Полноценно развиваться без маркетинга не может ни один бизнес. Каждая компания ищет свой путь в маркетинге: пробует разные инструменты, тестирует разные подходы, использует разные каналы коммуникации с клиентами. И далеко не всегда у одних работает то, что принесло успех другим. О том, как понять, эффективно ли вы строите свой маркетинг, порталу Biz360.ru рассказал креативный директор агентства KURAGA Антон Удодов.
Антон Удодов – креативный директор и главный бренд-стратег маркетингового агентства KURAGA. Опыт работы в маркетинге – более 10 лет. Сотрудничал с такими известными компаниями, как сеть пекарен «Волконский», сеть ритейла «Дикси», гастро-сети Black Star Burger, Farш и рядом других. Участник Ассоциации развития digital-агентств, автор курса на Skillbox, автор Telegram-канала «Ретроградный маркетинг».
Давайте разберёмся, какие задачи решает маркетинг для бизнеса:
-
Рост продаж. Это базовая функция маркетинга, но не единственная, как часто думают собственники бизнеса. Поэтому не каждый ваш пост в социальной сети должен привести 20 новых клиентов.
-
Привлечение клиентов. Маркетинг помогает привлекать внимание потенциальных клиентов. Эффективные маркетинговые стратегии создают интерес к продуктам или услугам, побуждая людей сделать выбор именно в их сторону.
-
Создание бренда. Сильный бренд создаётся путём маркетинговых кампаний: это повышает узнаваемость, доверие и лояльность потребителей, что важно для долгосрочного успеха.
-
Взаимодействие с клиентами. Маркетинг обеспечивает эффективные каналы взаимодействия с клиентами, что не только поддерживает связь с ними, но и помогает лучше узнать конечного потребителя. А значит, создавать продукт под его запрос. Следовательно, повышать продажи.
-
Оптимизация затрат. Эффективные маркетинговые кампании позволяют компаниям оптимизировать затраты и максимизировать возврат на вложенные инвестиции, делая расходы на маркетинг более эффективными.
-
Повышение конкурентоспособности. Хороший маркетинг делает компанию более конкурентоспособной и устойчивой.
Маркетинг невозможен без конкретных целей, которые в свою очередь основаны на маркетинговой стратегии и выражены в показателях эффективности. KPI являются аспектом измерения результатов маркетинговой кампании.
Топ-5 целей бизнеса и показатели эффективности маркетинга
Как видите, у маркетинга может быть не одна цель, а несколько. Но бизнес будет эффективным, когда вы сконцентрируетесь на одной-двух приоритетных целях. Помните, что растёт всегда то, на что направлено внимание и все усилия команды.
Поэтому поставьте перед собой пару целей, достигните их, трансформируйте с учётом новых вводных – и только потом переходите к следующим.
Главное тут – вовремя увидеть сигналы, что что-то не работает. Поэтому возьмите за правило проводить ежемесячное ревью по всем целям и гипотезам.
Итак, представим, вы решили запустить маркетинговую кампанию (будь то посевы в телеграм-каналах или баннер напротив фитнес-клуба с рекламой вашего ЗОЖ-кафе), как понять, что она не зашла пользователю? Это можно сделать по следующим сигналам:
-
Вы не увидели рост продаж. Если у вас наблюдается продолжительный спад объёмов продаж или они значительно ниже ожидаемых, это может быть сигналом того, что текущая маркетинговая стратегия не приносит желаемых результатов.
-
Низкий уровень вовлечённости клиентов. Метрики вовлечённости, такие как отзывы, комментарии в социальных сетях, клики по рекламе могут дать представление о том, насколько эффективна стратегия взаимодействия с аудиторией.
-
Отсутствие прямого отклика. Причём иногда негативный отклик – тоже результат. Но для этого надо «уметь в чёрный пиар».
-
Неверно выбранный канал. Анализируйте, какие маркетинговые каналы приносят наибольший трафик и конверсии. Если какие-то каналы показывают слабые результаты, возможно, их следует пересмотреть или заменить.
-
Отток клиентов. Это может быть признаком того, что ваша стратегия не обеспечивает удовлетворение и лояльность клиентов.
-
Низкие цифры сразу по нескольким показателям. Плохие показатели в маркетинговых кампаниях, такие как низкая конверсия, высокая стоимость привлечения клиента (CAC), низкое соотношение цена/качество, также могут указывать на неэффективность стратегии.
Собрал для вас полноценный чек-лист, который поможет проверить эффективность маркетинга. Если по всем пунктам вы можете ответить «да», то результат будет. Если ещё есть ответы «нет», то стоит весь ресурс команды направить в эту сторону.
-
У вас есть маркетинговая стратегия?
-
Ваши цели соответствуют маркетинговой стратегии?
-
Вы сфокусированы на одной-двух приоритетных целях, которые выражены в показателях эффективности, и вы их периодически замеряете?
-
Ваши действия отвечают целям?
-
Вы понимаете свою целевую аудиторию?
-
Вы используете несколько каналов, а не бросаете все силы на один?
-
Вы измеряете результаты, а не работаете «вслепую»?
-
Вы получаете обратную связь или напрямую её запрашиваете у клиентов?
-
Вы анализируете, что делают конкуренты и принимаете это во внимание?
Адаптация маркетинговой стратегии является важным компонентом успешного ведения бизнеса в условиях постоянно меняющегося рынка и потребительского поведения – не стойте на месте, тестируйте новые гипотезы и всегда будьте готовы, что что-то может не сработать.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».