Дизайн – одна из важнейших характеристик любого продукта. Но нередко бывает так, что предприниматель, придумывая новый проект, придаёт дизайну чрезмерно большое значение, а то и подменяет дизайном сам продукт. О том, какие ошибки допускают начинающие и опытные предприниматели в дизайне своих продуктов и о том, как этих ошибок избежать, в своей авторской колонке рассказал управляющий директор компании m-2-h Алексей Резванов.
Алексей Резванов, 36 лет, управляющий директор компании
m-2-h, специализирующейся на брендинге и создании digital-проектов; главный редактор новостного портала
Macster, посвящённого технике и технологиям компании Apple. Образование: Московский авиационный институт. Среди клиентов компании – Nike, Adidas, РВК, Calvin Klein, Bang & Olufsen, «Сбербанк» и др.
«Самая главная ошибка предпринимателей в дизайне, это заниматься дизайном!», - именно так хотелось бы начать материал, но, наверное, это будет не совсем корректно по отношению к читателю, потому что ничем ему не поможет и новой практической информации не даст. Поэтому давайте по порядку попробуем разобрать пять главных ошибок, которые совершаются в процессе продумывания и проектирования своего продукта. Ошибки, кстати, отсортированы по степени важности, поэтому сначала мы будем говорить о самых ключевых вещах.
это то, как выглядит продукт, а не то, как он работает
Самая распространённая ошибка: считать, что дизайн - это логотип, цвет кнопок и красивый модный сайт. Мода это вообще величина переменчивая, сегодня в моде flat-дизайн, завтра мы можем снова вернуться к объёму или ввести градиенты, как это сделал Instagram. Для бизнеса есть всего одна постоянная константа, от которой зависит его существование, прибыльность и востребованность - это наличие клиентов, которые готовы платить за какую-то конкретную идею.
Именно поэтому стартап или устоявшийся бизнес в рамках дизайна должен решать лишь одну практическую задачу - донести до привлеченной с помощью различных рекламных каналов аудитории свою уникальную идею и объяснить, почему эта аудитория должна ей воспользоваться. Делать это можно самыми базовыми методами, например, с помощью шаблонов ThemeForest или сразу на Bootstrap. Главное преимущество последнего заключается в том, что на Bootstrap потом, когда ваша гипотеза будет доказана, и вы начнете извлекать прибыль, можно натянуть дизайн, не перелопачивая весь код.
-
Плохо: Вы начинаете свой стартап с оплаты дизайнеру за лого и поиска студии или фрилансера, который сделает вам сайт по ТЗ.
-
Хорошо: Вы понимаете проблему, которую хотите решить, рисуете простейший лендинг на листочке бумаги, а потом за минимальные деньги и в кратчайшие сроки его воплощаете в жизнь с помощью доступных вам ресурсов (друг, три бутылки пива и т.д.). В этом случае, даже если вы ошибётесь - цена ошибки будет не велика и у вас будет второй шанс всё переделать, решая уже конкретную проблему существующего продукта.
Основная ошибка инди-разработчиков - начать изучать новые для них инструменты (Photoshop, Premiere, Sketch и т.д.) в попытке сделать «новый хороший продукт». На изучение этих инструментов в достаточном объёме, который позволит конкурировать с существующими на рынке продуктами, уйдут годы. За это время ваша идея протухнет. Поэтому, если вы делаете продукт, в котором обязательно должен быть дизайн, например, игру, найдите кофаундеров с этими навыками, причём желательно лучших на рынке. В остальных случаях - забейте на дизайн и делайте хорошо то, что вы умеете делать. Остальное придёт.
Помните, что хороший стартап – это «глючный», полурабочий продукт, которым люди пользуются, несмотря на все существующие баги, потому что это решает их проблему в десять раз лучше, чем существующие инструменты.
-
Плохо: Вы изучаете Photoshop и рисуете кнопочки для своего iOS-приложения, вам ничего из сделанного не нравится, и вы проводите часы за просмотром видео-уроков по Photoshop и Illustrator.
-
Хорошо: Вы быстро накидали дизайн из доступных бесплатных шаблонов на Behance и пошли дальше.
пытаться рассказать потребителю всё и сразу
Пользователь в интернете перегружен информацией. За день мы потребляем такое количество контента, что бедный человеческий мозг с этим потоком просто не справляется. Поэтому у организма сформировалась весьма надёжная форма защиты - отрицание!
Мы отрицаем всё новое, отрицаем всё, о чем не знаем, отрицаем то, что нам навязывают, впаривают и пытаются всячески продать. В таких условиях user acquisition (привлечение новых лояльных пользователей) становится самой сложной задачей любого нового проекта.
Именно поэтому я всегда рекомендую абсолютно чётко фокусировать свою мысль, причем в любой коммуникации, и вербальной и визуальной, а во главу угла поставить задачу по привлечению пользователей и рост своего проекта, причём даже впереди попыток извлечения первой прибыли.
-
Плохо: Вы предлагаете вашим посетителям четыре разных продукта, каждый из которых решает свою определенную проблему, и они могут выбрать какой из них им интересен. Ответ в этом случае будет один - никакой, некогда разбираться, следующий сайт.
-
Хорошо: Вы выбрали один продукт, быстро его показали и настолько убедительно объяснили, чем он лучше того, что уже есть на рынке, что пользователь сразу же совершил действие (такая возможность должна быть) - подписался на уведомление о запуске, зарегистрировался, начал бесплатный пробный период и т.д.
Если бы Apple собрала фокус-группу и показала им телефон без единой кнопки и даже без стилуса, мы бы с вами никогда не увидели айфона. Компания Sony не выпустила бы Walkman, а Polaroid - замечательный фотоаппарат, мгновенно печатающий снимки. Для того, чтобы сделать что-то по настоящему прорывное, нужна смелость и дерзость. У фокус-групп этой смелости нет, группа людей мыслит привычными, уже существующими категориями и сравнивает всё с текущей действительностью.
Тут важно понимать, что прорывное и смелое совсем не означает безумное. Если абсолютно никто не понимает суть вашего продукта, наверное, всё-таки вы делаете что-то не так. Но ориентироваться на мнение большинства людей при проектировании продукта точно не стоит.
- Плохо: Посоветовавшись со всеми друзьями и родственниками и разузнав их видение вашего продукта, собрать всё это в бешеный микс, включив в него каждую их рекомендацию - ведь они же реальные пользователи.
-
Хорошо: Закрыть глаза, представить себе свой продукт в мельчайших деталях, затем собрать всё это в прототип и представить себе, как этим будут пользоваться ваши клиенты. Прототип стоит показать друзьям, а получив от них в ответ конструктивную критику, исправить только явные недочёты, с которыми вы сами согласны.
Слоган с видео или слайдером в первом экране, затем «Как это работает», потом обязательно «Наши преимущества», конечно же «Отзывы благодарных клиентов» с фотографиями людей из фотобанка, ну и логотипы пары известных брендов с формой обратной связи в футере - знакомая структура? Да! Задолбало? Конечно!
Для нового проекта самое важное - привлечь пользователей. Это можно сделать, лишь создав с ними эмоциональную связь, удивив, поразив простотой решения их проблемы и удобством интерфейса. Для этого нужно мыслить нестандартно, не опираясь на существующие готовые практики. То, что может сделать «Газпром» или «Сбербанк», вам недоступно - у них уже есть бренд, клиенты и стабильный финансовый поток. Вы должны быть проще, удобнее и креативнее.
-
Плохо: Берём стандартные шаблоны и вписываем в них данные вашего проекта - сайт готов, можно запускать в продакшн.
-
Хорошо: Разбираем, в чём же заключается проблема, которую вы решаете и максимально удобно, быстро и эффективно рассказываем, как вы можете ее решить и чем это лучше уже существующих решений. Только суть, без лишних слов и ненужных деталей.
Источник:
Firrma.
Как правильно отказывать клиентам, у которых нет денег на ваши услуги.
Как распознать проблемных клиентов и стоит ли с ними связываться.
Топ-10 сложных клиентов: как работать с «незнайкой», «занудой» и «скупердяем».