У томских предпринимателей Олега Колмакова, Сергея Бородина и Дмитрия Литосова за плечами многолетний опыт в разных бизнесах. Год назад они добавили в своё бизнес-портфолио ещё один необычный проект - запустили собственный мультсериал «Рисовашки». Его отличает тесная связь с офлайном: детям предлагается не только посмотреть мультфильм, но и выполнять после него задания – рисовать на бумаге на заданную тему. О том, сможет ли томский мультик побороться за зрителя со «Смешариками», создатели «Рисовашек» рассказали порталу Biz360.
Дмитрий Литосов, 39 лет, Сергей Бородин, 40 лет, Олег Колмаков, 44 года, серийные предприниматели из Томска, основатели продюсерского центра «Блик» и проекта «Рисовашки». Центр «Блик» был запущен в 2017 году. Проект «Рисовашки» в 2018 году стал членом Российской ассоциации анимационного кино (45-м по счёту в целом и вторым из регионов), куда входят «Союзмультфильм», «Смешарики», «Лунтик» и другие известные компании и проекты.
Все трое отцов-основателей к моменту создания продюсерского центра «Блик» имели существенный бизнес-опыт. Олег Колмаков развивает торговую сеть бытовой техники «Эксперт», Сергей Бородин – ряд интернет-проектов, Дмитрий Литосов раньше занимался производством мебели, но потом продал его и вложился в недвижимость. Зачем они решили объединиться и создать мультсериал для дошкольников?
«Как-то раз на одном из заседаний томского клуба предпринимателей «Люди дела» мы обратили внимание на то, что в интернете становятся очень популярными анимационные ролики без особого смысла: они набирают миллионные просмотры и получают тысячи лайков, - рассказывает Олег Колмаков. - Например, «Распаковщики», или непонятные мультфильмы с отталкивающими героями. Мало того: сегодня у детей есть доступ к так называемым вирусным мультфильмам, которые поднимаются на хайпе, имея в содержании негатив и мало общего с детским воспитанием. И под конец собрания мы решили, что легко сможем сделать мультик и сами – но при этом постараемся заложить в него смысл и полезную идею. Ведь недаром у нас на троих девять детей».
Анимация – специфичная сфера, однако такие российские проекты, как «Смешарики» или «Маша и Медведь» в последние годы убедительно доказали, что здесь можно добиться большого успеха. Предприниматели из «Людей дела» решили, что и они смогут создать мультсериал, сделав его коммерческим, а не только социальным или благотворительным проектом.
Так и возник продюсерский центр «Блик», на который «лёг» продакшн томского мультфильма «Рисовашки». Его запустили в марте прошлого года на канале YouTube.
Сейчас «Рисовашки» – это комплексный проект, состоящий из нескольких подпроектов:
- Мультипликационный развивающий сериал «Рисовашки».
- Сайт с конкурсами детского рисунка Risovashki.tv.
- Мобильное приложение «Рисовашки».
- Детские мастер-классы и клубы по рисованию в городах.
Главной особенностью проекта «Рисовашки» является интерактив. Ребёнок смотрит серию, в сюжете которой ему ставится задача что-то изобразить после просмотра – на бумаге. Для «Рисовашек» запустили отдельную интернет-площадку Risovashki.tv, куда загружаются все эти рисунки. Родители могут регистрировать там своих детей поимённо, создавая им авторские галереи.
Каждую работу на сайте можно комментировать и ставить ей лайк. Создатели проекта привлекли нескольких художников и преподавателей рисования, которые также изучают все картинки и дают свои рекомендации авторам. В итоге получилось нечто вроде небольшой тематической соцсети, посвященной детскому рисованию.
«Например, во второй серии, которая называется «Верный слоник», речь идёт о принцессе, - рассказывает Олег Колмаков. - По сюжету она спасает принца от чар колдуна. После просмотра зрителям предлагается нарисовать путешествие принцессы. А в третьей серии по заданию надо нарисовать волшебные сны для родителей. Здесь, как можно догадаться, есть в том числе педагогический посыл: дети могут перенести на бумагу то, чего они бы желали своим маме и папе».
Целевая аудитория «Рисовашек» – дети 3-7 лет из разных городов страны (наиболее активные - из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Краснодара, Перми и т.д.). При этом сайт «Рисовашек» больше ориентирован на ребят постарше. За полгода работы туда загрузили 6 тысяч рисунков. 3,7 тысяч детей зарегистрировались на ресурсе как художники, а 150 тысяч уникальных пользователей заходят на сайт каждый месяц.
«Таким образом, наш сериал решает две глобальные задачи. Во-первых, это развитие детского творчества через рисование. Во-вторых - укрепление внутрисемейных связей через совместную работу с родителями. И всё это подается через призму традиционных общечеловеческих ценностей», - заключил Олег.
В реализации идея производства мультика, конечно, оказалась гораздо сложнее, чем показалась предпринимателям в начале. Но большой опыт в предпринимательстве говорил о том, что любая задача – это просто проект. Его можно разбить на шаги и последовательно их выполнять, корректируя в процессе. Этим и занялись основатели «Блика».
«Когда мы начали думать над мультфильмом, то полагали, что найти специалистов в нашем городе будет непросто. Но в итоге все, кто задействован, - томичи, - констатирует Олег Колмаков. - Сам мультфильм рисуют в городской студии анимации «Хрустальная гора». Сценаристом, композитором и автором песен в мультфильмах является Юлий Буркин. Художник персонажей - Вера Николаева. Её мы нашли на сайте фрилансеров и уже потом выяснили, что она тоже томичка. А когда мы объявили конкурс на логотип для нашего продюсерского центра «Блик», то его тоже выиграла девушка из Томска».
Одна серия «Рисовашек» снимается три месяца. Сам процесс анимирования занимает шесть недель. До него надо написать сценарий, согласовать его, написать режиссерский сценарий, сделать раскадровку. После идёт анимация в черновом варианте, и только потом – чистовой вариант мультфильма. Далее на канале YouTube запускают премьеру и продвижение серии.
Создание одной серии обходится примерно в 500 тысяч рублей, продвижение стоит ещё десятки, а то и сотни тысяч рублей. Вначале мультфильм продвигали через «Яндекс.Директ». Потом вышли на детские YouTube-каналы («Теремок ТВ», «Кукутики» и т.д.). Это стало давать быстрый и стабильный трафик.
В итоге каждая серия «Рисовашек» получает в среднем 300 тысяч просмотров.
Пока «Рисовашки» не приносят прибыли. По расчётам создателей, окупаемость должна прийти через год. Для этого мультфильму надо стать популярным на федеральном уровне – и тогда он будет привлекательным для рекламодателей. Сейчас трое предпринимателей финансируют проект в равной степени за счёт других своих бизнесов.
«Сейчас наша главная задача – сделать больше контента, от этого зависит скорость окупаемости, - поясняет Олег. - Пока у нас выпущено четыре серии, каждая идёт около 7 минут. Такой формат необходим, чтобы потом продать права на прокат мультфильма на телевизионные каналы. Однако, чтобы это сделать, нужно снять больше серий - минимум 12. Права на такой продукт в России, впрочем, стоят очень немного. Цена прав на показ сериала из 12 серий может стоить от 10 тысяч рублей до 10 тысяч долларов в зависимости от канала. Гораздо выше стоимость прав за рубежом, поэтому уже сейчас мы начали перевод серий на немецкий и английский».
Чтобы ускорить процесс, есть два пути. Первый – открыть вторую студию с аналогичным штатом (сегодня в команде проекта задействованы 32 человека). Второй способ ускорения – привлечение в проект в качестве долевого собственника крупного действующего игрока рынка.
Олег Колмаков указывает, что мультфильм «Маша и Медведь», к примеру, стал популярен не только благодаря веселой героине - владельцы вложили значительные средства в продвижение проекта.
«Сегодня мы ведём переговоры со «Смешариками» (на анимационном рынке они представлены компанией «Рики», которая берёт в свой портфель начинающие мультсериалы, если сочтёт их подходящими) и «Союзмультфильмом», - говорит Олег. - Такой партнёр для нас имеет первоочередную значимость, поэтому ему даже необязательно покупать у нас долю. Мы согласны сотрудничать в обмен на его медийные площадки, специалистов и опыт. Думаем, что к лету мы уже придём к чему-то в наших переговорах».
Кроме того, продюсеры «Блика» готовят заявки на грант в Фонд кино, министерство культуры и фонд «Сколково». В 2017 году правительство признало отечественную мультипликацию стратегически важной отраслью наравне со сферой IT. Поэтому грант – ещё один шанс на развитие для «Рисовашек».
«Наша «фишка» в том, что мы не только производим мультфильм, но и одновременно развиваем платформу для рисования risovashki.tv. В перспективе такая модель более устойчива, - уверен Олег Колмаков. – Например, наш веб-сайт уже используем не только мы. Некоторые наши партнёры, не связанные с мультфильмом, запускают на базе нашего ресурса свои конкурсы детского рисунка – это удобно, ведь у нас технически всё под это «заточено».
Помимо сайта, команда «Блика» разработала также и мобильное приложение. С его помощью ребёнок может сфотографировать свой рисунок и автоматически загрузить его в своё портфолио.
Автор рисунка: Алина Старокожева, 13 лет, село Троицкое.
В планах у авторов проекта - развитие коммерческих офлайновых и онлайновых курсов по рисованию. После того, как мультфильм станет популярным, их можно будет продавать по франшизе. Правда, для этого нужно уже не только снять побольше мультфильмов, но и разработать обучающую методику.
Также на сайте есть раздел «Школы и студии». Сегодня заведения, обучающие рисованию по всей стране, могут разместить там информацию о себе. А в дальнейшем им можно будет предложить франшизу курсов «Рисовашек».
Предприниматели не сомневаются, что у их мультфильма с опорой на интернет есть все шансы стать известным в России. Задачи выдавить с рынка «Лунтика» или «Смешариков», конечно, нет – но не исключено, что своими зрителями им придётся поделиться.
Читайте также:
Что такое «Мультикубик» и как на нём заработать.
Ну очень смешной бизнес: как заработать на оригинальных рисунках.
«Взлёт разрешён!»: как капитан авиалайнера придумал настольную игру.