Одно из основных преимуществ автоматизации – она делает часть бизнес-процессов прозрачными и позволяет выявлять скрытые ранее проблемы. В компании по продаже автозапчастей «Корона Авто» использование планировщика маршрутов позволило не только снизить затраты на доставку, но и выявить нечестных водителей, которые доставляли сторонние заказы. О том, как сэкономить на доставке и сделать более гибким сам процесс составления маршрутов, порталу Biz360.ru рассказал Юрий Козырев, руководитель отдела логистики в компании «Корона Авто».
Юрий Козырев – 33 года, руководитель отдела логистики компании «Корона Авто». Получил высшее образование по специальности «Экономика и управление в транспортной отрасли». После вуза работал логистом в FMCG-сегменте и занимался предпринимательской деятельностью. В компании «Корона Авто» с 2019 года, зона ответственности – все доставки предприятия.
«Корона Авто» занимается оптовыми поставками запчастей для импортных автомобилей. Наши клиенты – СТО, специализированные розничные магазины, маркетплейсы, автодилеры и транспортные предприятия на всей территории России. Для наших клиентов зачастую ключевым фактором при выборе поставщика запчастей является быстрая и своевременная доставка.
Поэтому наши склады расположены в десяти городах девяти регионов – от Санкт-Петербурга до Владивостока. Доставкой занимается собственный отдел логистики. Его сотрудники доставляют «до двери» 1 миллион заказов в год в 70 регионов и составляют более 35 тысяч маршрутов. В те регионы, где нет регулярной доставки, заказы отправляются с помощью транспортных компаний.
Ранее у нас действовали очень «жёсткие» маршруты доставки: водители были ограничены определённым набором геозон. Каждый водитель хорошо знал только свой маршрут – но новому сотруднику, впервые вышедшему на чужую линию, было сложно сориентироваться сразу. Зачастую это вызывало вопросы и негодование у клиентов: «Старый водитель всегда успевал вовремя, доставлял заказы в одно и то же время – почему же тогда новый опоздал?»
В 2020 году мы поняли, что необходимо сделать сам процесс доставки более гибким – уйти от «жёстких» маршрутов, учитывать пожелания клиентов, снизить зависимость от водителей и транспортные расходы.
Нам важно, чтобы заказчики получали груз в строго обозначенное время. Это особенно актуально для городских экспресс-доставок. Для расчёта точного времени приезда машины необходимо учитывать ситуацию на дорогах. Раньше мы не имели информации о пробках в городе, поэтому прогнозировать было трудно.
Мы выбрали сервис «Яндекс Маршрутизация», потому что его алгоритмы позволяют составить маршрут с учётом дорожной ситуации. Знакомство с сервисом началось с бесплатного тестового периода: в течение двух недель менеджеры «Яндекса» в режиме 24/7 помогали нам разобраться в продукте. После этого мы убедились в верности выбранного решения, и последовали этапы внедрения и реализации.
Наша компания использует систему учёта «1С:ERP». Сейчас маршруты планируются с помощью системы 1С, сервиса «Яндекс Маршрутизация» и рабочего web-места логиста. Для передачи данных о заказах используем API-интеграции.
Наша версия 1С – нетиповая: в ней есть функции, которые мы создали сами под собственные задачи. Чтобы избежать возможных проблем, мы максимально передали рабочие места для логистов в альтернативную систему. Это позволило избежать существенных доработок во внутренней системе учёта.
Раньше логисты составляли «жёсткие» маршруты доставки и общались с водителями в WhatsApp. Сейчас для их взаимодействия мы внедрили мобильное приложение. Оно позволяет отслеживать работу на маршруте и «подсвечивать» проблемы с исходными данными – например, адресами доставки.
Теперь в режиме реального времени мы видим, где находится автомобиль. Причём, благодаря этой функции выявили некоторых недобросовестных водителей, которые успевали доставлять сторонние заказы. В отсутствии пробок они везли груз в два-три раза дольше, чем честные водители. С ними мы, конечно, расстались. Теперь установка мобильного приложения – обязательное условие для всех водителей, с которыми мы работаем.
Раньше мы заранее составляли маршруты, учитывая при этом существующие в компании геозоны доставки. Теперь сервис планирует доставку только после того, как мы получили все заказы для своих клиентов. Система выстраивает путь, который затем оценивает логист. При необходимости он вносит в маршрут коррективы. Они могут быть связаны с особенностями работы клиентов – например, его время работы не попадает в окно нашей доставки. Такие нюансы мы пока не можем учитывать в своей системе.
Отказавшись от «жёстких» маршрутов, мы сократили пробеги на 10-20% в зависимости от региона, а наши клиенты стали получать заказы, в среднем, на 30 минут раньше.
Благодаря мобильному приложению водителей мы выявили несколько недочётов в нашей внутренней системе. Например, скорректировали адреса и окна доставки для некоторых клиентов. Также изменили работу склада: в 2020 году он работал с 9:00 до 18:00, сейчас – с 6:00 до 20:00. Это позволило доставлять все заказы.
Теперь мы не зависим от водителей, которые раньше ездили к одним и тем же клиентам. Если сотрудник не вышел на линию, его можно заменить, и клиенты не заметят разницы в своевременности доставки. В мобильном приложении видны актуальные адреса и контакты получателя. Если возникают вопросы, там же можно задать вопрос логисту и получить от него оперативный ответ.
Раньше если машина опаздывала, наши клиенты звонили менеджерам и спрашивали, где их заказ. В ответ менеджер связывался с отделом логистики, логисты – с водителем на маршруте. Процесс был долгий, непрозрачный и субъективный, так как водитель навскидку оценивал время приезда.
Сейчас мы добавили на сайт виджет отслеживания доставки. В пару кликов можно узнать, где машина и когда ориентировочно будет доставка. Вопросы от менеджеров «Где машина?» и «Когда заказ будет у клиента?» практически прекратились. Менеджер и клиент видят местонахождение машины и расчётное время приезда по нужному адресу.
Это избавило нас ещё от одной проблемы. Теперь если клиент жалуется, что водитель доставил заказ с нарушением заявленного времени, мы можем это легко проверить. Зачастую подобные жалобы отклоняются, так как у клиента внутри компании страдают коммуникации между отделами: кто-то получает заказ, но сообщает об этом ответственному лицу с опозданием.
Если задержка действительно была, мы рассматриваем этот случай и ищем способы устранить подобные ситуации. Помимо разбора жалоб клиента мы также собираем статистику: смотрим, когда доставлен заказ, анализируем маршруты и причины задержки. После этого при необходимости увеличиваем количество машин или корректируем маршруты.
Благодаря использованию сервиса планирования маршрутов мы видим, сколько машин требуется для выполнения всех заказов. Мы отказались от части транспортных средств и сократили количество водителей. Например, в Самаре уменьшили пробеги на 20%, в Екатеринбурге – на 15%. В Москве заказываем машины в зависимости от количества заказов: в среднем, на одну-две машины меньше (10-15%), чем до использования сервиса «Яндекс Маршрутизация».
В нашей учётной системе 1С не было функции отслеживания доставки – мы не могли контролировать статус получения заказа и возвратов. Водители не давали чёткую обратную связь, которую логист однозначно бы истолковал. Теперь при получении возврата и передачи его на склад, водители присылают логисту фото документов. Если водитель забывает это сделать, то у логиста в рабочем месте в 1С заказ отмечается спецсимволом. Это напоминает логисту, что надо запросить дополнительную информацию у водителя.
Я не могу назвать «Яндекс Маршрутизацию» бюджетным IT-продуктом. Для нашей компании стоимость сервиса существенна, но она оправдана. Мы полностью окупили затраты через несколько месяцев работы, а далее начали экономить – за счёт сокращения транспортных затрат, фонда оплаты труда и уменьшения количества ошибок в планировании.
Работа с платформой для оптимизации маршрутов позволяет нам доставлять заказы быстрее и в большем объёме, что особенно важно – без увеличения подвижного состава и привлечения дополнительных водителей. Благодаря «Яндекс Маршрутизации» мы скорректировали время работы склада, так как водители не попадали в «окно доставки» клиента. Начали вести планирование не «жёсткими» маршрутами, а решать каждую транспортную задачу отдельно.
Мы изучили концепцию планирования доставок с учётом всевозможных ограничений – максимальной грузоподъёмности, желания клиента видеть определённого водителя, вероятных перепробегов. Теперь логисты из Петербурга могут планировать точные доставки в любом регионе.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».