Общепит – одна из тех индустрий, в которых современные технологии развиваются наиболее активно. Клиентам уже стали привычными заказы через мобильное приложение, безналичные способы оплаты, перевод чаевых через специальные сервисы, электронные меню и другие новации. У заведений, игнорирующих автоматизацию и использование онлайн-возможностей, мало шансов на успех. О том, как влияют технологии на ресторанный бизнес и какие изменения в нём происходят прямо сейчас, порталу Biz360.ru рассказал основатель сервиса Restik Олег Сужаев.
Олег Сужаев – основатель сервиса автоматизации ресторанного бизнеса Restik. Опытный разработчик и продуктовый специалист. Последнее место работы в найме – компания «ВКонтакте», где он занимался разработкой приложения VK для iOS и B2B-платформы чат-ботов. Развивать собственную компанию Restik, ориентированную на малый и средний бизнес, начал в 2018 году.
Несколько лет назад Россия вышла на второе место в мире по использованию безналичного способа оплаты Apple Pay. Популярен был и Google Pay. После ухода сервисов из страны достаточно быстро появились отечественные альтернативы: SberPay, «Яндекс Pay» и оплата по QR-кодам в приложениях банков. Эти способы всё ещё приживаются, но уже можно отметить их преимущества – надёжность и скорость. В заведениях с большим потоком, например, кофейнях, QR-коды ускоряют процесс оплаты: пока покупатель сканирует код, бариста уже варит кофе.
В ресторанном бизнесе QR-коды также начали использовать для перевода чаевых. С такой идеей на рынок пришел сервис «Нетмонет», осознав, что у гостей ресторанов больше нет налички в карманах. Затем по таким кодам стало возможно и оформить заказ без официанта, и оплатить счёт. При этом есть разные опции: QR-код, напечатанный на чеке или наклеенный на столик в ресторане.
Но не всем заведениям нужно гнаться за автоматизацией всех процессов. Ресторану, например, важен высокий уровень обслуживания, и гость, которого обделили личным вниманием, в итоге может не оставить ни бумажных, ни электронных чаевых.
Пока клиенты привыкают к QR-кодам, появляются новые опции в ресторанах – электронные меню, которые можно также посмотреть, отсканировав код. Зачастую они используются в дополнение к обычному бумажному меню. Их преимущество в экономии на цветной печати, в возможности разместить больше информации о блюдах и напитках (фото, составы, сведения о винах и т.д.) и, главное – в простой коррекции. В электронное меню можно вносить новые пункты и акции хоть каждый день.
Ещё один вариант использования QR-кодов в ресторанах – для отзывов и акций. В ряде заведений для подключения к системе лояльности достаточно установить приложение и сканировать код при каждой покупке, а подарочные сертификаты с заказа выглядят как небольшие карточки с QR-кодами.
Заведения разного уровня предлагают клиентам скачивать их приложения для ознакомления с меню, оформления заказов, оплаты и подключения системы лояльности. Сплошные плюсы. Однако для многих поход в определённое место – это разовое событие, и потому посетители не хотят скачивать миллион приложений разных ресторанов. По нашим сведениям, порядка 50% пользователей не станут оформлять заказ, если для этого нужно скачать приложение.
Кому нужны приложения? Наиболее востребованы они будут у сетевых заведений быстрого обслуживания, потому что от них ждут не высокоуровневый сервис, а скорость, в отличие от ресторанов.
Хороший пример – сервис «Додо пиццы». Компания разработала приложение под себя, сделав его использование удобным и выгодным. Но разработка собственного приложения с нуля – дорогое удовольствие, и маленькие бизнесы «у дома», которым бы, возможно, и пригодились приложения для постоянных клиентов, не могут себе позволить такие расходы.
Есть надежда, что в ближайшее время появятся более доступные конструкторы для приложений, которые подойдут небольшим заведениям. Например, в Restik уже есть конструкторы для сайтов доставки, с которыми можно разобраться без дорогостоящей команды разработчиков.
Их можно назвать «отбеливателями» бизнеса. Традиционно часть ресторанного сектора оставалась в зоне теневой экономики. Некоторое время назад ещё можно было сообщить клиенту, что сломался терминал, и предложить оплатить счёт наличными, не пробивая чек. Больше такое не работает: многие люди просто не носят с собой бумажные деньги. Как итог, даже крошечным точкам приходится устанавливать терминалы и разбираться с новыми инструментами оплаты. Так происходит выход ресторанного бизнеса из теневого сектора.
Этот факт выгоден не только государству и налоговой инспекции, но и полезен самому бизнесу в долгосрочной перспективе. Компании, которые начинают играть по-честному, платят больше налогов, и у них появляется необходимость оптимизировать расходы, бороться за каждый процент рентабельности, потому что совсем небольшой минус может привести к краху. Бизнес задумывается об автоматизации, упрощении бухгалтерии и других мерах, которые его оздоравливают.
Клиент, конечно, тоже остаётся в плюсе. Он получает удобный, безопасный и быстрый способ оплаты. При бесконтактной оплате данные карты пользователя не передаются компании, процесс похож на привычные переводы на другой счёт. Трудно представить себе более безопасный способ обращения с деньгами, так как наличку или карту можно потерять, а оплата через телефон всегда будет требовать валидации. Ну, а когда клиент в плюсе, он лояльнее относится к компании, где ему не приходится стоять в очередях и ждать заказ.
Замедления в развитии безналичной оплаты ждать не стоит. По прогнозам, наличных денег в обращении будет становиться всё меньше, хотя полностью мы от них вряд ли откажемся. Можно сказать, что сейчас мы движемся по пути Китая. Там так же повсеместно оплата производится по QR-кодам, при этом большинство операций можно совершить через одно приложение – Wechat Payment.
В России для бесконтактной оплаты в основном используются приложения банков, но тут мы можем похвастаться: даже иностранцы отмечают удобство и продуманность российских мобильных банков. Эти качества становятся драйверами в развитии безналичных платежей.
Рост в сфере безнала будет происходить за счёт средних и малых заведений, а также регионов, которые только вводят в использование новые сервисы, автоматизируют процессы заказа, доставки, оплаты и чаевых. Сейчас ожидаемо они наиболее развиты в больших сетях. Фастфуд в принципе технологически развивается быстрее: в нём можно автоматизировать большинство процессов. А на крупные города, и в особенности Москву, пока приходится наибольшее количество бесконтактных платежей.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».