Развитие бизнеса в кризис во многом зависит от слаженной работы всей команды. Важно, чтобы сотрудники компании были нацелены на результат и не поддавались тревоге даже в сложное время. Для этой статьи мы собрали рекомендации предпринимателей, которые сейчас и в прошлые кризисы уделяют большое внимание взаимодействию с командой. Возможно, их опыт пригодится и вашему проекту.
Павел Вешаев,
директор компании FinHelp
От собственника или топ-менеджера в кризис зависит многое – как от капитана корабля в шторм. И ему нужно быть достаточно открытым – общаться с командой, чтобы сотрудники понимали, что происходит. Например, если срезать зарплаты безо всяких объяснений – на корабле начнётся паника. Наилучший вариант – честно рассказать о своих планах и аргументировать свои действия. Например: «Для спасения бизнеса мы сокращаем зарплаты, потому что не хотим увольнять вас и стремимся сохранить команду».
Честно информировать команду
Алексей Бояршинов,
основатель компании «Корада Консалтинг»
Важно постоянно выпускать новости и на каждой планёрке разъяснять, как обстоят дела в компании. Нужно говорить о том, какие у нас есть входящие обращения, как двигаются продажи и сделки, что с выполнением бюджета доходов и расходов.
Это необходимо, чтобы каждый человек в команде, начиная от руководителя и заканчивая рядовым программистом, понимал, что компания живёт, у неё есть резервы, она зарабатывает деньги. И это позволит каждому сотруднику спокойно заниматься своими задачами и не думать, будет ли у него работа в компании завтра.
Внедрять регулярный менеджмент
Сергей Гашков,
управляющий партнёр компании «Персональное решение»
В кризис горизонт планирования сокращается. Сейчас неопределённости и ограничений ещё больше, чем было в пандемийном 2020-м, и краткосрочные планы приходится ставить не на месяц, а на неделю, если не чаще.
Поэтому сейчас, как и в начале пандемии, мы «участили» регулярный менеджмент: руководители отделов координируют задачи в начале и конце каждого рабочего дня.
- Читать статью об управлении командой в кризис
Перевести сотрудников на систему KPI
Лариса Бердникова,
основатель консалтинговой компании «АртМедиКонсалт»
Чтобы добиваться максимальных результатов в кризис, нужно давать сотрудникам планы и отслеживать их показатели. У каждой должности обязательно должны быть свои измеряемые результаты. И платить сотрудникам нужно в большей мере за результаты, а не только за процессы. Каждый человек в компании должен приносить конкретные результаты, и его мотивацию следует привязывать именно к ним. А процессы, позволяющие давать заявленные результаты, необходимо отражать в стандартах должности.
- Читать статью об эффективном управлении в кризис
Заниматься обучением команды
Михаил Колесников,
основатель бренда Benza
В кризис можно и нужно уделять внимание обучению. В пандемию в нашей компании основная часть обучающих материалов затронула коммерческий отдел. Руководители коммерческого отдела проходили обучение по организации эффективной удалённой работы своих команд. Сотрудники службы маркетинга проходили курсы о нюансах продвижения в кризис. Менеджеры по продажам изучали, как усилить продажи.
Даже если компания в кризис растёт, то она должна работать над своим улучшением – в частности, благодаря повышению квалификации своих сотрудников. Те, кто постоянно совершенствуются – непрерывно растут, и у них нет значительных спадов.
- Читать статью о подготовке компании к будущим катаклизмам
Наложить вето на политические споры
Сергей Иванов,
директор по продукту платформы Zlaker
Сегодня, когда причина кризиса кроется в геополитических конфликтах, именно политика может стать яблоком раздора в офисе. Чтобы предотвратить жаркие баталии, введите вето на обсуждение политических тем. Упомяните, что быть сплочённой командой и сохранять дружеские отношения важно и для продуктивности работы, и для душевного равновесия каждого.
Также пагубно может сказаться постоянное чтение и обсуждение «новостей с фронта». Объясните, что нельзя посвящать этому большую часть рабочего времени. Напротив, продуктивнее и безопаснее для психики заняться рабочими вопросами. Это успокаивает и, в конечном счёте, двигает компанию вперёд.
- Читать статью о поддержке сотрудников в кризис
Александр Двоеглазов,
сооснователь компании «Фикус»
У меня в первое время после 24 февраля 2022 года было не очень хорошее настроение, как у многих коллег и членов нашей команды. Но я понял, что если буду передавать его людям, то лучше не станет. Настроением в принципе можно управлять. И я стал транслировать свой личный оптимизм, чтобы поддержать сотрудников. Я объяснял, что не нужно поддаваться стрессу и принимать эмоциональные решения. В таких ситуациях особенно важно действовать рационально.
- Читать статью о том, как проект по озеленению офисов проходит через кризис
Александр Бочкин,
директор компании «Инфомаксимум»
После 24 февраля уровень тревожности у наших сотрудников резко скакнул. Непонимание ситуации и огромное количество вопросов, главный из которых – «Что же будет дальше?». Мы сделали на внутреннем сайте раздел, посвященный ответам на самые частые вопросы сотрудников (например, связанные с работой банка, который попал под санкции).
И сразу начали поиск специалиста, который может провести тренинг на тему борьбы с тревожностью. Кроме того, у команды есть возможность в любое время обратиться к сотрудникам отдела по работе с персоналом с заявкой о проведении психологической сессии. В её рамках можно обсудить вопросы тревожности и самых эффективных практик для снижения стресса.
- Читать статью о том, как предприниматели поддерживают свои команды в кризис
Светлана Петропольская,
заместитель генерального директора компании URVISTA
Любой кризис усиливает безработицу. На рынке оказывается огромное количество реально крутых специалистов, которые лишились работы. Сейчас можно находить хорошие перспективные кадры за гораздо меньшие деньги, чем обычно. Так вы сможете усилить кадровый состав и за счёт этого развивать свой проект.