Это не игрушки: как кризис поменял ситуацию на рынке строительства детских игровых площадок

Прочтёте за 3 мин.

«Девелоперы вынуждены искать альтернативу среди отечественных производителей»

IT-инструменты, которые использует Артём Сорокин

  • AmoCRM
  • МойСклад
  • 1С-Битрикс

На рынке строительства детских площадок многие европейские поставщики, чья продукция была востребована московскими властями и застройщиками, прекратили свою деятельность в России. Отечественным игрокам, получавшим до этого менее масштабные заказы, приходится спешно инвестировать в развитие собственных производств. О том, как меняется рынок и как он выходит из сложившегося положения, порталу Biz360.ru рассказал основатель компании «Лебер Групп» Артём Сорокин.

Досье

Артём Сорокин – основатель и генеральный директор компании «Лебер Групп». По образованию – экономист, окончил МГСУ. Бизнесом начал заниматься ещё во время учёбы. В 2010 году основал компанию «Лебер Групп», которая специализируется на производстве детских площадок и городков. В штате свыше 200 человек, компания комплектует более 150 детских площадок в месяц, а также выполняет госконтракты по обустройству дворовых территорий в Москве, Подмосковье и других регионах России.

Артём Сорокин

Два типа крупных заказчиков

Рынок детских площадок в целом делится на два больших сегмента. Первый – муниципальный заказ, в котором действуют правила госзакупок: площадки устанавливаются в рамках городской программы благоустройства. Он занимает больше 50% рынка. 

Второй сегмент представляют девелоперы, для которых строительство детских площадок зачастую является не просто выполнением градостроительных норм, требующих создания социальной инфраструктуры, но и частью маркетинговой политики. Красивая и функциональная площадка рядом с возводимым жилым комплексом делает его привлекательным для потенциальных покупателей. 

По моим оценкам, годовые обороты муниципального заказа в Москве и Подмосковье составляют примерно 15 млрд. рублей, а в сегменте частных девелоперов – около 5 млрд. рублей. 

Лебер Групп

И конкуренция здесь высокая, ту или иную долю рынка занимают плюс-минус три десятка игроков. Если брать в расчёт только крупных поставщиков, то, пожалуй, можно отметить от семи до десяти отечественных компаний, которые имеют достаточную материальную базу, хорошую репутацию – и поэтому способны выполнять большие контракты. 

Уход иностранных компаний

Иностранные поставщики до недавних событий занимали около 20% рынка детских площадок. Весной этого года они, как и многие зарубежные компании из других отраслей, приняли решение прекратить или ограничить поставки и работу в Россию. Среди них финская Lapset, шведская Hags, датчане Kompan и другие (польские, немецкие и французские) фирмы. 

Всё это – ведущие европейские производители, которые существуют уже несколько десятилетий. А значит, их производственный опыт в несколько раз больше нашего. Их технологии проверены временем, а продукция достигла высокой степени совершенства по таким параметрам, как долговечность, привлекательность для детей и безопасность. 

Поэтому, прежде в премиальном сегменте рынка, российским подрядчикам часто доставались второстепенные заказы, вроде установки парковой мебели, беседок или нестандартных изделий. 

Сегодня многие крупнейшие застройщики столкнулись с ситуацией, в которой на стадии проектирования закладывалось импортное оборудование, с которым делались эскизы детских площадок для буклетов и рекламных материалов, но потом исполнить их в точности стало невозможно. Теперь девелоперы вынуждены искать достойную альтернативу среди отечественных производителей. 

Импортозамещение как вызов

Высокое качество площадок, к которому привыкли застройщики, стало серьёзным вызовом для российских производителей. Необходимо использовать прогрессивные, безопасные материалы и технологии. Например, брус из лиственницы вместо сосны, цинкование, импрегнацию (пропитывание материалов специальными растворами). 

И всё это приходилось осваивать и внедрять в довольно сжатые сроки. Буквально за два-три месяца нашей компании «Лебер Групп» пришлось разрабатывать новую линейку изделий, работать над дизайном, делать конструкторскую документацию, выпустить опытный образец, провести испытания, а затем повторить этот процесс ещё раз, исправив ошибки. И так для каждой единицы продукции. Для нас это не только большая нагрузка на специалистов, но и рост инвестиций в производство. 

Лебер Групп

Существует также проблема с нехваткой оборудования для производства: оно, как правило, импортное. К счастью, мы изначально сделали выбор в пользу китайских, а не европейских станков, и нам не пришлось срочно искать замену для расходников и комплектующих. 

Ценовой скачок

Общий рост цен на сырьё и комплектующие, необходимые для производства детских площадок, в марте текущего года составил примерно 30%. На инфляцию повлияли два фактора: дефицит сырья из Европы и резкий рост курса зарубежной валюты, который сделал китайские аналоги очень дорогими. 

Кроме того, никто не мог давать гарантии по поставкам, и не было никакой уверенности в том, что необходимые материалы будут получены точно в срок. 

Лебер Групп

К началу мая стоимость детских площадок возросла почти в два раза. Но затем курс доллара заметно просел, и летом началось небольшое снижение цен на 10-15%. Средняя стоимость строительства одной площадки зависит от её размера и качества. В нашей компании это около 3 млн. рублей, но нужно иметь в виду, что мы используем далеко не самые бюджетные материалы и комплектующие. 

Сезонность рынка

Игровые площадки обычно устанавливаются в тёплое время года. Таким образом, активное время строительно-монтажных работ составляет 3-4 месяца. Однако в первые же дни сезона начать работу зачастую невозможно: обычно оказывается, что для площадки не уложено асфальтовое основание. Соответственно, надо суметь без потери качества выполнить заказ в минимальное оставшееся время. 

Весь год компания работает в этой сфере для того, чтобы обеспечить выполнение заказов в течение короткого сезона. Запасается готовая продукция на складах, заранее организуются поставки от сторонних поставщиков материалов. 

«Лебер Групп» на своём опыте убедилась, что для стабильной работы лучше иметь собственные производственные цеха. Поэтому можно с осторожностью предположить, что импортозамещение на рынке детских площадок в будущем пройдёт без потери качества и незаметно для горожан.

Артём Сорокин

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

11 ноября 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов