Не каждый предприниматель уделяет должное внимание юридическим аспектам на старте бизнеса. На старте основатели компаний фокусируются на продукте, маркетинге и продажах, не углубляясь в правовые тонкости. При этом цена каждого «бюрократического» промаха может быть очень высокой. О том, какие типичные ошибки совершают при ведении онлайн-бизнеса и как их избежать, порталу Biz360.ru рассказала Зарина Эргашева, сооснователь и руководитель «Школы права Мадины Сюняевой».
Зарина Эргашева – сооснователь и руководитель онлайн-школы повышения квалификации юристов «Школа права Мадины Сюняевой». Окончила Санкт-Петербургский юридический институт Университета прокуратуры РФ, кандидат юридических наук. Работала в органах прокуратуры (надзор за соблюдением трудового законодательства). Кофаундер Клуба процессуалистов России, автор курса «Юрист для онлайн-бизнеса».
По образованию я юрист, в 2019 году с деловым партнёром открыла онлайн-школу права. Мы обучаем юристов и повышаем их квалификацию.
Многие предприниматели на старте почти не задумываются о юридической стороне бизнеса. В этот период нужно решать множество задач, запускать проект, искать свою нишу на рынке, разрабатывать продукты. Всё остальное кажется неважным. Но если уделить «формальностям» чуть больше внимания, можно избежать нескольких серьёзных просчётов с далеко идущими последствиями.
Расскажу о наиболее популярных юридических ошибках, которые допускают предприниматели, ведущие бизнес в интернете.
У онлайн-предпринимателей с небольшим бизнесом, как правило, нет офиса, и они нередко регистрируют компанию по своему домашнему адресу. Делать это можно, но при одном условии: если в ближайшие несколько лет не придётся продавать эту жилплощадь.
Если такая потребность возникнет, компанию придётся перерегистрировать по новому адресу. Иначе налоговая инспекция может признать указанный адрес недостоверным и внести соответствующую отметку в единый государственный реестр юрлиц. У компании начнутся проблемы: блокировка счетов, вопросы от контрагентов.
Сложность заключается в том, что компания может быть прочно связана с адресом. Например, на этот адрес получена лицензия, пройдена аккредитация в реестре IT-компаний, зарегистрированы доменные имена и т.д. Внесение изменений отнимет много времени и сил.
Такой шаг имеет ещё один большой недостаток: он может серьёзно затруднить саму сделку по купле-продаже. Покупатель, скорее всего, потребует снять с квартиры все обременения, в том числе регистрацию юрлица на этой жилплощади.
Владельцам онлайн-школ я бы вообще не советовала регистрировать бизнес по месту проживания. Могут возникнуть проблемы с получением лицензии на образовательную деятельность. При регистрации школы в квартире часто отказывают в лицензии именно на этом основании.
Обычно стартаперы используют упрощённую систему налогообложения (УСН): «доходы» (6% с общей суммы выручки) либо «доходы минус расходы» (фактически налог с прибыли, ставка в этом случае 15%). Сделать правильный выбор нужно сразу же, как только регистрируется бизнес. Здесь нельзя действовать по принципу: «сейчас выберу что-нибудь, а потом разберёмся». Стоит подумать на перспективу: какие ожидаются оборот и прибыль. Бывает так, что бизнес два-три года работает либо в ноль, либо в минус, потому что в его развитие много вкладывают. В этом случае УСН «доходы» будет совсем невыгоден.
Дело в том, что выбранный режим налогообложения при УСН можно сменить только раз в год, в начале календарного года. И даже если ошибка очевидна и предприниматель теряет на уплате налога деньги, с этим целый год ничего нельзя поделать.
Если у компании хорошие обороты, и она не хочет привлекать внимание налоговых органов – лучше выбирать налог 6% со всей выручки. Налоговая инспекция смотрит в первую очередь на тех, кто работает по УСН «доходы минус расходы». С помощью расходов предприниматель уменьшает налогооблагаемую базу, поэтому инспекторы тщательно проверяют их на предмет вывода средств. Для налоговой важно, чтобы расходы были обоснованными и экономически целесообразными.
Умышленно нарушать налоговое законодательство однозначно не стоит. Бывает так, что при небольших оборотах компании и при моратории на плановые проверки налоговая инспекция не тревожит предпринимателя годами. Но на проверки по жалобам мораторий не распространяется, а конкуренты не дремлют и вполне могут пожаловаться «куда следует». Прокуратура (если они обратились туда) может прийти с проверкой в любой момент или дать распоряжение налоговым органам проверить компанию.
К самым распространённым договорам гражданско-правового характера (ГПХ) относятся договор оказания услуг и договор подряда. Их заключают с внешними подрядчиками, в том числе самозанятыми. Как правило, это гораздо выгоднее, чем содержать сотрудника в штате. За него не надо платить НДФЛ и страховые взносы, его не нужно обеспечивать оборудованием, компенсировать расходы на связь, вести кадровый документооборот, издавать кучу локальных нормативных актов.
В небольшом проекте ГПХ выгоден и уместен для всех сторон. Но при этом надо иметь в виду: такой договор не должен содержать признаков трудовых отношений. К ним относятся: рабочий график, место работы, список трудовых обязанностей, график выплаты зарплаты. В ГПХ можно указывать конкретные виды работ или услуг и сроки их выполнения. В некоторых случаях возможно указать результаты, которые должен показать исполнитель. Но работодатель не имеет права требовать от подрядчика заниматься его проектом «с 9 утра до 6 вечера»: только исполнения задач в указанные сроки.
Например, мы заключаем договор оказания услуг с техническим специалистом, который обслуживает сайт нашей онлайн-школы. Мы не можем написать в ГПХ «сопровождение сайта». Это слишком общее описание обязанностей: такое характерно для трудового договора. Поэтому мы прописываем конкретные показатели в цифрах. Например, «технический специалист обязан выложить 50 уроков на платформе GetCourse, ответить на 200 вопросов в техподдержку от учеников» и т.д.
Если ГПХ содержит признаки трудового договора, гражданско-правовые отношения могут быть признаны трудовыми со дня фактического допущения сотрудника к работе. В таком случае придётся уплатить налоги и страховые взносы за него за весь период работы. Более того, предпринимателя могут привлечь к административной ответственности за неправильное заключение договоров и «маскировку» трудовых отношений с помощью ГПХ.
Партнёры в стартапах нередко начинают работать «на дружеских основаниях», без всякого договора. Логика обычно такая: «Может, вообще ничего не получится. Зачем нагружать себя излишними договорами и обязательствами?» В результате проект готовится к запуску, а у партнёров друг перед другом нет никаких формальных обязательств.
Например, в онлайн-школе ключевые роли обычно играют эксперт и продюсер. Эксперт создаёт продукт, продюсер вкладывает ресурсы в продвижение. Бывает, что наступает время запуска, а эксперт пропадает вместе с деньгами – просто не выходит на связь. Ещё хуже, когда курс продан, а эксперт решил уйти из проекта перед его началом. Без продуманного договора продюсер даже не сможет взыскать с него деньги.
В небольшом проекте реально обойтись простым договором. За основу можно взять образцы подобных документов в интернете и адаптировать их под свой проект. В них прописывают права и обязанности, ответственность и т.д. По возможности обращайтесь к юристам, но если на это нет денег – хотя бы просто пропишите, о чём договорились. Тем более, что фиксация обязательств дисциплинирует всех участников. А если создавать серьёзный бизнес с большими вложениями, то тут нужно заключать не просто партнёрское соглашение, а полноценный корпоративный договор.
В онлайн-бизнесе общение с партнёрами практически целиком ведётся в интернете, мессенджерах, соцсетях. 99% договорённостей с подрядчиками достигаются посредством обмена электронными сообщениями. И суды легко признают электронную переписку допустимым доказательством, если стороны признали её силу в договоре.
Для этого нужно зафиксировать, что электронная переписка между аккаунтом 1 и аккаунтом 2 или мессенджером 1 и мессенджером 2 имеет юридическую силу. Если этого не сделать – потребуется много времени и средств, чтобы доказать факт переписки, заверить её у нотариуса, вызвать свидетелей. При том, что в суде эти доказательства могут не принять.
Оферта – главный документ на сайте. Это условия приобретения товара или услуги. Она нужна, чтобы предприниматель или компания не подписывали договор с каждым покупателем. Когда человек совершает покупку, он нажимает галочку, что принимает условия оферты. Так договор считается заключенным: клиент купил на тех условиях, которые ему предложили.
Можно использовать образцы оферты из интернета и адаптировать их под себя. Но это довольно сложно, если не понимать специфику бизнеса и его правовое регулирование. И здесь я бы всё-таки рекомендовала юридическую помощь профессионалов. Если плохо адаптировать оферту – точно ждите проблем. Грамотному потребителю будет очень легко найти недостатки этого документа и вернуть оплату, а иногда и со штрафом в 50% от общей суммы присуждённых истцу выплат. Поэтому к составлению оферты нужно подходить серьёзно.
Любая организация может прописать в ней более выгодные для себя условия. Например, онлайн-школа указывает, что возврат не производится с момента предоставления доступа или после первого урока. Если такого пункта нет, то по закону о защите прав потребителей клиент может в любой момент получить возврат за вычетом фактически понесённых расходов, если услуга оказана не в полном объёме. А эти расходы ещё не так просто доказать.
Многие считают, что можно поставить в оферте автоматическую галочку за клиента, означающую согласие с предоставленными условиями. Объясняют этот шаг просто: «Так ему легче дойти до кнопки «купить», не надо самостоятельно проставлять галочки, а если клиент не согласен – он их снимет».
На самом деле это нарушение законодательства – в частности, закона о защите персональных данных. Нельзя решать за субъекта персональных данных, согласен он с вашей политикой или нет. Это влечёт ответственность по статье 13.11 КоАП, которая предусматривает штрафы для юрлиц в сумме от 30 до 150 тысяч рублей за одну галочку.
При ведении продаж или бизнеса в интернете стоит учесть описанные выше юридические нюансы. Это избавит бизнес от возможных проблем с контролирующими органами, партнёрами и клиентами.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».