С чистого листа: как построить бизнес на необычных отрывных календарях

Прочтёте за 6 мин.

«Собственная производственная база даёт независимость от «капризов» подрядчиков и позволяет полностью контролировать качество продукта»

IT-инструменты, которые использует Евгений Перфильев

  • Tilda
  • Ozon
  • Telegram

Поколение 40+ помнит отрывные настенные календари, висевшие в советское время почти в каждой квартире. Каждое утро лист прошедшего дня отрывали - и на следующем листе можно было прочитать, чем примечателен день сегодняшний. Как показал опыт проекта «Хороший год», такие календари и сейчас могут быть актуальными. О том, как вывести на рынок современную версию ретро-продукта, и почему календарь может начинаться с любой даты, основатель компании «Хороший год» Евгений Перфильев рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Евгений Перфильев – предприниматель из Пензы, основатель издательства «Хороший год». По образованию инженер-электрик. Заниматься бизнесом начал с 2010 года, открыв мастерскую высокой печати «Клише». В 2012 стал сооснователем мастерской «Демоны печати», но в 2019 вышел из этого проекта. Издательство «Хороший год», выпускающее отрывные календари, открыл в 2023 году.

Евгений Перфильев - основатель издательства «Хороший год»

Бизнес-идея из загашника

Свой первый бизнес-проект я запустил 15 лет назад. Это была мастерская высокой печати «Клише» в моей родной Пензе. Потом я переехал в Москву и вместе с партнёром открыл мастерскую «Демоны печати». Этим проектом мы занимались до 2019 года, но потом разошлись в видении дальнейшего развития. 

Пару лет занимался другими проектами, но предпринимательская жилка всё равно не давала мне покоя. В 2022 году я начал думать о том, что делать дальше. 

У каждого предпринимателя есть блокнотик со списком идей, которые нужно реализовать за эту жизнь. Моё детство прошло во времена СССР, и об отрывных календарях я знал не понаслышке. В детстве я каждый день читал страницы из календаря и узнавал что-то новое. Эта идея давно была записана в моём блокноте. Я просто открыл его, нашёл эту запись – и решил реализовать эту идею. 

Праздник каждый день

2023 год я начал с регистрации торговой марки. По опыту это первое, что должен сделать предприниматель при запуске проекта. Регистрация товарного знака стоит не таких больших денег, но избавляет от множества юридическим проблем в будущем. 

Компанию я назвал «Хороший год». Было много вариантов, но этот идеально подошёл под идею проекта – есть в нём что-то тёплое и доброе. 

Макет первого календаря «Праздник каждый день» я делал сам, поэтому он получился достаточно личный, основанный на моих предпочтениях. На каждый день был подобран интересный праздник, факт о нём и иллюстрация. Моим единственным помощником был автор текстов.

Хороший год - календарь 

Оборудование для печати осталось у меня ещё с прежних проектов – для запуска ничего покупать не пришлось. Все вложения в запуск «Хорошего года» – расходы на разработку самого календаря. Я потратил на это примерно 200 тысяч рублей личных средств. Они понадобились на оплату работы автора текстов, а также на вёрстку, корректуру, иллюстрации. 

Календарь был готов к октябрю 2023 года. Я выложил его на Ozon, включил продвижение, люди стали интересоваться и покупать. Первая партия была небольшая – около 100 штук. Я воспринимал её как тест: пойдёт или не пойдёт. Но партия стремительно раскупилась, и пришлось допечатывать календари. 

За первый сезон удалось продать примерно 500 календарей. Стало понятно, что продукт интересен людям. Экономика сходилась даже с учётом комиссий маркетплейса. Поэтому я решил в следующем году развивать проект дальше. 

Настройка производства

В 2024 году я снял помещение для производства в Пензе и докупил нужное оборудование. Изначально проект задумывался именно с собственной производственной базой. Она даёт независимость от капризов подрядчиков и позволяет полностью контролировать качество продукта. 

С поиском машин для печати сейчас проблем нет. Несмотря на уход европейских брендов, выбор на рынке большой: китайцы заместили практически всё. Правда, их оборудование не такое надёжное, как немецкое. Приходится постоянно быть начеку, что-то ремонтировать. Но пока альтернативы Китаю за эти деньги просто нет.

Календарь Чехов о жизни 

Мы используем самую доступную офсетную бумагу. На ней работают практически все типографии. По качеству она очень хорошая. И если с поставкой бумаги вдруг начнутся проблемы – эта бумага исчезнет в самую последнюю очередь. 

В нашем производственном процессе нет эксклюзивных материалов и технологий. Все нужные нам компоненты и расходники доступны на российском рынке. Это позволяет не зависеть от единственного поставщика какого-то расходника. 

Советские отрывные календари были с металлической скобой, но мы решили от неё отказаться. При использовании такие календари выглядят не очень – с них свисает бахрома от оторванных листков. Мы проклеиваем листики с одной стороны, по типу кубарика для заметок. Они отрываются достаточно легко, но сам календарь при этом не разваливается. И в любое время года он выглядит, как новый.

Хороший год - календарь  

Календарь можно повесить на стену – для этого есть хлястик с обратной стороны. Ещё один вариант – разместить его на столе на деревянной подставке, которую пришлось разработать самостоятельно. 

Склад и сборочный цех находятся на нашем производстве в Пензе. Площади у нас небольшие, но нам их пока хватает. Доставляем заказы курьерскими службами – сейчас с этим нет никаких проблем. 

Идеи необычных календарей

К сезону-2024 мы добавили в ассортимент «Календарь стоика». Он рассказывает про философское течение стоицизм. Отрывая каждый день по листочку, владелец календаря к концу года точно разберётся в том, что такое стоицизм. Помимо информационной части, в календаре есть задания и вопросы для самостоятельной работы над собой. Этот календарь стал очень востребованным. В новогодний сезон мы суммарно продали около 2500 штук. 

Я с самого начала понимал, что календари – сезонный бизнес. Их продают три месяца в году, а потом они никому не нужны до следующего года. Весной и летом производители разрабатывают новые макеты и печатают большие партии, а перед Новым годом пытаются их продать. Эта схема плоха тем, что можно остаться с большим нераспроданным тиражом и уйти в минус. 

Я задумался: можно ли в принципе сделать так, чтобы календари покупали круглый год? Моей идеей стал календарь на год с любой даты. Например, у человека день рождения 1 мая. Ему дарят именной отрывной календарь, который начинается 1 мая и заканчивается 30 апреля следующего года.

Календарь с любой даты 

Оставалось только воплотить идею в жизнь. Обычные календари печатают большими тиражами. А здесь мне нужно было, по сути, придумать новый технологический процесс под кастомный заказ. Всё должно быть достаточно быстро, удобно, без ошибок и с хорошим контролем качества. Мы справились с этой задачей и научились печатать такие календари всего за 3-5 рабочих дней. 

Мы можем выпускать календари с любой даты не только для частных лиц, но и для компаний. Предлагаем им как наши стандартные адаптированные дизайны, так и разработку с нуля под конкретного заказчика. Сейчас у нас в работе несколько таких проектов. В зависимости от сложности они занимают от двух до шести месяцев. 

Компании обычно раздают корпоративные подарки партнёрам и клиентам на Новый год. Но в этот период времени все получают мешки подарков, в том числе календарей, и не особо обращают на них внимание. А если подарить календарь в любой другой сезон – гораздо больше шансов, что его запомнят. Календарь можно начать с даты основания компании, даты большого события в её жизни или с отраслевого профессионального праздника. 

Продажи и маржинальность

У нас два канала продаж: Ozon и собственный сайт. Из маркетплейсов выбрали Ozon, так как эта площадка больше всего понравилась в плане отношения к селлерам. На неё же приходится и большая часть заказов. 

В 2024 году продажи через наш сайт принесли около 20% дохода. Как правило, заявки в этом канале появляются после рекламы у блогеров-инфлюенсеров. Мы сотрудничаем в основном с микроблогерами из околокнижной тематики. Стараемся, чтобы реклама была максимально нативной. 

Календарь стоика

Наш календарь на 2025 год стоит 1800 рублей, заказной с любой даты – 2500. Маржинальность в зависимости от типа календаря составляет в районе 20%. 

Платной рекламой мы пользуемся только на маркетплейсе. Считаю, что это оптимальный способ выйти на нашу аудиторию. 

Товар для личных и корпоративных подарков

Большинство наших покупателей – из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Краснодара. Примерно 80% аудитории составляют девушки от 25 лет. По моим оценкам, около половины из них покупают календари в подарок. В таком качестве они очень актуальны, универсальны и уместны. Не нужно думать, подойдёт ли подарок тому или иному человеку. 

В первый же сезон у нас появилась аудитория, на которую мы совсем не рассчитывали. Это дети в возрасте 4-10 лет. Они с удовольствием смотрят каждую страницу, читают, отрывают листочки. По рассказам знакомых с двумя и более детьми – по утрам порой возникают «потасовки» за право оторвать листок календаря. Им приходится покупать несколько календарей, чтобы у каждого ребёнка был свой.

Хороший год - календарь 

Я связываю это с тем, что для современных детей отрывной календарь – на самом деле необычный предмет. Сейчас они всё время «в телефонах». И для них такой печатный артефакт имеет интерес и ценность, которую мы для себя даже не представляем. 

Небольшая ниша с невысокой конкуренцией

Всю нишу отрывных календарей можно разделить на два сегмента. Первый – это дешёвые календари, которые продаются в каждом газетном ларьке по 150-200 рублей. У них есть своя аудитория, и эти люди вряд ли когда-нибудь купят наш календарь: слишком большая разница в цене. 

Вторая ниша – «мотивационные» календари. Если вбить в поиске на маркетплейсах «отрывной календарь» – в первых строчках будет именно эта продукция. В основном она печатаются в Китае. Там качественная бумага, хорошая печать, неплохие иллюстрации. Но на листочках ничего нет, кроме даты и какой-то цитаты: никакого контентного «бонуса».

Календарь стоика 

По цене мотивационные календари находятся в нашей категории. Они стоят в среднем от 1000 до 2000 рублей. Такую продукцию поставляет много небольших компаний – лидера на этом рынке нет. Он в принципе очень маленький, и пока не интересен крупным издательствам. Именно в этом сегменте мы конкурируем с производителями мотивационных календарей за покупателя. 

Команда – на сезон и на проект

В подготовке календарей к печати участвуют редактор, верстальщик, корректор, иллюстраторы. Все они – на аутсорсе, я нанимаю их под конкретный календарь. Производством, упаковкой и сборкой занимаются сотрудники, которых мы приглашаем на сезон. Менеджеров по производству или продажам нет – эти вопросы решаю сам. 

Кадры – наша большая боль. Найти человека с прямыми руками, чтобы он ещё осознанно относился к работе, достаточно сложно. И опыт в полиграфии для нас совсем не обязательный. Ответственного и умелого человека можно научить, чему угодно – а у нас операции на производстве довольно простые. Тут нужна лишь внимательность и аккуратность. 

Наши факапы

Самое неприятное в нашей работе – ошибки в календарях. В прошлом году на одном из листков мы перепутали один праздник, причем довольно серьёзный – поставили его не на ту дату. 

Узнали мы об этом ещё до Нового года. Некоторые покупатели просматривают весь календарь сразу после покупки, один из них заметил ошибки и сообщил о них нам. Мы все на разных этапах производства по несколько раз перепроверили календарь – просто у нас уже глаз «замылился». К моменту обнаружения ошибок тираж уже был напечатан, и мы не смогли ничего сделать. 

Что дальше

В следующем году продолжим разрабатывать новые календари. Одним из них будет календарь для детей, сейчас ведём переговоры по авторским правам. Уже в продаже – календарь с ребусами. Ещё одной новинкой стал отрывной календарь с цитатами писателя Антона Чехова. 

Календарь Ребусы Календарь Чехов о жизни

Сейчас развиваем ещё один канал продаж – через независимые книжные магазины. Рассылаем им предложение о сотрудничестве, где предлагаем специальную издательскую цену. 

Одна из основных целей на 2026 год – развитие услуги «Календарь с любой даты». Здесь я рассчитываю как на частных, так и на корпоративных заказчиков. Пока индивидуальные календари составляют примерно 15% от общего объёма производства. Со временем этот продукт должен стать для нас основным. В таком случае мы сможем уйти от сезонности, нанять персонал на постоянной основе и загрузить его работой в течение всего года. 

Очень интересно было бы сделать календарь для крупных компаний, лидеров в своей отрасли. В таком календаре заказчик мог бы рассказать своей аудитории о компании и отрасли в целом. Считаю, что это прекрасный корпоративный подарок – не самый дорогой, но очень уместный и запоминающийся.

Издательство Хороший год - нестандартные календари

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

11 ноября 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • ОПРОС
    для читателей biz360.ru

    Расскажите, какие статьи вам наиболее интересны на нашем сайте

    Пройти опрос
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов