Сообразили на троих: общий магазин для трёх разных бизнесов

Прочтёте за 4 мин.

Владимир Ерёменко – о том, как разумная экономия дала синергетический эффект

IT-инструменты, которые использует Владимир Ерёменко

  • Joomla
  • Сервисы Google
  • Вконтакте

Год назад трём друзьям-предпринимателям из Гродно пришла в голову идея сократить издержки, взяв в аренду одно помещение на троих: у Владимира Ерёменко был интернет-магазин эко-мебели «33 комода», у Антона Янковского - магазин настольных игр «Кубик», а Андрей Нестерович ещё только мечтал открыть магазин этно-сувениров «Цудоўня». Владимир Ерёменко рассказал интернет-журналу Probusiness, как предпринимателям удаётся уживаться под одной крышей и избегать конфликта интересов.

Досье

Владимир Ерёменко, белорусский предприниматель, владелец магазина эко-мебели  «33 комода». Вместе со своими друзьями Антоном Яновским, владельцем магазина настольных игр  «Кубик», и Андреем Нестеровичем, который готовился к запуску магазина этно-сувениров  «Цудоўня», запустили общий магазин  «Крама Ц» (крама – по-белорусски «магазин», Ц – первая буква слова «центр»). «Крама Ц» позиционируется как культурное пространство, здесь не только продаются мебель, игры и сувениры, но и проходят концерты, игротеки и другие мероприятия.

Крама Ц
Владимир Ерёменко (с ножницами) и Антон Яновский на открытии «Крамы Ц».

Как возникла идея трёх бизнесов под одной крышей 

До появления «Крамы Ц» помещение было только у «Кубика». «Цудоўня» существовала в проекте, а я второй год занимался мебельным интернет-магазином и продажей деревянных игрушек. Мой интернет-магазин ко второму году существования пришёл к конечной концепции «эко-мебель», и у меня возникло желание выйти в офлайн. Причина в том, что люди не совсем доверяют покупке мебели по интернету. Многим хочется иметь возможность посмотреть на нее вживую. 

Мы все дружим, и при встрече с Антоном (владелец «Кубика») спонтанно решили: «А что если взять мою мебель, поставить на неё твои игрушки и «будем вместе жить?» Мы нашли помещение - больше, чем рассчитывали – 60 «квадратов», но зато в центре. И тогда мы обратились к Андрею (владелец «Цудоўні») и напомнили ему про идею этно-магазина. Он согласился. 

Всё устроено так: в торговом зале находится моя мебель, на ней стоят настольные игры и сувениры. Впрочем, мы позиционируем магазин скорее как культурное пространство: Антон часто проводит по вечерам игротеки для детей и взрослых, а Андрей устраивает поэтические вечера, концерты, мастер-классы. По вечерам здесь всегда что-то происходит.

У каждого из нас собственная документация, но чтобы мы имели право пробивать товар друг друга по кассе, нам пришлось нанять друг друга на работу. Поэтому мы можем не присутствовать втроём в магазине: всегда кто-то один может продать любой товар.

Все три бизнеса – «идейные». Каждый вкладывает в своё дело большой смысл. «Кубик» вытягивает детей из-за компьютеров и планшетов, я выступаю за экологические материалы, а за национальными сувенирами приходят фанаты истории и культуры Беларуси. Мы думали нанять продавца, но решили: никто не расскажет о наших товарах лучше нас самих.

Крама Ц 

Особенности наших аудиторий 

1. Мебель особенно востребована семьями с детьми. Если люди про «для себя» думают: «Ай, ладно, и ДСП сойдет», то для ребёнка приобретают самое лучшее. Особенно, если у него аллергия. 

2. Настольные игры на полках здесь очень кстати: клиенты приходят за детской мебелью, заодно покупают игрушку ребенку. Если родители молодые – покупают ещё и себе. Бывает обратная ситуация: приходят с ребёнком купить развивающую игрушку, и обращают внимание на мебель. И могут через месяц вернуться и заказать. 

3. У этномагазина целевая аудитория иная – это люди, которые увлекаются историей и культурой Беларуси. Но есть и те, кто просто ищет подарок. Заходя к нам, они запоминают на будущее, что подарок можно найти у нас.

Крама Ц 

Наши бизнесы отличаются по отложенному спросу. У меня спрос отложенный в большей степени, у «Цудоўні» - чуть меньше, а у «Кубика» покупки часто совершают импульсивно. Чтобы купить мою мебель, люди долго думают: сравнивают цены, заходят на сайт. Я вижу по статистике сайта, что некоторые люди заходят по тысяче раз. 

Как «Крама Ц» повлияла на бизнес «33 комода»  

В партнёрстве с «Кубиком» и «Цудоўней» больше плюсов, чем минусов. 

Продажи увеличились, но сложно сказать, именно ли появление магазина этому способствовало. Люди и сами не помнят, откуда нас знают. Могут найти сайт через Google, «пощупать» в магазине, а потом заказать по интернету. Или наоборот – прийти посмотреть, а потом ещё на сайте полазить. 

С тех пор мы стали серьезнее заниматься сайтом - заказали SEO-продвижение, запустили рекламу в Интернете. Хотя в магазине выставлено далеко не всё: на сайте более 500 товаров, а тут 30-40. Из каждой коллекции постарались выставить по несколько вещей. 

Естественно, со временем мебель из магазина теряет товарный вид. Если в день комод потрогает руками 100 человек, или случайно ударит ногой, или поцарапает, то спустя полгода такой «жизни» его уже нужно менять. Мы продаём такую мебель со скидкой 10-20% в зависимости от дефектов. Мебель, которая находится на входе, приходиться менять чаще. Клиенту сразу хочется потрогать товар, и «под горячую руку» попадают ближайшие вещи. Мебель мы меняем примерно раз в полгода.

Крама Ц  

Есть и минусы, если можно их так назвать: 

  1. Не все посетители понимают, что попали в мебельный магазин, и не всем понятен такой формат. Бывает, люди заходят и говорят: «Ой, мы не туда попали» и приходится догонять их чуть ли не улице. Хотя в основном люди положительно реагируют. 

  2. Вся моя мебель «завалена» игрушками. Естественно, она выглядела бы привлекательнее, если бы на ней стояло только несколько ваз с цветами.

Маркетинг у всех трёх бизнесов разный 

Так как аудитории у нас всё же разные, то магазин мы особо не рекламируем, каждый занимается продвижением своего бизнеса. 

  1. У «33 комода» хорошо работает реклама в интернете, а также в лифтах и у подъездов новых домов. Мы размещали банеры на интернет-порталах, но эффективность там слабая. Эти деньги лучше было потратить на SEO и контекстную рекламу. 

  2. Для «Кубика» подходят три метода: игротеки (в том числе выездные – в городском парке, в лагерях, торговых центрах), реклама на радио, продвижение сайта с помощью SEO и контекстной рекламы.     

  3. «Цудоўня» продвигается так: через соцсети, благодаря мероприятиям (в том числе анонсы часто появляются в СМИ), через наружную рекламу (например, мы подготовили деревянную стрелку-указатель в сторону магазина). 

Общие расходы 

Мы определили, что вне зависимости от того, кто сколько занимает места, мы будем делить общие расходы поровну. Это: 

  • Арендная плата; 

  • Мелочи для офиса (средства для мытья, канцтовары, чай, кофе); 

  • Коммунальные платежи. 

Мы также купили на троих вендинговую кофемашину и продаём кофе на вынос. Это очень удобно: многие заходят просто выпить кофе - и обращают внимание на наши товары, можно угостить клиента в ожидании заказа или предложить напитки тем, кто пришел на игротеку или другое мероприятие. Мы не позиционируем этот уголок как кофейню, а рассматриваем его как приятный бонус. Прибыль частично покрывает расходы на аренду. 

Со временем нам уже стало тесно на 60 «квадратах», и в первой половине февраля мы переехали в более просторное помещение - на 100 «квадратов».

Мнение партнёра

  • Антон Янковский, владелец магазина  «Кубик»: Смешалось два позитивных фактора: взаимодополнение целевых аудиторией и хорошее месторасположение. К примеру, на мои продажи это влияет в такой пропорции: примерно 5% клиентов моих партнёров стали моими клиентами, 10-15% новых клиентов – это случайные люди, которые просто увидели магазин, 20-25% - результаты продвижения. Сейчас 70% продаж приходится на офлайн, остальное – на интернет-магазин. В основном, это заказы из других городов. Думаю, что клиентов у нас примерно поровну. Но сезонность и скорость совершения покупок разные: например, у «33 комода» на Новый год спад продаж, у меня и у «Цудоўни» – подъём. А если поднялся доллар, то люди идут закупаться мебелью.

Резюме 

Мы втроём понимаем, что в большом красивом помещении в центре мы можем существовать только все вместе. Это мотивирует всегда идти на компромисс и помогать друг другу. 

Без такого партнёрства мы будем только маленькими каморками на окраине. А в «Краме Ц» мы обмениваемся клиентами, помогаем следить за бизнесом друг друга, и просто нам так веселее. 

Основное условие для подобного сотрудничества - адекватность всех сторон. Люди в бизнесе часто пытаются «нагнуть» друг друга, урвать своё. Почему-то им это кажется крутым. Но я думаю, что понимание проблем других людей гораздо круче. 

Что касается необходимых условий для такого партнёрства, то желательно хотя бы минимальное пересечение целевых аудиторий.

Мнение партнёра

  • Андрей Нестерович, владелец магазина  «Цудоўня». До «Крама Ц» мой бизнес существовал лишь в проектном варианте. Сколько лет мне хотелось, чтобы появилось пространство, где можно найти ремесленные изделия. Как человеку, создающему вещи своими руками, мне также хотелось, чтобы появился какой-то конгломерат ремесленников. Я начал предлагать мастерам со всей страны продавать свои изделия через наш магазин. Одновременно с продажей мы начали устраивать лекции, мастер-классы, даже концерты. Город уже знает, что каждый вечер здесь что-то происходит. Трудно сказать, открыл бы я свой личный магазин или нет. Но если бы мы были по отдельности, каждому из нас было бы труднее. Сферы между собой не конкурируют.

Крама Ц

Читайте также:

Как устроен авторский магазин рукоделия.
Как запустить партнёрскую программу.
Как устроен магазин полезных продуктов.

14 марта 2016

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов