10 ошибок при внедрении искусственного интеллекта в малом бизнесе

Прочтёте за 3 мин.

«Не ждите, что ИИ вмиг преобразит ваш отдел продаж или маркетинга»

IT-инструменты, которые использует Валентина Шумилова

  • ChatGPT
  • Perplexity
  • Telegram

Искусственный интеллект может принести существенную пользу компаниям малого бизнеса. Он способен автоматизировать рутинные задачи, улучшить обслуживание клиентов, оптимизировать многие бизнес-процессы. Но опыт показывает, что многие попытки его внедрения терпят неудачу. В итоге компании остаются с убытками и разочарованием. О том, какие типичные ошибки совершает бизнес при внедрении ИИ, порталу Biz360.ru рассказала основатель ГК «Руполис» Валентина Шумилова.

Досье

Валентина Шумилова – предприниматель из Москвы, основатель ГК «Руполис», бизнес-консультант. Опыт в предпринимательстве – свыше 25 лет. Эксперт в сфере девелопмента, юридической экспертизы бизнес-проектов и управления совместными предприятиями. Группа компаний «Руполис» начала внедрение искусственного интеллекта в бизнес-процессы одной из первых в стране.

Валентина Шумилова

Ошибка № 1: ИИ ради моды

Довольно часто происходят ситуации, когда компании торопятся внедрять ИИ просто потому, что так «делают все», а не потому, что им это действительно нужно. В итоге компания тратит деньги на дорогие подписки, а сотрудники используют ИИ только для простых задач (или не используют вообще – такое тоже бывает). 

Например, маркетологи делают рерайт текстов, HR-специалисты составляют инструкции, а продажи по-прежнему ведутся вручную. Получается, что инструмент вроде бы есть, но реальной выгоды он не приносит. 

Чтобы избежать такого рода проблем, начните с определения чёткой цели. Например: «Нам нужно, чтобы отчёты готовились не за 5 часов, а за 15 минут» или «Нам нужно, чтобы входящие заявки обрабатывались автоматически». Сначала определитесь с целью, затем с тем, какой ИИ-инструмент вам подойдёт, и только потом думайте о ресурсах, которые нужно потратить на внедрение. 

Ошибка № 2: кот в мешке

После просмотра презентаций предприниматели часто покупают дорогие системы с искусственным интеллектом, которые оказываются сложными в использовании. Или они избыточны и плохо совместимы с уже имеющимися в компании программами – CRM, системами учёта и т.д. В итоге проект останавливается, а компания теряет деньги. 

Чтобы избежать проблем, запустите для начала пробный проект. Возьмите какой-то один простой процесс, например, обработку заявок. Пусть сотрудники пару недель потестируют технологию. Потом сравните, сколько времени у них уходило раньше и сколько уходит сейчас. Если видите, что время сократилось, тогда можно внедрять это везде. Если нет, ищите другой вариант. 

Ошибка № 3: персонал не обучен

Внедрение ИИ-платформы без обучения персонала – это путь к провалу проекта. Вероятно, сотрудники не будут использовать новый инструмент в полную силу, или вовсе откажутся от него. Компания потратит деньги, но не увидит ожидаемых результатов. 

Чтобы этого не произошло, организуйте короткие тренинги, которые показывают, как ИИ может помочь в решении повседневных задач. Расскажите сотрудникам о преимуществах: сокращение рутинной работы и больше времени на важные дела. 

Ошибка № 4: завышенные ожидания

Не ждите, что искусственный интеллект вмиг преобразит ваш отдел продаж или департамент маркетинга. Скорее, резкое внедрение может вызвать недовольство и снизить мотивацию у сотрудников. 

Решение: вводите ИИ постепенно, начните с чего-то одного. Устанавливайте достижимые цели, например, уменьшить время подготовки отчётов на 40%, а не заоблачные, как увеличить продажи в два раза. 

Ошибка №5: несоблюдение правил кибербезопасности

Сотрудники могут загружать в общедоступные облачные сервисы конфиденциальные данные, такие как договоры и клиентские базы. В итоге эти сведения становятся общедоступными. Это влечёт за собой утечки, штрафы и потерю доверия клиентов или партнёров. 

Чтобы этого избежать, следует чётко определить, какие данные можно загружать с системы ИИ, а какие нет, и регулярно контролировать исполнение этих правил. 

Ошибка №6: автоматизация хаоса

Автоматизация бесполезных или плохо настроенных процессов не поможет, а только усугубит беспорядок. Если компания теряет заявки, чат-бот ускорит потерю клиентов. 

Как этого избежать? Прежде чем что-то автоматизировать, опишите процесс, уберите всё лишнее и исправьте проблемные места. И только потом внедряйте ИИ. 

Ошибка № 7: нет ответственного за работу всех ИТ-систем

Рассогласованные действия разных отделов, где маркетинг применяет Chat GPT, продажи – платную платформу, а IT – собственные инструменты, ведут к размыванию общей стратегии. Чтобы этого не произошло, поручите ведение проекта одному ответственному лицу. Обеспечьте его необходимыми правами и соберите команду, куда войдут IT-специалисты, представители бизнеса и юристы. 

Ошибка № 8: отказ от помощи экспертов

Попытки разобраться во всём многообразии ИИ-систем в одиночку могут привести к потере времени и ресурсов. Чтобы этого избежать, можно поступить следующим образом: на раннем этапе стоит обратиться к стороннему специалисту, который обладает опытом внедрения ИИ в вашей области. Его навыки помогут избежать ошибок. После этого можете приступить к развитию собственных экспертных знаний. 

Ошибка № 9: нет экономического обоснования

Зачастую бывает, что решения, принятые под влиянием трендов, а не из соображений выгоды, себя не оправдывают. Чтобы этого избежать, подсчитайте, во что обойдётся приобретение лицензий на ИИ-системы, интеграция и обучение, и определите точку безубыточности. Если расчёты показывают, что проект не окупится, лучше от него отказаться. 

Ошибка № 10: нет качества данных

Чтобы ИИ работал как надо, ему нужны хорошие данные. Например, чат-бот, обученный на старых тарифах, будет давать клиентам неверную информацию. Что делать: назначьте людей, которые будут следить за чистотой и актуальностью данных, приведите форматы к одному стандарту, обновляйте CRM и регулярно проверяйте базы данных. 

P.S.

Внедрение ИИ способно заметно улучшить бизнес-процессы компании: высвободить время сотрудников (примерно на 30-40%), сократить текущие расходы, быстрее проверять новые идеи и улучшить положение на рынке. Важно делать это обдуманно, тщательно планируя и избегая типичных промахов.

Искусственный интеллект в малом бизнесе

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

15 сентября 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов