Внедрение нового программного продукта и работа по новым регламентам почти всегда вызывают негатив у сотрудников компании. Иногда и собственники бизнеса выступают против таких перемен. О том, как победить скептическое отношение персонала и провести автоматизацию максимально безболезненно для бизнеса, в своей авторской колонке для портала Biz360.ru рассказал генеральный директор компании «АРГОС КОНСАЛТ» Сергей Бутенко.
Сергей Бутенко, 32 года, генеральный директор компании «АРГОС КОНСАЛТ» (Санкт-Петербург). Окончил РГГУ по специальности «менеджмент организации», после чего пришёл в компанию «АРГОС» на позицию менеджера по продажам. С декабря 2017 года является руководителем компании «АРГОС КОНСАЛТ». Компания занимается комплексной автоматизацией предприятий и сопровождением продуктов 1С, специализируется на облачных решениях для бизнеса. Входит в первую пятерку рекомендованных фирмой «1С» франчайзи в Санкт-Петербурге.
Цель любой автоматизации – повысить доходы бизнеса при снижении расходов, увеличить эффективность сотрудников и компании в целом. Плохая новость заключается в том, что в процессе любой автоматизации происходит сопротивление персонала. Наша компания в течение 9 лет занимается внутренней автоматизацией, и сотрудники молча, но всегда сопротивляются новому.
Сопротивление может быть разным. Я условно делю его на сопротивление по типам сотрудников:
-
Директор или владелец компании. В этой случае ситуация с сопротивлением возникает тогда, когда идея автоматизации исходит от руководителя подразделения. Он не всегда внятно может объяснить директору или собственнику компании результат, который даст бизнесу автоматизация. И владельцу не ясно, стоит ли результат тех денег, которые предстоит потратить.
-
Руководители отделов. Если не включить их в процесс обсуждения автоматизации, не принять в расчёт их идеи и замечания, не обозначить планируемые сроки и результаты автоматизации, сложностей не избежать. Также необходимо привлечь руководителей отделов к общению с линейными сотрудниками о необходимости автоматизации.
-
Линейный персонал. Сотрудники могут жаловаться, что раньше работать было проще и лучше. В новой системе делают всё медленнее и допускают ошибки.
Обычно приходится иметь дело с одним или двумя видами сопротивления, редко – со всеми.
Причин возникновения сопротивления несколько:
-
Сила привычки. Люди не любят новое, потому что человеческий мозг по своей природе консервативен. Ему проще пользоваться имеющимися знаниями, чем получать новые.
-
Непонимание целей и задач автоматизации. Персоналу не объясняют цели и задачи автоматизации, желаемые результаты, а главное - преимущества.
-
Нежелание демонстрировать свою некомпетентность или недозагрузку. Если человек сидит где-то, где никто не видит или не понимает его загрузку, то он боится автоматизации и того, что станет очевидным отсутствие у него компетенций или полной загрузки.
Сила сопротивления зависит от следующих факторов:
- качества управления в компании;
- профессиональной подготовки персонала, его готовности к переменам;
- уровня открытости компании;
- развития коммуникаций внутри коллектива;
- регулярности проведения изменений в компании.
Прежде всего надо определиться, зачем нужна автоматизация: какие проблемы она должна решить, и какие результаты хочет получить компания (например, увеличить прибыль на 20%).
- Мы часто обсуждаем автоматизацию не с лицом, принимающим решение в компании, а с теми, кто предлагает сделать автоматизацию. В этом случае мы просим о встрече, в которой будет принимать участие директор или собственник, рассказываем о цифрах, которые получим, и о том, к чему приведёт автоматизация. Если на старте не объяснить директору, зачем нужна автоматизация, то велика вероятность, что всё пойдёт не очень хорошо. Если директор с самого начала сомневался в необходимости автоматизации, то, скорее всего, при появлении первых трудностей он скажет: «Ну вот, я же говорил».
Решить, будет автоматизирована вся компания или какие-то её отделы. Переезжать на новые системы или осуществлять автоматизацию лучше поэтапно, отдел за отделом.
- Для небольших организаций мы обычно рекомендуем использовать продукт «1С:Управление нашей фирмой», который подходит большинству компаний и может комплексно закрыть большинство потребностей. Если структура предприятия более сложная, то рекомендуем обратить внимание на «1С:Комплексную автоматизацию» или «1С:ERP». В любом случае, сейчас каждый найдёт что-то по потребностям и на любой бюджет.
Создать в каждом отделе фокус-группу из 1-2 сотрудников, которые будут первыми тестировать новую систему. В идеале это должны быть предельно лояльные сотрудники, которым нравятся нововведения. Они могут рассказывать своим коллегам о крутости перехода на новую систему работы, тем самым подталкивая их к осознанию необходимости перемен.
- Необходимо предусмотреть некие бонусы для участников фокус-группы, не обязательно материальные. Можно давать дополнительные выходные, вручать грамоты, поздравления с тем, что эти сотрудники первыми перешли на новую схему работы. В таком случае автоматизация будет проходить гораздо проще.
Разработать инструкции для персонала. Необходимо создать инструкции с картинками, а также видеоинструкции о работе в новой программе. В идеале, в процессе внедрения необходимо сделать чат, в который сотрудники могут писать свои замечания, например, об интерфейсе или работе в целом.
Проверять, как работает персонал в новой программе. Практика показывает, что даже при всех инструкциях необходимо контролировать работу сотрудников. Нужно следить за корректностью ввода данных, чтобы у них выработалась привычка, как следует делать правильно.
После прохождения обучения договориться с сотрудниками о подписании документа о правилах работы в новой программе.
- Это была наша старая проблема: сотрудники проходили обучение, а потом говорили, что не умеют пользоваться внедрённым решением и «им это не показывали». Потом мы завели журнал, в котором все сотрудники расписывались в том, что умеют выполнять рабочий процесс в системе. И когда мы показываем в ответ на возражения подпись в этом журнале, отступать им уже некуда. Это действует предельно отрезвляюще на тех, кто пытается саботировать автоматизацию.
Если следовать этим рекомендациям, то автоматизация происходит быстрее, чётче и менее болезненно.
Руководители не используют обратную связь. Отзывы и пожелания от коллег, если они по делу, позволят оперативно внести коррективы во внедряемое решение или новые стандарты работы. Кроме этого сотрудникам важно видеть, что к их мнению прислушиваются.
Даже самые лояльные и подготовленные сотрудники могут оказывать сопротивление автоматизации. Чтобы свести это сопротивление к минимуму, нужно подходить к внедрению изменений осознанно и помнить ключевые моменты:
-
Заранее определить, для чего нужна автоматизация, какие блага она несёт.
-
Заручиться поддержкой сотрудников компании и максимально включить их в процесс.
-
Подготовить необходимые регламенты, инструкции, провести обучение сотрудников.
-
Поощрять персонал за грамотное использование новаций.
Пресекать попытки саботажа. -
Обозначить и контролировать сроки автоматизации и промежуточные итоги.
Успешной вам автоматизации!
Читайте также:
Работа над ошибками: что может навредить успешной автоматизации.
Саботаж в компании: как подчинить сопротивленцев новым правилам.
Как не следует проводить реформы в компании: семь типичных ошибок.