Сегодня практически любому обладателю мобильного телефона приходится отвечать на нежелательные звонки из банков, медицинских центров, страховых фирм, салонов красоты и других компаний, использующих в своей работе телемаркетинг. В компании «Деасофт», сотрудники которой тоже страдали от таких звонков, создали приложение по борьбе с телефонным спамом. О том, как удалось команде проекта мотивировать людей пополнять базу данных антиспам-приложения, порталу Biz360.ru рассказал основатель компании «Деасофт» Антон Соколов.
Антон Соколов, 43 года, основатель и технический директор петербургской компании
«Деасофт». Увлёкся программированием ещё в школьные годы. Получил образование инженера-программиста в СПбГПУ. Карьерный путь начинал в известных IT-компаниях, работал в Borland, Siemens. В 2005 году основал собственную компанию «Деасофт», основное направление деятельности которой - автоматизация бизнес-процессов.
В этом году мы в нашей компании, несколько неожиданно для самих себя, создали мобильное приложение «Кто звóнит» для борьбы со спам-звонками. У пользователей есть возможность проверять незнакомые номера, с которых им звонят на мобильный, и понимать, с кем придётся вести беседу. Или не придётся. Благодаря нашему приложению можно игнорировать все нежелательные звонки.
Пользователи сами вносят в систему информацию о спамерах и телефонных мошенниках, добавляя их телефоны и отзывы о подозрительных номерах. Приложение работает как дополнение к журналу звонков мобильного.
Идея этого продукта пришла за чашечкой чая с коллегами. Наш директор рассказала, как опубликовала объявление с указанием собственного номера на одном из популярных ресурсов. После этого на её телефон стали часто поступать звонки, но не от потенциальных покупателей, а от спамеров, предлагающих различные услуги. В процессе обсуждения этой истории выяснилось, что периодически менеджеры по продажам различных компаний и сервисов звонят всем. Самая некрасивая история приключилась с бабушкой нашего программиста – доверчивой женщине позвонили телефонные жулики и вынудили отправить им деньги.
Так пришла идея создать инструмент борьбы со спамом для нас и наших близких. Изначально мы не собирались выводить приложение на рынок. Но позже рынок потребовал его сам.
Для создания приложения, которое бы боролось с телефонными спамерами, у нас имелась собственная наработка – приложение, позволяющее пользователю обращаться к общей телефонной книге. Но не было главного – базы контактов мошенников и спамеров. Найти и собрать данные – одна из самых сложных задач.
Мы попытались разобраться, как вообще формируются спам-базы, чтобы, отталкиваясь от этого, составить свою. Выяснилось, что компании собирают данные с личных страниц людей в социальных сетях и досок объявлений. Но в нашем случае этот вариант не работал, поскольку на подобных ресурсах сложно найти контакты спамеров и мошенников. Ситуация усложнялась ещё и тем, что они периодически меняют номера.
На этой стадии проект, предполагавшийся как продукт «только для своих», был вынужден выйти в публичное пространство. Наш опрос на нескольких популярных айтишных ресурсах показал, что потребность в инструменте для борьбы со спамом есть. И даже нашлись желающие помочь нам в создании телефонной базы. Пользователи предлагали добавлять номера, с которых спамеры когда-то звонили им. Главное, что мы поняли – люди хотят делиться собственным опытом и самостоятельно дополнять базу информацией. Осталось лишь предоставить им такой функционал.
Тогда «на коленке» мы реализовали веб-сервис «Кто звóнит». У пользователей появилась возможность самостоятельно добавлять номера, писать и читать отзывы о них. Нам даже не пришлось мотивировать людей вносить новые данные. Раздражение от назойливых звонков побуждает даже на такие подвиги, как зайти на сайт и написать гневный отзыв о номере, с которого поступил ненужный звонок. Так что, по сути, мотивировать пользователей улучшать базу нам помогают наши же оппоненты – спамеры.
Благодаря помощи неравнодушных к технологиям граждан мы за первый месяц наскребли по сусекам интернета более 5 тысяч номеров. Пресловутый человеческий фактор, который мы всегда стараемся максимально нейтрализовать в нашей основной деятельности – автоматизации бизнеса – в этом проекте сыграл скорее положительную, чем отрицательную роль.
Мы структурировали базу контактов по основным категориям – спам, банк, телемаркет, коллектор, мошенник, опрос, финансовые услуги и т.д. Первоначальная задача была реализована в полном объёме. База постепенно росла, параллельно мы редактировали новые данные из неё. Но основная цель ещё не была достигнута: мы хотели предоставить пользователям возможность не просто проверять номера, а предупреждать нежелательные звонки.
Так мы подошли к созданию мобильного приложения с расширенными возможностями. Первым делом протестировали похожие программы. Удалось выявить несколько проблем, которые носят системный характер. Если кратко, то список таков:
-
Скучный дизайн.
-
Неудобный интерфейс.
-
Большой вес.
-
Бесполезность.
Последний пункт обусловлен тем, что некоторые приложения вообще не работали. Все попытки найти с их помощью хоть какую-то информацию о номере обернулись ничем. При этом разработчики предлагали свои программы в App Store на условиях платной подписки. Но самое главное, что большинство приложений не решали проблему назойливых звонков, так как, по сути, являлись справочниками номеров компаний. Тогда мы поняли, что нашим козырем будет всегда актуальная база спам-номеров!
Проанализировав существующие аналоги, мы учли их ошибки, и приступили к разработке мобильного приложения «Кто звóнит» для iOS. Объединив нашу волшебную наработку с уникальной базой номеров, мы получили первую версию, в которой можно было проверять номера и добавлять отзывы. Кстати, мы считаем, что нельзя в первой версии продукта выдавать все идеи – необходимо оставлять задел на будущее.
Команда «Деасофт» не делала больших ставок на приложение и потому первый релиз состоялся без шампанского. Ограничились ASO-оптимизацией и несколькими постами в соцсетях. После первых установок мы сразу получили от пользователей обратную связь. Как мы и предполагали, пользователям не хватало функции определителя номеров. А ещё многих раздражало неверно поставленное ударение.
В следующей версии мы реализовали идею определения номеров в момент входящего вызова, улучшили дизайн, оптимизировали вес. Ударение в названии приложения оставили на прежнем месте, потому что иногда на ваш телефон не звоня́т, а надоедливо и неприлично зво́нят. И с этим нужно бороться.
Сумма, потраченная на рекламу и продвижение приложения, составила ноль рублей ноль копеек. Поскольку проект носил не коммерческий, а социальный характер, мы рассказывали о нашем приложении только на бесплатных площадках и порталах. Тем не менее, после релиза новой версии количество установок в день в среднем выросло в три раза. Нам удалось выйти на второе место в топ-чарте App Store в разделе «Справочники», обогнав Библию, билеты ПДД и нейросеть для распознавания грибов.
Изначально мы думали, что в нашем приложении будут заинтересованы только те, кто устал от спам-звонков. Но оказалось, что есть немало других житейских ситуаций, в которых такой инструмент очень выручает. Например, нашей программой активно пользуются граждане, которым приходится иметь дело с коллекторами. Другой способ применения – проверять номера перед совершением покупки в интернете. Кто-то использует программу при поиске жилья, чтобы не нарваться на мошенников. Приложение «Кто звонит» установлено и у совсем юных пользователей – родители стараются таким образом оберегать своих детей от наследства, которое досталось от прошлых владельцев SIM-карт.
На сегодня база приложения включает более 500 тысяч номеров. Ежедневно она прирастает новыми данными за счёт многочисленных отзывов. Мы постоянно редактируем поступающую информацию, проверяем, насколько она корректна и объективна.
Спустя месяц после релиза приложения, своих сил на редактирование и улучшение базы уже не хватало, поэтому пришлось задуматься о монетизации проекта. Мы решили не идти по пути конкурентов и не стали использовать подписную модель. Конечно, по подписке доход в разы выше, но на опыте прошлых проектов мы поняли, что пользователю проще заплатить один раз, чем делать это постоянно. Сейчас стоимость программы составляет 299 рублей. Тем не менее, все, кто установил приложение ранее, продолжают пользоваться им бесплатно. Веб-сервис также остаётся доступным для всех желающих.
Пока приложение было бесплатным, мы имели от 50 до 100 установок в день. Когда сделали его платным, количество установок в среднем упало до 14 в день. Сейчас у нашего приложения 4,6 звезды в App Store, чем мы гордимся.
Сегодня доход от приложения позволяет покрывать издержки и развивать проект. Мы могли бы полностью перевести проект на коммерческие рельсы, но хочется сохранить социальную составляющую. Считаем, что борьба со спамом – коллективный труд, и каждый новый номер, внесенный пользователем в базу, помогает совершенствовать приложение.
Скоро появится самая ожидаемая функция – блокировка спам-звонков. При включённой блокировке звонки с подозрительных номеров будут автоматически сбрасываться.
Довольно много идей поставляют наши пользователи, за что мы им безмерно благодарны. Некоторые из предложений уже находятся в разработке.
Читайте также:
Стыд и спам: как мотивировать подписчика открыть рассылку.
Продажи по сценарию: что такое скрипты и как ими пользоваться.
Встречи на продажу: как заработать на поиске клиентов для b2b-компаний.