Современный дизайн продукта помогает продавать, привлекать новых пользователей, улучшать клиентский опыт и решать другие важные бизнес-задачи. Как и многое другое в эпоху IT, продуктовый дизайн меняется стремительно: то, что год назад было на пике популярности, сегодня уже устарело. Поэтому бизнесу нужно внимательно следить за трендами и быть готовым к очередной коррекции курса. О том, как меняется продуктовый дизайн и каким он будет в 2023 году, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказала продакт-дизайнер Арина Троицкая.
Арина Троицкая – UX/UI и продакт-дизайнер, предприниматель, преподаватель в онлайн-университете Skillbox. Работала графическом дизайнером, затем ушла в digital-рекламу, занималась разработкой мобильных интерфейсов. Среди клиентов, для которых выполняла проекты – «Яндекс» и «Сбертех». Отмечена наградами премий Red Dot Design Award и European Design Awards.
Роль дизайнеров в бизнесе изменилась с развитием цифровых продуктов. Если раньше дизайнеры были в основном художниками, создающими графику, красивую картинку, то сейчас они занимаются ещё и интерфейсом – не плоским визуалом, а интерактивным. В связи с этим у дизайнеров стали ценить не только художественные навыки, но и аналитический склад ума.
Компаниям потребовались продакт-дизайнеры – специалисты, разделяющие инженерный подход, понимающие маркетинг и устройство бизнес-процессов, умеющие проектировать пользовательский опыт.
Когда цифровых продуктов стало больше, усилилась конкуренция между дизайнерами. Запоминающийся визуал, созданный дизайнером, помогает выделить продукт из общей массы.
В итоге, сейчас задач у продуктового дизайнера очень много, и все они связаны с функциями продукта и его визуалом. Благодаря продуктовому дизайну компании могут решить следующие задачи:
-
Отстроиться от конкурентов;
-
Продавать свой сервис дороже, потому что более удобный и продуманный интерфейс упрощает пользователю жизнь;
-
Привлекать клиентов, потому что красивая оболочка зацепит внимание быстрее, чем менее привлекательная.
Но при этом не всё зависит от дизайна. В матрице продукта есть много других не менее важных элементов: логика, бизнес-задачи, пользовательский опыт. На дизайне нужно фокусироваться, но нельзя только на продакт-дизайнера свешивать и продажи.
В идеале продакт-дизайн помогает компании увеличивать прибыль, делать продукт запоминающимся и соответствующим времени. А сам дизайнер выступает проводником всех описанных процессов, плюс упорядочивает хаос из бизнес-требований, аналитики, личных пожеланий владельцев бизнеса: создаёт из них идеальный визуал и интерфейс.
Ориентируется на зумеров или поколение Z (люди, родившиеся в период примерно с 1995 по 2010 гг.), поэтому создаёт больше развлекательных продуктов. Аудитория бизнеса постепенно меняется, и это результат последних лет в целом. Зумеры не такие, как более старшие миллениалы – им не нужны карьерные достижения, у них на первом плане жизнь. Они относятся к заработку как к игре, и это приводит к использованию брендами игровых механик, роликов в формате TikTok (коротких и креативных).
Превращает покупателей в активных участников сообществ, формирующихся вокруг продуктов и компаний. Например, компании не просто запускают приложение с подписной моделью монетизации, а формируют вокруг него сообщество. В нём идёт не только общение, но и проводятся конкурсы, разыгрываются реальные или виртуальные подарки.
Такой подход помогает брендам удерживать пользователей. Клиент перестаёт быть сторонним лицом, которое просто платит за продукт. Он становится другом и участником продукта, между человеком и брендом устанавливаются дружеские отношения.
Продуктовый дизайнер отвечает за различные форматы взаимодействия пользователей с брендом и друг с другом. Он создаёт онлайн-форумы и учётные записи в социальных сетях. Кроме того, продумывает стратегию продвижения вместе с маркетинговой командой и помогает оформлять соответствующие материалы.
Разрабатывая продукты, которые соответствуют ценностям и убеждениям целевой аудитории, продуктовый дизайнер способствует формированию у пользователей общей идентичности с маркой. Например, если бренд нацелен на потребителей, заботящихся об окружающей среде, дизайнер продукта может сосредоточиться на использовании экологически чистых материалов и методов проектирования.
Развивает charity sales – продажи, выручка от которых идёт на благотворительность. Бренды рассылают приглашения на благотворительные ивенты, запускают совместные сборы средств, проводят конференции, организуют различные аукционы, распродажи.
Соответственно, дизайнер создаёт контент или товары, которые будут продаваться, занимается оформлением каналов продаж (придумывает сценарий покупки, и в соответствии с ним оформляет сайт).
В ближайший год в продуктовом дизайне будут появляться проекты в блокчейне, FinTech и особенно DeFi (открытая глобальная финансовая система). Это связано с перестройкой глобальных экономик в сторону онлайн-транзакций. Изменится само понятие дизайна. Существенная часть задач, которые дизайнеры решали ранее, уйдёт в прошлое. Возможно, появятся готовые решения. Как это сейчас происходит с дизайном простых одностраничных сайтов. Чтобы создать такой сайт, не нужны ни разработчики, ни дизайнеры. Достаточно зарегистрироваться на любом конструкторе сайтов – и можно всё создать самому по готовым шаблонам. Дизайнеры станут в большей степени креаторами, то есть будут решать более концептуальные задачи.
Дизайн придёт к тому, что высококонкурентная среда на рынке заставит мыслить в контексте «мы», а не «я». Продукты будут объединяться
– тренд на коллаборации уже существует, и он только усилится. Продукты станут менее нишевыми и более мультифункциональными, как Figma, например, где можно и нарисовать дизайн, и посмотреть код, и сделать прототип, и поговорить с коллегой благодаря встроенным звонкам.
Изменятся требования бизнеса к продуктовым дизайнерам. В России сократилось количество вакансий для этих специалистов. Теперь многие компании хотят, чтобы один дизайнер мог закрывать как можно больше задач и по soft skills, и по hard skills. Сейчас тимлиды вроде арт-директора снова начинают рисовать руками, как джуниоры (начинающие).
Это именно российская смена бизнес-фокусов. За рубежом, например, в США рисуют дизайнеры всех уровней. В России была другая структура: младшие дизайнеры рисуют, старший специалист создаёт для них рабочую среду. Сейчас всё перестраивается, скоро, как и везде в мире, рисовать будут дизайнеры всех уровней. Должность без hard skills и прикладных задач просто перестанет существовать в российских компаниях.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».