Как управлять компанией в условиях кризиса: рекомендации Ицхака Адизеса

Прочтёте за 3 мин.

Избранные места из бизнес-бестселлера «Управление в условиях кризиса»

Российские компании переживают кризис, аналогов которому ещё не было. Собственники бизнеса любого размера сейчас решают одинаковые проблемы: нарушение логистики, девальвация рубля, невозможность поставок от европейских поставщиков, смена маркетинговых каналов и так далее. Ицхак Адизес, автор теории жизненных циклов компании, считает, что из кризисов можно извлекать пользу. О том, что делать предпринимателю для сохранения дела в непростые времена, он написал в книге «Управление в условиях кризиса». С разрешения издательства «Альпина Паблишер», выпустившего эту книгу, мы публикуем некоторые ключевые рекомендации из неё.

Управление в условиях кризиса 

Критически оценивайте денежный поток

Прежде всего следует посмотреть в глаза реальности. Во времена кризиса деньги решают всё. Поэтому бережное отношение к деньгам и сокращение расходов – это благо. Некоторые компании принимают решения, опираясь на данные учёта методом начисления. Но при такой системе ваши дела могут внешне обстоять неплохо, даже если поток денежных средств оставляет желать лучшего. 

Поэтому я предлагаю другой вариант, который годится как для личной жизни, так и для нужд компании. Перестаньте опираться на метод начисления. Первым делом нужно осуществить перспективную оценку денежного потока. При этом прибыль в краткосрочном аспекте не так важна, как денежные средства. Денежные средства – кровь компании. Если вы истечёте кровью, то умрёте. 

Обычно я рекомендую в период кризиса планировать денежные потоки компании на тринадцать недель вперёд, принимая во внимание поступление и отток денежных средств. Тринадцать недель – три месяца плюс неделя. В конце каждой недели корректируйте свои планы с учетом свежей информации. Внесите поправки в план на ближайшие двенадцать недель и добавьте ещё неделю. Это позволит вам всегда смотреть на тринадцать недель вперёд и строить планы, опираясь на свежую информацию, которая поступила за последнюю неделю. 

Однажды в Мексике я консультировал весьма крупную компанию, которая работает на рынке недвижимости. Ошибка этой компании была типична для времён кризиса. Её руководители тратили уйму времени, пытаясь добиться от банка выделения новых кредитов. Проанализировав ситуацию, мы обнаружили, что привлечение капитала обходится компании очень дорого. Большую часть расходов составляли выплаты процентов по кредитам, взятым ранее. Худшее, что можно было сделать в такой ситуации, – это наращивать долги. Компания не должна была тратить больше денег на кредиты и выплачивать дополнительные проценты. Она не могла себе это позволить. 

Когда вы понимаете, что обанкротились? Если вы не можете получить кредит, чтобы выплатить проценты по кредитам, взятым ранее, вам конец. Поэтому я предложил мексиканской компании пойти другим путём и продать часть своих материально-производственных запасов. Зачем? Чтобы увеличить приток денежных средств. Даже если вам приходится продавать по себестоимости, даже если вы теряете деньги, покрывая переменные издержки, вы частично компенсируете накладные расходы. В долгосрочной перспективе такой подход не годится, но он позволит вам выиграть время. 

Руководители компании, о  которой идёт речь, едва не совершили ещё одну ошибку. Они собирались уволить людей. 

Сохраните эффективных сотрудников

Увольняя людей, будьте осмотрительны. Поймите меня правильно. Безусловно, вам придётся обследовать свою организацию и выявить тех, кто работает недостаточно эффективно и зря ест свой хлеб. Избавьтесь от них. Но это пора было сделать давным-давно. Зачем вам лишний балласт? Зачем держать людей, которые не приносят пользы? Почему понадобился кризис, чтобы заставить вас навести порядок? Может быть, ваша беда в том, что вы не держите руку на пульсе организации постоянно? Неужели для того, чтобы вы обратили внимание на проблемы компании, непременно нужен кризис? 

Но не увольняйте хороших сотрудников только ради того, чтобы сократить затраты. Многие консультанты традиционного толка рекомендуют именно это. Они видят, что у вас слишком много расходов. Они ставят вас на весы и говорят: «Знаете что? А ведь у вас двадцать фунтов лишнего веса! Вам нужно сбросить двадцать фунтов». После этого они отрезают вам одну ногу. Теперь ваш вес идеален, но у вас нет ноги. Я не говорю о ситуации, когда компании грозит банкротство. В случае гангрены ногу придётся ампутировать. Но не стоит отрезать здоровую ногу, чтобы ваш вес стал идеальным. 

Что делает медведь, когда наступает зима? Сосёт лапу, чтобы покрыть свою потребность в  калориях, или впадает в спячку, чтобы замедлить обмен веществ в организме. Как вы поступите со своей семьёй в период финансового кризиса? Неужели вы выгоните одного из детей на улицу, чтобы вам хватило средств прокормить остальных? 

Вам следует избавиться от жира, но не от мускулов. Если вы теряете хороших людей, мускулы вашей организации, ради того, чтобы отчётные показатели выглядели более оптимистично, вы обманываете себя. Сколько средств уйдет на то, чтобы нанять и  обучить хороших людей позднее, когда кризис останется позади и сотрудники понадобятся вновь? Ничто не вечно. Сохраните свои активы, чтобы, когда экономический рост возобновится, вы могли вновь во весь опор помчаться вперёд

Однажды я спросил Фердинанда Порше, сына основателя компании Porsche: «Фердинанд, если бы вам пришлось сделать выбор – потерять людей или лишиться оборудования, – от  чего бы вы отказались в первую очередь?» Как вы думаете, каков был его ответ? «От оборудования!» Почему? Что легче заменить, человека или машину? Машину! Вы покупаете станки, тратите некоторое время на  то, чтобы запрограммировать их, и они готовы к работе. Но представьте, что нужно заново нанять людей, обучить их, наладить отношения, воссоздать культуру… Сколько времени на это понадобится? 

Заметьте, самая сложная задача компании – создание культуры. Утратить культуру, взаимное доверие и  уважение просто. Но, если мы собираемся стоять спина к  спине, отражая нападение врага, без них не обойтись. Чтобы создать и укрепить культуру, нужно время. Иногда на то, чтобы найти подходящих людей, которые умеют возражать, не  проявляя неприязни, уходят годы

А  так ли прост процесс найма? Из десяти претендентов едва ли найдётся три подходящих, но их надо найти, потом обучить, потом заниматься их развитием и воспитанием и создавать атмосферу, в которой отношения между людьми носят конструктивный характер. И после этого вы уволите их? 

Некоторые руководители говорили мне: «Я понимаю это, но, если я откажусь от увольнений, это обойдётся мне слишком дорого». Что ж, возможно, затраты на рабочую силу в период кризиса могут и вправду оказаться для вас непосильными. Но разве увольнение – единственный выход? 

Если вы работаете в трудоёмкой, а не капиталоёмкой сфере, и затраты на рабочую силу и в самом деле основная статья ваших издержек, но при этом ваши люди талантливы и трудятся плодотворно, а ваша компания просто страдает от падения спроса, я бы порекомендовал вместо увольнений перевести всех на сокращённый рабочий день. 

Пусть ваша компания заляжет в спячку, как медведь зимой, а неприятности из-за уменьшения объёма работ и снижения заработка станут общей бедой для всей организации, включая высшее руководство. Если поделить работу на всех, пострадает каждый, но в меньшей степени, что позволит вам сохранить трудовые ресурсы. Ведь именно так вы поступаете с оборудованием, когда работы недостаточно. Вы не выбрасываете станки на улицу из-за того, что у вас мало работы. Просто какое-то время они простаивают. 

Место для творчества

Что делать с людьми, после того как вы сократили их рабочий день, чтобы уменьшить затраты? У вас по-прежнему нет работы, чтобы загрузить их, – ведь спрос упал. 

Пришла пора для творческого мышления. Ранее, когда спрос на ваши продукты был высок, вам не хватало времени на то, чтобы подойти к делу творчески. Задуматься о том, чем ещё можно заняться или как выполнить работу лучше. Вам было некогда привести в порядок то, что разваливалось на части. Теперь, когда темпы роста снизились, и у людей появилось время, наступил весьма подходящий момент поручить им работу, которая обеспечит приток инноваций. В этом случае кризис поможет сделать компанию более сплоченной, более активной, более изобретательной, чем когда-либо. 

Подробнее о преодолении компаниями сложных экономических времён читайте в книге Ицхака Адизеса «Управление в условиях кризиса».

Ицхак Адизес

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

10 марта 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов