Ужин в коробке: как меняется рынок готовой еды в России

Прочтёте за 3 мин.

«Драйверы рынка готовой еды – высокое качество, вкус и безопасность»

Готовые блюда становятся всё более популярными у покупателей, особенно в крупных городах. Многие люди предпочитают не тратить время на приготовление домашней еды, а покупают или заказывают в специальных сервисах как отдельные блюда, так и рационы на день, неделю или месяц. О том, что происходит с рынком готовой еды, Biz360.ru спросил некоторых его игроков. 

«Перетекание спроса из среднего сегмента в бюджетный»

Сергей Королёв 

Сергей Королёв
сооснователь и СЕO сервиса доставки готовых блюд justfood 

Мы замечаем несколько трендов, которые значимо влияют на потребление: 

  • значительный рост цен в ресторанах и кафе мотивировал людей чаще, чем раньше, потреблять заранее приготовленную готовую еду (в коробочках); 

  • значимое увеличение спроса в низком ценовом сегменте и снижение в среднем ценовом сегменте; 

  • продолжает развиваться предложение готовой еды в ритейле, и даже те сети, которые до последнего игнорировали рост популярности готовой еды, тоже стали инвестировать в развитие этого направления. 

С одной стороны, продолжится перетекание спроса из среднего сегмента в бюджетный. С другой, производители будут расширять предложение готовых блюд, т.к. в сравнении с ресторанными ценами, цены на коробочки с готовой едой продолжают быть довольно низкими. 

Мы также видим глобальный рост спроса на готовую еду – выручки кухонь увеличиваются и, как мы ожидаем, этот тренд будет с нами ещё долгое время. В том числе начинается рост за счёт регионов. 

Использование ИИ в сфере готовой еды – это, скорее, красивые истории, чем реальная польза. Но мы уверены, что на дистанции нескольких лет передовые игроки, которые смогут позволить себе расходы на R&D (исследование и разработку – прим. редакции), сумеют значимо повысить эффективность производства за счёт применения ИИ. 

«Покупатели всё чаще предпочитают готовые блюда домашней готовке»

Мария Дмитриева 

Мария Дмитриева,
руководитель направления готовой еды в «Яндекс Лавке» 

Рынок доставки готовой еды продолжает показывать стабильный рост. Например, за последний год в «Яндекс Лавке» покупателей готовой еды стало больше на 30%. Увеличивается также количество заказов и размер чека. Многие покупатели, особенно молодые, всё чаще предпочитают готовые блюда домашней готовке. Это экономит им время и силы. Готовая еда постепенно всё больше встраивается в повседневную жизнь потребителей, что превращает потенциал рынка в огромный. 

Драйверы рынка готовой еды – высокое качество, вкус и безопасность продукции. Всё это укрепляет доверие покупателей. Чаще всего они отдают предпочтения блюдам собственных торговых марок (СТМ), чем остальному ассортименту. Поэтому всё больше ритейлеров активно развивают СТМ, в том числе и в премиум-сегменте. 

Если говорить про барьеры рынка, то это, скорее, непонимание того, как «устроена» готовая еда в коробке. Например, у части потребителей есть предубеждение, что такая еда не может быть вкусной, потому что хранится несколько дней. С этими барьерами надо работать всем участникам рынка. В частности, больше рассказывать покупателям о составах, за счёт чего продлевается срок годности готовой еды, о контроле качества и так далее. 

В заготовке полуфабрикатов набирает популярность автоклавирование: с его помощью производители смогут готовить охлаждённую еду с увеличенным сроком годности. В ближайшие годы массовое хлебопечение освоит технологию холодного брожения и сможет производить так называемый крафтовый хлеб в большом количестве. 

Мне кажется, отношение потребителей к готовой еде уже начинает меняться в лучшую сторону, и это – заслуга всех, кто непрерывно работает над качеством своей продукции. 

«Нишевые компании стагнируют»

Михаил Парашкин 

Михаил Парашкин,
руководитель продукта готовой еды сервиса «Кухня на районе» 

Стремительное развитие тренда доставки готовой еды началось с пандемии. Именно она произвела мощнейший сдвиг на рынке готовой еды и товаров повседневного спроса: к инноваторам и ранним последователям нового образа питания присоединились и другие категориии потребителей. В этот период произошёл рост моделей дарксторов и маркетплейсов, сервисов доставки традиционного ритейла. Ковидные ограничения ушли, а привычка горожан заказывать еду и товары осталась. Рынок продолжает расти. 

В 2023 году ситуация сильно изменилась – мы вступили в фазу активной консолидации. Проникновение egrocery-сервисов (продажа товаров повседневного спроса через интернет) в повседневную жизнь горожан достигает своего максимума, аудитория тяготеет к крупнейшим игрокам, нишевые компании стагнируют. Главным драйвером привлечения и удержания клиентов становится уникальный ассортимент. 

В 2024 году ожидается сдвиг в тенденциях питания: от привычной домашней еды к более разнообразным кухням, таким как итальянская, японская, европейская и другие. Клиенты становятся всё более открытыми для новых вкусов и культур, что отражается на их предпочтениях. Многие люди обращаются к услугам доставки холодной готовой еды. Этот тренд набирает обороты, появилось больше доверия к продукту, удобство которого позволяет экономить время и усилия. 

Важнейший фактор эффективности нашего бизнеса – в непрерывном улучшении операционного цикла: от планирования продаж к цепочкам поставок и дистрибуции. Мы стараемся не останавливать модернизацию нашего центрального производства и использовать все технологические новинки. Например, такие, как наш блинный робот «Опти». 

Перспективы и тенденции рынка готовой еды и полуфабрикатов эти и другие спикеры будут обсуждать на конференции и выставке GOTOVO, которая пройдёт 19-22 марта в Москве.

Food in Box

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

18 марта 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов