Планируя открыть бизнес, многие начинающие предприниматели отталкиваются от собственных компетенций. Кондитер или пекарь откроет кондитерскую, автомеханик – сервис, врач – клинику. Когда фаундер профессионал в своей области, ему проще открыть бизнес именно в этой нише. Но от ошибок не застрахован даже самый опытный специалист. О том, как открыть успешный медицинский центр и что учитывать на этапе подготовки, порталу Biz360.ru рассказала основатель и главный врач центра персонального здоровья «Генезис» Анастасия Семененко.
Анастасия Семененко – основатель и главный врач центра персонального здоровья и репродукции «Генезис». По образованию – врач акушер-гинеколог. Член Российской ассоциации репродуктологов (РАРЧ), член Европейского общества репродукции человека и эмбриологии (ESHRE). После пяти лет в найме решила открыть собственную клинику. Центр «Генезис» начал работу в Санкт-Петербурге в 2011 году. Его оборот – 300 млн. рублей в год.
Идея открыть клинику принадлежала моему мужу. Он предприниматель и считает, что всегда лучше иметь своё дело, чем работать в найме. Изначально, в 2009 году, я планировала создать клинику по своему профилю и смежным направлениям: гинекология, урология и эндокринология. К открытию центра мой стаж был порядка пяти лет. Как и полагается, к задумке я подошла основательно: обратилась к консультанту, который составил бизнес-план, наняла проектировщиков помещений и т.д.
На стадии подготовки бизнес-плана специалист, который его писал, подбросил мне идею обратить внимание на вспомогательные репродуктивные технологии. И это в корне развернуло задумку. На тот момент подобных клиник в Санкт-Петербурге было очень мало, как, впрочем, и специалистов в этой области. Их были буквально единицы – человек пять на весь город. Один из них – Константин Боярский, который сначала был моим консультантом, а затем согласился стать партнёром в открытии клиники.
Деятельность медицинских организаций в России регламентируется огромным количеством нормативных актов. Поэтому без помощи квалифицированных специалистов на старте никак. Иначе окажется, что помещение не подходит для медучреждения, и Росздравнадзор просто откажет в лицензии. Поводов может быть много: недостаточно комнат в помещении или их небольшая площадь, низкие потолки, отсутствие штата или несоответствие компетенций специалистов заявленным в документах, не готовое оборудование и много чего ещё.
Для лицензии важно, чтобы медицинская организация была полностью готова к запуску – сформулированы услуги, подобраны специалисты с требующимися компетенциями, закуплено оборудование. Чтобы сократить путь до лицензии я однозначно рекомендую обращаться в специализированные организации.
Клинику мы открыли в 2011 году, то есть от задумки до реализации прошло два года. У нас не было особой спешки, мы делали всё тщательно и основательно. Это позволило нам с первого дня после получения лицензии начать принимать клиентов, и мы почти сразу вышли на самоокупаемость.
Выбор помещения и оснащение клиники были одними из самых продолжительных этапов. Задачу с площадью, ремонтом и оборудованием надо было решить так, чтобы этих ресурсов хватило не только на первые годы работы, но и намного дольше.
Оборудование для репродуктивной медицины дорогостоящее и закупается за рубежом, в основном в США. Почти все мировые клиники работают на одном оборудовании – выбор невелик. Разница в основном касается эмбриологии – разные специалисты предпочитают различные инкубаторы.
Я никогда не работала репродуктологом или эмбриологом. На стадии открытия я понимала, что медицинский бизнес требует подготовки, цена ошибки тут слишком высокая во всех смыслах. Мне порекомендовали консультанта, который помог подобрать часть техники для клиники, но нас это не спасло от лишних покупок.
У нас появилась часть оборудования, которым мы даже не пользовались, а продать его за ненадобностью оказалось довольно тяжело. Например, мы приобрели большой, но оказавшийся нефункциональным инкубатор K-systems. Со временем мы также меняли микроскопы и антивибрационный стол. Многое из непригодившегося мы просто раздавали. Эти потери обошлись нам в несколько сотен тысяч долларов.
Многие покупки проверяются только методом проб и ошибок, с первого раза, при отсутствии опыта построения клиники, сделать всё оптимально практически невозможно. С мебелью тоже возникли сложности. Что-то с течением времени пришлось менять – многие вещи оказались неудобными для нас.
Также для полноценной работы необходимо было подобрать IT-инструменты, которые отвечают всем критериям конкретной клиники и помогают в решении повседневных задач. Например, у нас это Zoom, в котором мы консультируем пациентов и проводим рабочие совещания. Для переписки с клиентами мы используем Whatsapp, для ведения внутренней отчётности – сервисы и инструменты от Google и AI.
Мы стараемся использовать все доступные технологии, которые могут упростить нам жизнь. С самого начала мы работаем в медицинской информационной системе «Медиалог», это ПО для решения комплекса лечебных и управленческих задач. В процессе работы наши IT-специалисты доработали её под наши нужды.
В нашей клинике я, как основатель и управленец, занимаюсь исключительно стратегией и принятием ключевых решений. А линейные участки работы остаются за специалистами узких профилей. Но так было не всегда. Сначала я сама вела приём как врач гинеколог-эндокринолог. При этом административная сторона работы клиники требовала моего постоянного участия. В моменты, когда администратор был занят и не мог снять трубку, на звонки отвечала я. Я перфекционист, поэтому для лучшего результата могла и сама поговорить с пациентами, и постоять за стойкой ресепшн.
Первое время в клинике я дневала и ночевала. Это уже спустя 13 лет я могу себе позволить иногда работать удалённо, но на старте это было невозможно.
Первые клиенты приходили к нам вслед за врачами. Константин Боярский – очень известный в Санкт-Петербурге репродуктолог, и на тот момент к нему выстраивались очереди. Это сейчас уже относительно несложно найти репродуктолога в новую, только открывающуюся клинику, а раньше их было по пальцам пересчитать.
Другие специалисты, которые пришли работать к нам, тоже были очень хорошего уровня – гинекологи, урологи, терапевты. Таким образом врачебная сторона была закрыта. Это дало нам востребованность с первого дня работы.
Сейчас в штате пять репродуктологов и один ассистент, три акушера-гинеколога, три уролога-андролога, есть также гематолог, онколог, маммолог, терапевт, генетик и много других смежных специалистов. У нас нет кадрового дефицита, нам регулярно поступают резюме: специалисты хотят у нас работать.
Некоторые опции у нас изначально были закрыты аутсорсингом – бухгалтерия, юридическая служба. Недавно мы перевели на аутсорсинг smm-продвижение.
С первого дня мы работали над повышением уровня сервиса. Вводили дополнительные опции и услуги. Одними из первых начали выдавать наборы одноразовых принадлежностей – пелёнки, полотенца, тапочки и всё то, что не хочется носить с собой весь день для посещения врача. Пациентам, которые приезжают сдавать анализы натощак, мы предлагаем шоколад и полезный перекус с чаем или кофе.
Я много путешествую и наблюдаю за сервисом в разных странах. Для меня важно, чтобы наши пациенты соприкасались со всем лучшим. У нас в помещении установлены диффузоры с приятным ароматом, который не раздражает беременных женщин. Для пациентов, которые приезжают с детьми, у нас есть детский уголок, где ребёнок может подождать маму и провести время с пользой.
Летом 2024 года мы запустили вызов такси для пациентов, которые проходили процедуры с наркозом. Это оказалось очень востребовано, так как не у всех есть машины или родственники с транспортом.
Вот что нужно для создания успешного бизнеса в сфере медицины:
-
Думать наперёд и изначально решить непростую задачу – дать клиентам то, чего ещё нет на рынке (или есть, но мало).
-
Приготовиться к крупным тратам. Наши вложения на старте составили более миллиона евро. И это не считая помещения и ремонта.
-
Не бояться нестандартной работы. В самом начале границы обязанностей могут стираться. Не надо пытаться перемешать между собой компетенции специалистов, однако менеджер (управляющий) должен быть готов разобраться во всех тонкостях и нюансах. Это потребуется хотя бы на стадии собеседований.
-
Ставить во главу пациентов – это главные потребители медицинских услуг, наш ориентир. Если не стараться закрывать их потребности, они будут искать альтернативы. Только сервис, который способен решить даже самые нестандартные запросы, сможет быть на плаву, расти и оставаться востребованным.
-
Нельзя прекращать движение, важно постоянно развиваться. Например, «Генезис» будет расширяться, но у нас нет цели тиражировать успешную практику и открывать ещё центры. Мы хотим выходить в смежные ниши. В наших планах на ближайшие пять лет – запуск линейки товаров для здоровья и красоты.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».