5 признаков того, что вашему бизнесу можно продавать франшизу

Прочтёте за 3 мин.

«Если всё завязано на личности основателя бизнеса, то франшиза – не ваш вариант»

IT-инструменты, которые использует Антон Макаров

  • Trello
  • Asana
  • Zoom
  • Telegram

В кризисном 2022 году спрос на франшизы вырос на 67% – на фоне ухода иностранных брендов и слома логистических цепочек предприниматели стали активнее искать возможности для роста. И один из способов сделать это эффективно – продажа франшизы. О том, какому бизнесу стоит масштабироваться по франчайзинговой модели и по каким признакам понять, что вы к этому готовы, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал управляющий партнёр сети COFFEE LIKE Антон Макаров.

Досье

Антон Макаров – предприниматель из Москвы, частный инвестор, управляющий партнёр сети COFFEE LIKEНа данный момент сеть объединяет 928 кофе-баров в 138 городах России и странах СНГ.

Антон Макаров

Вместо предисловия

С каждым годом всё популярнее становится масштабирование бизнеса по франчайзинговой модели: на начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее. 

Продажа собственной франшизы позволяет компаниям кратно увеличивать сбыт своей продукции, услуг, а также увеличивать доходы за счёт прибыльности бизнеса франчайзи. При этом масштабирование происходит быстрее, чем при открытии собственных точек продаж, а также с минимальными вложениями. 

Однако не каждому бизнесу подойдет такая модель. Предлагаю чек-лист из пяти пунктов, по которому можно понять, что уже можно запускать франшизу.

1. Работоспособность бизнес-модели

Если бизнес успешен, то нужно понять, что позволяет быть ему таким. Если всё завязано на личности руководителя или членов команды, то франшиза – не ваш вариант. Ведь при франчайзинге вы продаёте бизнес-модель, отталкиваясь от которой франчайзи со стопроцентной гарантией сможет построить своё прибыльное дело. 

Лакмусовая бумажка для проверки работоспособности бизнеса – количество собственных офисов или точек продаж. Их должно быть не меньше пяти, чтобы исключить любые «везения» и случайности – и передавать партнёрам опробованную в разных условиях и без малого идеальную инструкцию по ведению вашего бизнеса. 

2. Универсальность направления бизнеса

Франшиза позволяет бизнесу расширяться. И в том числе географически. Если продукт, который вы предлагаете, пользуется популярностью в вашем городе, то будет ли он так же востребован в другом регионе? Предлагая партнёрам свою франшизу, вы должны быть уверены, что франчайзи найдёт клиентов в своем городе. 

Кроме того, если продажа франшизы предполагает сбыт или поставку собственной продукции, должна быть продумана логистика. Насколько выгодно потенциальному партнёру будет работать с вами и на ваших условиях? 

Например, в COFFEE LIKE мы держим цены на наши товары (стаканчики для кофе, кофейные зерна и прочее) ниже рыночных – это возможно за счёт оптовых закупок для всей сети из 928 кофе-баров. 

3. Узнаваемый бренд

Кроме работоспособной бизнес-модели, франчайзи продаёт возможность пользоваться брендом компании – его зарегистрированным товарным знаком, а также паблицитным капиталом, лояльностью аудитории. Часть клиентов придёт к партнёру только потому, что они доверяют бренду компании. 

Но этот принцип работает и в обратную сторону: клиент будет судить обо всей сети по одной её точке. Именно поэтому для франчайзи устанавливаются строгие требования к соблюдению стандартов качества. 

Например, мы поставляем партнёрам кофейные зерна собственной обжарки, чтобы быть уверенными, что и в Архангельске, и во Владивостоке вкус кофе будет одинаковым. 

4. Ресурсы для запуска

Масштабирование по франчайзинговой модели – это не просто создать «методичку по бизнесу» и продавать её всем желающим. Франчайзинг требует перестройки многих процессов. Нужны сотрудники, которые будут консультировать партнёров во время всего периода вашего сотрудничества. Должна быть продумана система обучения для франчайзи. А ещё – не обойтись без контроля за соблюдением стандартов качества. 

Вашим главным делом становятся бизнесы франчайзи – а это означает серьёзные структурные изменения в управляющей компании, найм новых сотрудников. Есть ли у вашего бизнеса ресурсы для этого? Если есть, а качество продукта не пострадает от нового подхода, то можно смело запускать свою франшизу. 

5. Готовность нести риски

Продажа собственной франшизы – это вовлечение множества новых людей в ваш бизнес. С ними вы делитесь коммерческой информацией, нюансами функционирования бизнеса, даже секретами рецептуры. И всё это сопряжено с риском утечки данных из-за недобросовестности или невнимательности партнёра. Готовы ли вы нести такие риски? Насколько они критичны для вашего бизнеса? 

Ещё один недостаток франшизы – это возможность репутационного ущерба из-за действий партнёра. Это может быть как несоблюдение требований брендбука, так и нарушение стандартов качества – в любом случае, тень может пасть на всю сеть. Поэтому перед запуском франшизы нужно продумать систему контроля: это могут быть как камеры наблюдения в точках продаж, так и система тайных покупателей. 

P.S.

Продажа франшизы – хорошая возможность для бизнеса, чтобы вырасти в объёмах и доходе. Но важно понимать, что не каждая бизнес-модель подходит для такого масштабирования. Необходимо оценивать все возможности и риски, чтобы запустить и развивать собственную сеть.

Антон Макаров

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

13 апреля 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов