Многие предприниматели решают открыть свой бизнес по франшизе, чтобы минимизировать риски. В идеале, вместе с известным чужим брендом они получают бизнес-модель, стандарты качества, настроенный маркетинг, обучение персонала и ряд других важных элементов бизнеса. Но есть франшизы, от сотрудничества с которыми лучше воздержаться. О том, на что стоит обратить внимание при выборе франшизы, порталу Biz360.ru рассказал Максим Киселёв, директор по развитию сети COFFEE LIKE.
Максим Киселёв – директор по развитию сети COFFEE LIKE. Окончил экономический факультет Удмуртского государственного университета. Зона ответственности в сети COFFEE LIKE – привлечение новых партнёров, сопровождение и развитие действующих франчайзи. На данный момент сеть объединяет более 1050 кофе-баров в более чем 140 городах России и странах СНГ.
По данным Franshiza.ru, в 2023 году рынок франчайзинга вырос на 6%, а его оборот достиг 3,18 трлн. рублей. Эта статистика, с одной стороны, внушает оптимизм. Однако это касается, скорее, тех, кто уже находится внутри этого бизнеса. Для тех же, кто стоит на его пороге, всё немного иначе. Огромные цифры говорят не только о возможности быть к ним причастным, но и о том, что предстоит изучить множество вариантов, прежде чем найти наиболее выгодный и, что не менее важно, надёжный для вложений.
Страх натолкнуться на недобросовестного франчайзера или провальный бизнес весьма оправдан. Зачастую владельцы франшизы не заинтересованы в развитии своих партнёров, они просто хотят получить от них деньги на старте. Проблема многих потенциальных франчайзи в том, что они пока не имеют понимания, какие признаки свидетельствуют о том, что франшиза является выгодной и надёжной, и, соответственно, не знают, на что нужно обращать внимание.
Давайте определимся, что подходящая для покупки франшиза – это:
-
Прибыльная франшиза;
-
Франшиза, владелец которой вкладывается в развитие сети;
-
Владелец которой не имеет каких-либо задолженностей;
-
Франшиза с хорошей репутацией среди партнёров.
В этой статье расскажу подробнее, на что следует обращать внимание при выборе франшизы.
Чтобы принять взвешенное решение, необходимо внимательно ознакомиться со следующей информацией:
-
Франчайзинговый договор и другие соглашения, заключаемые перед началом сотрудничества;
-
Финансовая модель франшизы;
-
Информация о франчайзере как о предпринимателе и налогоплательщике;
-
Мнение действующих партнёров;
-
Качество работы действующих точек.
Стоит проанализировать и некоторые параметры франшизы. Это поможет убедиться в том, что франчайзер действительно заинтересован в росте – как своих партнёров, так всей сети в целом. Для того, чтобы разобраться, обратите внимание на следующие факторы:
-
Условия, из которых складывается доход правообладателя. Доход франчайзера складывается из двух элементов: паушального взноса (единоразовая выплата в начале сотрудничества) и роялти (ежемесячная выплата). При этом роялти может быть установлено в качестве процента или фиксированного платежа. Если условия франшизы предполагают процент от продаж, это хороший знак – франчайзер действительно заботится о развитии и росте.
-
Условия масштабирования. Предполагает ли открытие второй и последующих точек дополнительную плату? Если да, то сколько это стоит? Помимо того, взимается ли плата за открытие точки в другом городе? Есть ли льготы для «идеальных партнёров?»
-
Дополнительные сборы. Оказывает ли правообладатель платные услуги? Иногда фактическое положение дел в этом вопросе не совпадает с заявленными обещаниями. Так, например, в рекламе франчайзеры говорят о мерах поддержки партнёра, которые фактически оказываются невключёнными в паушальный взнос и роялти, а значит за них нужно платить дополнительно.
При выборе франшизы обязательно обратите внимание на то, чтобы заключаемые соглашения не были договорами об оказании услуг, дилерскими договорами, партнёрскими договорами и т.п. Они должны говорить потенциальному партнёру о том, что рассматриваемый им вариант – не франшиза. Потому что в настоящей франшизе заключается договор коммерческой концессии или лицензионный договор.
Однако стоит заметить, что если франчайзер настаивает на том, чтобы заключить именно лицензионный договор, это может послужить дополнительным поводом, чтобы проверить, зарегистрирован ли товарный знак франшизы. С юридической точки зрения договор коммерческой концессии является более надёжным, так как при его заключении партнёр получает право на использование товарного знака и прочих активов, вроде ноу-хау и фирменного дизайна.
При изучении договора следует обратить внимание на следующие моменты:
-
Обязательства со стороны франчайзера. Следует обратить внимание, прописаны ли в договоре все гарантии, которые были указаны в презентации франшизы (такие, как, например, гарантия окупаемости), и штрафы за их невыполнение.
-
Обязательства со стороны франчайзи. Рассмотрите требования со стороны правообладателя и штрафные санкции при их несоблюдении. Чёткость определённых требований говорит о том, что бренд, с которым вы собираетесь сотрудничать, зрелый.
-
Условия расторжения договора. Для расторжения договора в одностороннем порядке со стороны франчайзера должны быть серьёзные нарушения, которые должны быть прописаны в документе. В противном случае франчайзер в любой момент может расторгнуть договор без объяснения причин.
-
Ссылка на передаваемые торговые знаки.
После самостоятельного ознакомления с договором рекомендуется показать его юристу, который имеет опыт работы в соответствующей сфере.
По запросу франчайзер должен предоставить финансовую модель бизнеса, из которой должны быть понятны:
-
Размер инвестиций, требуемых для запуска бизнеса;
-
Постоянные и переменные затраты;
-
Прогнозный план продаж;
-
Период окупаемости бизнеса;
-
Коэффициент сезонности;
-
Точка безубыточности:
-
Рентабельность бизнеса.
Желая создать иллюзию прибыльного бизнеса, владелец франшизы может завышать или занижать некоторые показатели. Поэтому стоит самостоятельно проанализировать предоставленные данные.
Необходимо проверить информацию о франчайзере через специализированные ресурсы. Так можно убедиться, что он имеет действующий бизнес, является добросовестным налогоплательщиком и его не признавали банкротом.
Вот несколько ссылок, которые рекомендуется использовать:
-
Egrul.nalog.ru – на сайте предоставляются сведения из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.
-
«Картотека арбитражных дел» – тут можно проверить, были ли судебные дела с юридическим лицом.
-
«Зачестныйбизнес» – на этом ресурсе можно посмотреть полные сведения о юридическом лице: финансовое положение компании за всё время существования, информация о учредителях, судебных делах и т.п.
-
«Федеральный институт промышленной собственности» – здесь можно проверить товарный знак, право пользования которым перейдёт к партнёру после заключения договора. Он должен быть зарегистрирован в Роспатенте.
Партнёры, которые уже работают с франчайзером – единственные люди, которые могут рассказать всю правду о франшизе. Например, сколько инвестиций требуется на старте и когда они окупятся. Поэтому стоит запросить у франчайзера их контакты и пообщаться.
Помимо тех, чьи контакты вам предоставили, обязательно свяжитесь ещё с двумя-тремя партнёрами – их легко найти по соответствующим хэштегам в соцсетях. Больше контактов – больше данных. Таким образом, картина происходящего становится объективнее.
Также рекомендуется проверить, насколько качественно работает бизнес и насколько высокий спрос на его продукт. Первое сделать легче, если это франшиза кофейни, а не производства. Второе можно сделать через Wordstat.
Напоследок отмечу, что торопиться принимать решение о покупке франшизы не стоит. Лучше потратить время на изучение информации, чем жалеть, если что-то пойдёт не так.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».