможет подстроиться под требования рынка и найти свое место.
-
SaaS-продукты. Для SaaS-продуктов PMM является спасительной волшебной палочкой. Такая модель строится на постоянном привлечении и удержании клиентов, а значит на постоянной разработке и тестировании гипотез, исследовании и запуске новых каналов коммуникации и новой ЦА. Маркетолог продукта поможет настроить приток новых пользователей, увеличить LTV, снизить отток клиентов, отстраиваться от конкурентов и делать эффективные релизы новых фич.
-
Компании с несколькими продуктами. PMM помогает определить целевую аудиторию, фишки и особенности каждого из продуктов, максимизируя их синергию, чтобы все продукты могли развиваться по собственному пути, увеличивая при этом общую доходность компании.
-
Компании, столкнувшиеся со спадом продаж. Продажи стоят на месте, когда нет чёткой стратегии развития. Это сигнал о том, что продукт не доходит или не находит свою целевую аудиторию. Продуктовый маркетолог проведёт анализ всей маркетинговой стратегии, выявит и устранит проблемы.
-
Компании, планирующие выход на новый рынок. PMM проведёт исследование нового рынка, адаптирует продукт и рекламу, разработает новую Go-To-Market стратегию.
Это лишь несколько ситуаций, в которых, на наш взгляд, будет незаменим продуктовый маркетолог. Он также будет полезен и для любого бизнеса, который хочет развиваться и масштабироваться.
Источник: DashaMail.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».