Опытные селлеры готовятся к высокому осеннему сезону в начале лета. Но даже если вы по каким-то причинам не начали полноценную подготовку заранее или только начинаете бизнес в сфере ecommerce, даже в августе есть возможность запрыгнуть в последний вагон уходящего поездка – и удачно провести весенние продажи. О том, что пользуется спросом осенью и что необходимо подготовить кроме ассортимента, порталу Biz360.ru рассказала продуктовый маркетолог «Яндекс Маркета» Екатерина Полякова.
Екатерина Полякова – продуктовый маркетолог маркетплейса «Яндекс Маркет». Закончила Московский политехнический университет по специальности «Информатика и вычислительная техника (веб-технологии)». До прихода в «Яндекс Маркет» несколько лет работала в стартапах – исследовала рынок, формулировала и проверяла гипотезы, запускала и продвигала продукты.

Подготовка к осени в e-commerce начинается как минимум в середине лета. А с середины августа стартует высокий сезон. Люди возвращаются из отпусков, готовят детей к школе или обновляют гардероб. Именно в этот момент начинается первый всплеск спроса, особенно в нише одежды и товаров для дома.
Поэтому если работаете или планируете работать с категорией fashion, важно заранее учитывать особенности холодного времени года и поведения покупателей. С наступлением осени в женской одежде традиционно растёт спрос на мягкие трикотажные платья, длинные юбки, жилеты, водолазки и уютные кардиганы, а также утеплённые джинсы и брюки. У мужчин в ходу свитшоты, джемперы, рубашки из плотного хлопка и брюки на каждый день. Всё это должно хорошо сочетаться между собой и вписываться в гардероб, который легко комбинировать и подстраивать под переменчивую осеннюю погоду.
Нельзя забывать и про верхнюю одежду: по всей России растёт спрос на пуховики, пальто, демисезонные куртки. По данным Wordstat, с августа по октябрь 2024 года интерес к этой категории увеличился почти на 60%. А по данным «Яндекс Маркета», продажи ботинок, сапог, курток и пуховиков, пальто и плащей, утеплённых жилетов, платков и шарфов, а также перчаток и варежек выросли более чем в четыре раза в этот период.
Среди других популярных ниш – категория home. Как правило, осенью мы проводим больше времени дома. Поэтому люди начинают интуитивно «гнездиться» – обустраивать жилище и создавать уют. Это влияет на потребительское поведение: в первую очередь растут продажи домашнего текстиля. К примеру, с августа по ноябрь 2024 года количество таких поисковых запросов выросло на четверть. Люди покупают пледы, подушки, утеплённые одеяла, шторы из плотных тканей, полотенца в ванную и на кухню.
Осенью потребители также обращают больше внимания на посуду. По данным –, осенью 2024 частотность таких поисковых запросов выросла на 15%. В ходу бокалы и стаканы, в том числе новогодние. Активно покупают фужеры для вина, чашки и чайники, наборы для выпечки. Популярны изделия из керамики и стекла, металла.
Изменения в погоде влияют и на спрос техники для дома. Например, с августа по октябрь прошлого года интерес к обогревателям вырос на две трети. Как правило, чаще всего покупают устройства конвекторного типа. Кроме того, берут сушилки в дополнение к стиральным машинам, в северных регионах – снегоуборщики, обычно на бензиновом двигателе. Для уюта холодными вечерами приобретают кофемашины, в большинстве случаев – автоматические.
Ещё одна традиционно популярная категория осенью – товары для учёбы и работы. Спросом пользуются канцтовары, мебель в детскую и кабинет, рюкзаки, техника – планшеты, компьютеры и так далее.
План работы в высокий сезон нужно начинать с тщательной подготовки. Обычно в это время заказы резко растут, сроки сжаты, а команда на пределе. Поэтому кроме ассортимента, нужно заранее позаботиться о запасах и привезти на склады все нужные позиции.
Пока готовите поставки, проверьте и обновите карточки в каталогах. Контент напрямую влияет на заметность и продажи. Максимально подробно заполните все характеристики, загрузите качественные фотографии и другой визуальный контент (видео и инфографику). Во-первых, так покупатель сможет в полной мере рассмотреть товар и скорее что-то купит, во-вторых, алгоритмы маркетплейсов поднимают качественно заполненные карточки в топ поисковой выдачи, что повышает продажи.
Не забывайте про отзывы: по данным Data Insight, в 9 из 10 случаев рекомендации других помогают людям принимать решение о покупке. Чтобы мотивировать потребителей делиться мнением о товаре, можно положить к заказу небольшой подарок или использовать опцию «Отзывы за баллы».
В высокий сезон спрос растет волнообразно, поэтому тщательно продумайте логистику. Для этого сочетайте разные модели работы с площадкой. Так получится организовать процессы с большей пользой. Например, для товаров с высоким и стабильным спросом подойдёт модель FBY (Fulfillment by Seller) – когда товары хранятся у продавца, который сам собирает и упаковывает заказы, а доставка осуществляется силами маркетплейса. По этой схеме заказы обычно приходят быстрее. По данным «Яндекс Маркета», доставка на следующий день увеличивает конверсию до 15%.
Что касается позиций, над которыми покупатель думает чуть дольше, продавайте их с помощью формата FBS (Fulfillment by Yandex) – в этом случае товары размещаются на складах маркетплейса, который берёт на себя все логистические процессы. Также эта модель подойдёт продавцам, у которых есть свой небольшой склад для запасов, но они не хотят выстраивать доставку до покупателя сами.
Кроме того, маркетплейсы предлагают широкий перечень вариантов, которые помогают ещё больше оптимизировать логистику – например, мультипоставки. Для продавцов это возможность передавать товары в разные регионы одним действием, не создавая отдельные заявки и не планируя несколько поездок на склад. Достаточно упаковать продукцию и привезти её за раз на склад или в ПВЗ, а распределением по регионам займется логистическая инфраструктура маркетплейса. Сейчас инструмент доступен для продавцов из более чем 700 городов и населенных пунктов России.
Если хотите усилить частотность покупки, не забывайте качать бренд. Выстраивать узнаваемость помогают высокий сервис, качество товара и индивидуальный подход.
А ещё можно продвигаться комплексно: так, чтобы у пользователя было много точек касания с брендом. В этом помогают инструменты на маркетплейсах – например, витрина магазина. Так бизнес станет заметнее. Кроме того, витрины можно настроить под себя, оформить баннеры и подборки товаров. Инструмент помогает работать с лояльностью аудитории, акцентировать её внимание на ассортименте и особенностях бренда.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».