Мозговой штурм или брейншторминг – с середины XX века основной метод генерации идей в бизнесе. Этот оперативный метод решения какой-либо задачи основан на стимулировании творческой активности участников обсуждения, которым предлагают высказывать как можно большее количество идей. Но так ли он хорош? Вспомните, сколько раз вы участвовали в мозговом штурме, и сколько раз это было полезным? О трёх эффективных альтернативах привычному брейнштормингу в своём корпоративном блоге рассказало перформанс-агентство Kinetica.
У мозгового штурма есть ряд недостатков:
-
Риск зацепиться за одну идею и зациклиться на ней;
-
Более общительные экстраверты доминируют над интровертами в ходе группового обсуждения;
-
Учитывая социальное давление, закрытые люди стесняются высказать оригинальную идею;
-
У опытных участников группы может упасть продуктивность при работе с менее опытными коллегами. Этот эффект известен в спорте: если вы тренируетесь с кем-то менее умелым – вы опускаетесь до его уровня, как и ваше мастерство.
Получается, что некоторые люди говорят очень мало, а другие, за счёт этого, выдают идеи. В итоге полезный выхлоп от каждого участника брейншторминга может быть слишком низким.
Есть мнение – чтобы стать более креативным, вы должны чувствовать себя комфортно в одиночестве. Так, например, в исследовании учёных из университетов Канзаса и Юты установлено, что несколько дней наедине с природой улучшают способность творчески решать задачи на 50%. Кому как не интровертам близки эти утверждения?
Страх перед коллективным общением на мозговом штурме, способен снизить продуктивность интровертов. Они предпочли бы в одиночестве подумать над решением задачи, не попадая под влияние чужих мыслей и вечно болтающих коллег. Если у вас в коллективе есть интроверты – это повод задуматься, не упускаете ли вы поток горячих идей?
Альтернативу брейнштормингу предлагает Тони МакКафри, один из основателей Innovation Accelerator Inc. Новый метод называется Brainswarming. В его сути как раз и лежит идея, что люди обычно более продуктивны, когда работают в одиночестве, а интроверты зачастую креативнее экстравертов.
Однако, при этом, без коммуникации и координации между людьми, невозможно выстроить успешную командную работу. Нужно сохранять баланс. Размышляя о генерации идей, Тони задался вопросом: зачем вообще озвучивать мысли вслух? Работу в команде можно построить и другим путём.
Чтобы провести сессию Brainswarming, вам нужна большая стена или доска, а также стикеры или маркеры. На доске рисуется граф.
Исходный граф Brainswarming
-
Вверху отмечается цель – это задача, решение которой вы пытаетесь найти;
-
Затем пространство делится на две части. Сверху располагаются варианты действий, которыми можно решить задачу. Снизу – ресурсы, которыми вы обладаете;
-
Генерируя идеи, все участники молча записывают их на стикеры и помещают к одному из двух блоков. В итоге, «ветви деревьев» должны соединиться и образовать решение.
Соединение идей между собой
Можно сказать, что Brainswarming – это переработанный и улучшенный метод мозгового штурма, который лишён его основных недостатков. Почему это работает:
-
Из-за того, что пространство разделено на две зоны, люди могут концентрированно работать в любой из них. Кому-то проще решать проблему сверху, более глобально, а кому-то легче сфокусироваться на уже имеющихся ресурсах;
-
Так как работа происходит в тишине, Brainswarming даёт людям высказаться независимо от их психологии;
-
Индивидуальная работа объединяется с командной;
-
Структура графов позволяет строить идеи на идеях других людей;
-
Нет чётких временных рамок, никто не закрывает группу людей в кабинете, заставляя решать проблему на ходу – идеям можно дать время созреть.
Чтобы сделать Brainswarming ещё эффективнее, используйте большие маркеры, стикеры и доски. Причем не только реальные, но и электронные. Например, realtimeboard.com. Кроме этого, можно дать информации собираться на доске в течении нескольких дней. А после спокойно обсудить все идеи.
Ещё один метод генерации идей в 60-х разработал немецкий профессор Бернд Рорбах. Он называется Brainwriting 6-3-5. 6 – число участников, 3 – количество идей на одного человека, 5 – время в минутах на одну сессию.
Участники получают листы бумаги для записи идей. За первые пять минут каждый должен молча придумать и записать по три идеи для решения задачи. Затем листы переходят из одних рук в другие. Участники могут поступить с листами следующим образом:
-
использовать ранее записанные идеи как основу для новой идеи;
-
попытаться развить идеи других участников;
-
передать карточку следующему.
Схема проведения Brainwriting 6-3-5
Всего таких пятиминутных сессий шесть. В итоге за полчаса вы получаете 108 идей. Для удобства используйте таблицы, чтобы было проще структурировать информацию.
Методом Note and Vote часто пользуются в Google Ventures. Он тоже основан на индивидуальной генерации идей:
-
У каждого участника есть десять минут, чтобы молча записать как можно больше идей;
-
После чего за две минуты нужно выбрать пару тех, которые понравились участнику больше всего;
-
Эти идеи записываются на доске, а в конце участники голосуют за лучшие.
Схема метода Note and Vote
Люди и их идеи всегда были тем, что движет бизнес вперёд. Используя только лишь классический мозговой штурм, можно упустить массу решений, о которых вы, возможно, даже не подозревали. Дав людям равную возможность высказывать свои мысли, вы не только сгенерируете множество идей, но и шире раскроете креативный потенциал вашей команды.
Источник: Kinetica.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».