Кормить завтраками: как меняется в кризис российский рынок доставки еды

Прочтёте за 4 мин.

«Наш сектор пока рано хоронить»

IT-инструменты, которые использует Иван Труфанов

  • Fibery
  • Metabase
  • Omnidesk

В 2022 году многие жители России уехали из страны: навсегда или временно – покажет время. Для многих бизнесов, в частности, для сервисов доставки еды и продуктов это негативный фактор. Как правило, релоцировались жители крупных городов со стабильным доходом, то есть их основные клиенты. О том, как отток россиян отразился на рынке доставки и какие перспективы его ждут, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказывает Иван Труфанов, CEO сервиса доставки Broniboy.

Досье

Иван Труфанов – СЕО сервиса Broniboy. Окончил факультет прикладной информатики в Финансовом университете при правительстве РФ. Работал iOS-разработчиком в «Альфа-банке», был главой разработки мобильных приложений в amoCRM. В 2015 году создал агентство мобильной разработки Werbary. В 2017 году в партнёрстве с предпринимателем Александром Радионовым запустил на юге России сервис доставки еды Broniboy, в сентябре 2021 года стал СЕО проекта.

Иван Труфанов

Отток аудитории и клиентов

Тренд на релокацию начался ещё в пандемию, когда в России активно набирала популярность удалённая работа. В апреле 2020 года количество полностью ушедших на удалёнку россиян выросло в пять раз. Люди увидели для себя новый удобный формат занятости, при котором можно из условной Москвы перебраться на дачу в Подмосковье, а то и вовсе в другую страну. Преимущественно удалённая работа коснулась, во-первых, цифровых направлений: ИТ, дизайна, медиа, маркетинга. Специалистам этих индустрий редко нужно собираться в офисе и зависят они исключительно от рабочего инструмента в основном, ноутбука или компьютера. 

Но в 2022 году релокация для многих россиян стала остро актуальной. Данные Росстата свидетельствуют, что к сентябрю 2022 года из России уехали почти 420 тысяч человек в два раза больше, чем за тот же временной отрезок 2021 года. И если в 2021 году был прирост населения, то в 2022 году Росстат всё же признал миграционный отток. 

В конце сентября случилась вторая волна: на фоне новостей о мобилизации страну покинули ещё 700 тысяч человек. Это уже очень спешные отъезды, причё взлётам в условиях частично перекрытых сухопутных границ с ЕС и резкого взлёта цен на оставшиеся направления. То есть речь идёт об очень дорогой релокации для тех, кто мог себе это позволить жителей крупных городов, обеспеченных, с хорошей финансовой подушкой и стабильным доходом. Часть этих людей те, кто может работать удалённо. 

Сколько в итоге уехало людей, неизвестно. Но очевидно, что отток жителей крупных городов действительно есть, и покидают страну те люди, которые активно поддерживали экономику: тратили деньги на развлечения вне дома, пользовались цифровыми сервисами и услугами в том числе доставкой. 

Как чувствует себя сфера доставки еды

Чтобы понимать, насколько для рынка доставки еды значимы уезжающие россияне, нужно посмотреть на портрет целевой аудитории этих сервисов. По оценкам компании OMI, проводившей исследование в 2019 году, услугой доставки еды пользовались 65% жителей крупных городов. Также семейные люди чаще заказывали еду на дом в 70% случаев. А если в семье есть дети, то чем их больше, тем чаще человек прибегает к доставке. 

У ВЦИОМ есть данные по рынку доставки в целом: услуга востребована преимущественно у жителей Москвы, Петербурга и городов-миллионников. А из населения сёл и городов численностью меньше 100 тысяч человек практически каждый второй никогда ничего не заказывал. По возрасту большинство потребителей услуги младше 45 лет. 

Эти данные разрозненные, однако они позволяют понять несколько важных моментов. Потребители на рынке доставки еды это, в первую очередь, жители мегаполисов. В мелких населённых пунктах сервис не востребован. Также это семейные люди, с детьми, они старше 18 и, зачастую, младше 45 лет. Такому очень примерному портрету соответствуют многие из сотен тысяч уехавших в 2022 году россиян. Потому потенциально рынок доставки еды может просесть и отчасти это уже произошло. 

С 21 по 30 сентября, по данным платёжной инфраструктуры Cloud, объём заказов из супермаркетов упал на 94%, а средний чек к началу месяца снизился на 13%. Кроме этого, изменилась сама потребительская корзина: на первый план вышли консервы, крупы, макароны, сахар и мука. Все деликатесы и дорогие продукты вроде красной рыбы потеряли спрос. 

Участники рынка доставки еды рассказали, что после 21 сентября сократилось количество заказов. У ресторанов «Мясо&Рыба» на 20-25%, у сети правильного питания «Фитнес Меню» на 20%. У сервиса «Кухня на районе», по словам его менеджмента, ощутимая часть аудитории оказалась за пределами России, поэтому выручка снизилась на 12%. 

Но и до мобилизации отмечалось падение спроса в сфере доставки. В результате за январь-сентябрь 2022 года объём заказов из ресторанов и кафе Москвы упал на 31% к тому же периоду 2021 года, а траты москвичей на 25%. Вместе с тем онлайн-продажи продуктов во втором квартале 2022 года уменьшились на 20% в денежном выражении относительно первого квартала. И такая отрицательная динамика со времён пандемии случилась впервые. 

И все же, эти данные пока не выглядят критичными. Рынок доставки еды всё равно растёт, пусть и делает это не так быстро, как в предыдущие годы. По июльским прогнозам аналитиков в 2022 году он должен увеличиться на 10%. Игроки рынка в это тоже верят: рестораторы считают, что ситуация с заказами придёт в норму очень скоро, в том числе в премиум-сегменте, который проседает из-за отъезда россиян одним из первых. 

Сами сервисы доставки настроены оптимистично, поскольку готовы развиваться не только в устойчивом бюджетном сегменте. Например, сервис Catery запустил премиум-сегмент с ресторанами, предлагающими изысканную кухню. По словам представителей Catery, доля заказов премиум-кейтеринга у компании увеличивается, поэтому можно расширять это направление. 

Как изменится рынок

Сейчас рано говорить о том, что отток жителей крупных городов уже закончился или прекратится в ближайшее время. Этому может способствовать и развитие тренда на статус цифрового кочевника человека, который работает из любой точки мира и периодически переезжает. 

Но отток жителей крупных городов не единственная проблема, которую необходимо учитывать, прогнозируя будущее рынка доставки. Сама доставка постепенно становится дороже, растут цены на продукты. Из-за этого будет увеличиваться чек, услуга станет для клиентов менее доступной. Снизится частота заказов при прежнем объёме аудитории, поэтому рынок замедлит развитие. Эти изменения, скорее всего, мы заметим в следующем году. И это приведёт к тому, что темпы роста рынка замедлятся, но он не остановит развитие. 

Популярность услуги слишком высока, чтобы люди отказались от доставки как продуктов, так и готовой еды. Они могут перестать ходить в кафе и рестораны, потому что это не приоритетная активность, но заказывать на дом продолжат. Это подтверждает свежее исследование РБК по третьему кварталу 2022 года: доля тех, кто намерен отказаться от развлечений вне дома и питания в кафе и ресторанах ради экономии, заметно ниже, чем тех, кто откажется от доставки готовой еды. 

Одна из причин в том, что заказ доставки это импульсивное решение. Сейчас у человека нет сил готовить, и он ищет сайт ресторана. Или он едет домой и понимает, что не успеет добраться до гипермаркета, а холодильник пустой: набрасывает по пути корзину в онлайн-магазине. Полностью исключить такие ситуации трудно. 

Кроме этого, будет происходить трансформация рынка: усилится рост количества заказов с более низким чеком например, в фастфуд-сегменте. Эта тенденция наблюдается с февраля и характерна для кризисных периодов. Дорогие рестораны и заведения среднего класса проседают в выручке, в то время как в бюджетной нише ситуация не меняется или даже улучшается. 

А для самих сервисов доставки отъезд сотен тысяч людей может привести к изменениям в штате. Компаниям придётся нанимать больше женщин и мужчин старше 45-50 лет, потому что возникнут сложности с поиском молодых кандидатов. 

Несмотря на все проблемы, которые возникают на рынке доставки, его рано хоронить. Он не покажет такого же стремительного роста, какой демонстрировал в пандемию, но продолжит расти. Новые игроки всё ещё могут появляться, но уже будут заходить осторожнее потому что выжить и выиграть в этой нише сейчас сложно. Однако будущее у рынка доставки определённо есть, и оно не мрачное.

Food

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

07 декабря 2022

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов