Видеореклама считается эффективным маркетинговым инструментом, но её производство ещё недавно было слишком дорогостоящим. И по этой причине она часто оказывалась недоступной для малого бизнеса. Стремительное развитие технологий, трансформация самих рекламных роликов и появление новых каналов продвижения изменили положение вещей. О том, как снять рекламу с участием актёра меньше, чем за 100 тысяч рублей, порталу Biz360.ru рассказал кинопродюсер Иван Савельев.
Иван Савельев – кинопродюсер. Окончил МАТИ-РГТУ по специальности «Материаловед». Работал в рекламном агентстве, где мечтал попробовать свои силы в производстве видеоконтента, так как с детства увлекался кино. Там в 2015 году ему представилась возможность поработать над документальным проектом, который был показан на одном из федеральных каналов. После этого сделал 11 проектов для телеканалов, студии им. Горького и платформы Kinopoisk.
Ежедневно социальные сети и специализированные платформы генерируют терабайты различных информационных материалов, в том числе и рекламных. И поскольку самым наглядным видом рекламы является видеоконтент, то логично, что это короткие рекламные ролики.
Совсем недавно недорогой рекламный ролик был, по сути, видеовитриной, где зрителю демонстрировался товар и его цена. Дорогой ролик снимали на профессиональной студии, с участием моделей или известных актёров. Красивая девушка в шикарном платье шествовала вдоль Эйфелевой башни и замирала на фоне чарующего заката, затем рядом с ней появлялось изображение флакончика с духами. Или Арнольд Шварценеггер надевал стильные часы и с улыбкой поднимал штангу с большим весом. Зрителю предлагалось принять как данность, что рекламируемый товар – это статусный предмет, который приблизит зрителей к миру богатых и знаменитых.
Сейчас восприятие рекламы потребителями значительно изменилось, и подобные ролики по большей части игнорируются. Так что и подход к созданию рекламы претерпел изменения. Сегодня создание рекламного ролика – это полноценные съёмки фильма.
Почти каждый ролик теперь – короткий, длиной всего в минуту-другую, но построенный по всем канонам драматургии фильм. А драматургия, вопреки всему, со времён древних греков в общем-то и не изменилась. Это по прежнему:
-
экспозиция, то есть описание сцены;
-
завязка событий;
-
развитие действия;
-
кульминация действия;
-
развязка.
В видео есть много важных и значимых элементов:
-
Сценарий, при котором в минутное действо уместятся все элементы драматургии и до зрителя будет донесена основная мысль.
-
Экспозиция. Её, к счастью, можно продемонстрировать красочным общим планом или несколькими, а не рассказывать о ней закадровым голосом. Хотя встречаются и такие варианты.
-
Хорошая компьютерная графика.
-
Хорошо выполненные декорации.
-
Спецэффекты.
-
Музыкальное и в целом звуковое сопровождение.
-
Однако, главным действующим лицом рекламного ролика, по моему мнению, является актёр.
Выбор актёра – это дело ответственное. Взять человека с улицы, без опыта работы на камеру и навыков артистического мастерства – это из области фантастики. Нет, изредка случается – но скорее в качестве исключения.
Нанимать для съёмки актёра с миллионными гонорарами – крайне разорительное занятие, а для малого бизнеса просто неприемлемое. Выход найден и довольно простой. Для съёмок привлекают студентов старших курсов театральных вузов.
Чаще всего эти люди уже обладают должными навыками и данными, а также умением подать себя. К тому же, они бесконечно замотивированы на начало съёмочной карьеры ещё до окончания учёбы.
В итоге такого сотрудничества рекламодатель получает подготовленного, артистичного, но ещё не слишком дорогого актёра, которого при успехе можно раскручивать как лицо бренда. А актёр получает опыт, приличные по меркам студенчества деньги и запись в портфолио. Бюджет таких съёмок может быть как очень скромным, так и стремиться в космос. Рассмотрим оба варианта – с минимальным и не ограниченным бюджетом.
Возьмём будущую звезду российского молодёжного сериала Евгения Крошкина, придуманного мной человека. К счастью, он ещё не знает о своей будущей успешной карьере и потому обходится рекламодателю во вполне умеренные 5 тысяч рублей за два часа съёмок. Предположим, что нужно выпустить 15 минутных роликов, а для этого на старте необходимо иметь около шести часов отснятого материала. Используем умножение в столбик и получаем 30 тысяч рублей в качестве зарплаты актёра.
Чтобы ещё больше удешевить процесс, снимать будем на камеру мобильного телефона, закреплённого в штативе. Если гаджет хороший, то картинка получится на загляденье. Но чтобы сделать её ещё лучше, можно купить недорогой круглый софит и зелёный фон. Это ещё плюс 20 тысяч рублей к бюджету.
На выходе имеем актёра, лицедействующего на зелёном фоне с хорошим светом. Несколько суток или недель по работе с монтажом, захватом экрана, компьютерной графикой и прочими украшательствами и низкобюджетный ролик готов. Низко – потому что работал рекламодатель и его команда сами, и они монтировали ролик в бесплатной программе на домашнем ноутбуке. Повторить 15 раз – и вуаля, половина дела сделана.
Вторую половину, намаявшись с первой, поручают всё-таки профессиональному SMMщику, который займётся продвижением рекламы в соцсетях. Как показывает практика, такой специалист способен даже низкопробный ролик вытащить в топ показов. Плюс ещё тридцать тысяч рублей на продвижение. На выходе стоимость рекламного ролика оказывается порядка 80 тысяч рублей.
В этом случае в качестве актёра для ролика привлекается тот же Евгений Крошкин. В этот раз он будет работать значительно больше, так что и зарплату ему придётся увеличить. Раза в два. Ну и снимать его будут усилиями профессиональной видеокоманды. На хорошую камеру, с грамотно расставленным освещением, костюмами и декорациями. Зелёный фон во всём этом великолепии – самая бюджетная часть реквизита.
Звук будет записываться в студии, и его смонтирует специалист. На выходе у нас получится добротная картина, пусть и минутной длины, которую не стыдно показывать и на телевидении.
В данном случае бюджет будет от 200 тысяч минимум – этот вариант подойдёт для уже известных брендов, которые нашли свой стиль в видеоконтенте, получили за счёт «картинки» высокую лояльность и популярность у аудитории. Они готовы вкладываться в процесс производства рекламы, так как это напрямую влияет на продажи.
-
Сценарий удачных рекламных видеороликов в последние годы выстраивается так же, как в полнометражных фильмах. Поэтому рекламодателям нужно соблюдать основные законы драматургии. Если не получается написать хороший сценарий самостоятельно, нанимайте профессионала.
-
Для съёмок рекламы стоит привлечь актёров: известных – если позволяет бюджет, студентов театральных вузов – если затраты на производство ролика скромные.
-
Низкобюджетная реклама используется для распространения в соцсетях, высокобюджетная – для трансляции на телевидении.
-
Снятый при небольшом бюджете ролик может быть эффективной и вирусной рекламой, если у него классный сценарий и харизматичный актёр и продуманное продвижение, на которое тоже выделяется часть бюджета.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».