Кондитерский рынок в России стал одним из самых динамичных и быстрорастущих FMCG-сегментов в 2024 году. Ему присущ стабильно высокий спрос, но при этом потребительское поведение претерпело ряд изменений, на которые производители десертов вынуждены реагировать. О том, как трансформируется кондитерская отрасль и какие тренды будут актуальны в 2025 году, генеральный директор компании «Круг» Игорь Григорьев рассказал порталу Biz360.ru.
Игорь Григорьев – 57 лет, генеральный директор компании «Круг», которая выпускает кондитерские изделия под брендом «ТИРОЛЬСКИЕ» (ранее – «Тирольские пироги»). Окончил МГТУ «МАМИ» (университет машиностроения). В компании «Круг» работает с 1993 года, стоял у истоков её зарождения, занимал должности заведующего производством, директора производства, а позже стал генеральным директором.
Объём продаж свежих кондитерских изделий остаётся стабильно высоким, по большинству сегментов кондитерских изделий наблюдаются высокие темпы роста. Согласно статистике, порядка 91% россиян регулярно покупают сладости, причем каждый третий делает это ежедневно.
Тем не менее, в уходящем году произошли изменения в структуре покупок: большие торты покупаются реже, в то время как пирожные и мелкие кондитерские изделия стали более популярными. Так, доля больших тортов сократилась на 10%, в то время как доля пирожных увеличилась на 30%, а шоколад, зефир и печенье покупаются на 11% чаще, чем в 2023 году.
В условиях растущего интереса потребителей к здоровому питанию и осознанному потреблению производители стремятся адаптировать свои рецептуры, чтобы соответствовать новым требованиям рынка, а также выносят на упаковку информацию о питательной ценности десерта. Это позволяет потребителям принимать более осознанное решение при выборе кондитерских изделий. Вырос спрос на лакомства с натуральными ингредиентами: орехами, ягодами и сухофруктами.
После ухода иностранных брендов с российского рынка потребители начали активно интересоваться кондитерскими изделиями, которые отражают местные традиции и культуру: например, к ним относятся пироги с ягодами, фруктовая пастила, торты с суфле, изделия с мёдом, безе.
Шоколадный, ванильный, карамельный вкусы по-прежнему остаются популярными. Порядка 70% потребителей остаются приверженцами классических десертов, и лишь 30% готовы попробовать новинки.
Качество, польза, натуральный состав и разнообразие вкусов становятся всё более популярными требованиями, которые предъявляют потребители к кондитерским изделиям. Кроме того, для 64% покупателей цена и доступность остаются важными критериями выбора. Предложение разнообразных ценовых категорий может сыграть ключевую роль в удовлетворении спроса.
Не стоит забывать и об эмоциях. Использование ярких и привлекательных дизайнов упаковки может стать мощным инструментом для формирования эмоциональной связи с каждым покупателем. Это не только делает продукт более запоминающимся, но и создает ощущение личного подхода, что может способствовать повышению лояльности к бренду.
Даунсайзинг часто трактуется как сокращение масштабов бизнеса, но применительно к кондитерской продукции термин означает уменьшение размера продукции. Это может помочь в привлечении новой аудитории. Продукция меньшего размера может быть интересна потребителям, которые стремятся к более доступным ценам или хотят попробовать новый продукт без значительных затрат. Запуск мини-формата традиционных десертов – это отличный пример того, как даунсайзинг может быть использован для повышения конкурентоспособности.
Предложение популярных вкусов, таких как крем-брюле, тирамису, три шоколада, профитроли и пломбирный, в формате упаковки в 250 граммов позволяет наслаждаться любимыми десертами без необходимости приобретать большие порции.
Кондитерский рынок взял ориентир на идеологию устойчивого развития. Производители стремятся минимизировать углеродный след, сокращая количество отходов и потребление ресурсов.
Например, в упаковке сладостей всё чаще используются одноразовые бумажные выпечные формы и безопасный пластик ПЭТ, который довольно прочный, безвреден для продуктов питания и может сдаваться на вторичную переработку.
В результате компании не только улучшают свой имидж, но и привлекают внимание экологически сознательных потребителей.
Несмотря на то, что основная доля покупок кондитерских изделий пока сохраняется в офлайн-ритейле, растущая популярность онлайн-коммерции вносит изменения в развитие индустрии. Наиболее перспективными каналами для реализации свежей выпечки становятся сервисы доставки еды – доля заказов через них в крупных городах выросла на 5%. Это помогает брендам увеличить географию поставок и развивать мультиканальные продажи.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».