Что скрывает пена: подводные камни кофейных франшиз

Прочтёте за 4 мин.

Несколько важных рекомендаций для тех, кто хочет открыть бизнес под раскрученным брендом

IT-инструменты, которые использует Максим Киселёв

  • 1СПАРК-риски
  • Консультант+
  • Beboss
  • Telegram
  • YouTube

Многим из тех, кто хочет открыть свой первый или очередной бизнес, кофейня кажется вполне перспективным вариантом: популярный продукт, стабильный спрос, относительно невысокий порог входа, возможность запустить проект под крылом известной франшизы. Но в реальности дело может оказаться сложнее, чем кажется – в этом бизнесе много тонкостей и нюансов, незнание которых приведёт к потере денег. О том, какие подводные камни могут поджидать потенциальных кофейных франчайзи, порталу Biz360.ru рассказал Максим Киселёв, руководитель отдела развития франчайзинговой сети COFFEE LIKE.

Досье

Максим Киселёв – руководитель отдела развития франчайзинговой сети COFFEE LIKE. Окончил экономический факультет Удмуртского государственного университета. Зона ответственности в сети COFFEE LIKE – привлечение новых партнёров, сопровождение и развитие действующих франчайзи. На данный момент сеть объединяет более 900 кофе-баров в более чем 140 городах России и странах СНГ.

Максим Киселёв

Отсутствие или незначительный размер роялти

Один из важных аспектов, на который следует обратить внимание при выборе и сравнении франшиз, это наличие роялти – определённого процента от выручки, который партнёры платят франчайзеру. Его отсутствие может быть показателем плохой франшизы, поскольку это может означать, что компания не заинтересована в успехе своих партнёров. 

Если франчайзер не получает дохода от роялти, то у него может не быть стимула обеспечить качественную поддержку и развитие сети. В результате бизнес-модель может оказаться нерабочей, оборудование – низкого качества, а управляющая компания попросту некомпетентна. Франчайзеру может быть всё равно, так как он уже получил паушальный взнос, а дальнейший успех партнёров у него не в приоритете. 

Стоит отметить, что некоторые франшизы могут не получать роялти, так как это обусловлено специфическими бизнес-процессами. В таком случае необходимо проверить причины их отсутствия, чтобы не столкнуться с франшизой-однодневкой, созданной только для получения паушальных взносов. Сделать это можно с помощью системы СПАРК, запроса выписки из реестра ЕГРЮЛ, проверки на процедуру банкротства и поиска в той же арбитражной картотеке. 

Недостаточный уровень поддержки франчайзера

Хорошие франчайзеры, которые заботятся о своих партнёрах, предоставляют детальные инструкции по покупке, подготовке и запуску бизнеса. База знаний, которая может содержать информацию о каждом аспекте проекта, начиная от подключения кофе-машин до решения базовых проблем и советов по продвижению, является ценным ресурсом для франчайзи. 

Однако есть риск наткнуться на недобросовестных франчайзеров, которые могут вместо детально проработанной базы знаний дать набор статей из интернета. Некоторые и вовсе не предоставляют ничего – только лишь «голую» франшизу. О поддержке и консультациях здесь не может идти и речи. 

Поэтому качественная поддержка – один из критериев надёжности франчайзера. Он должен быть готов помочь новичку на всех этапах работы. Обычно такая поддержка входит в стоимость паушального взноса и роялти, и перед подписанием договора стоит убедиться, что она гарантирует достаточный объём помощи, а не ограничивается лишь разовыми консультациями. Все гарантии поддержки указываются в договоре франчайзинга. 

Для страховки целесообразно заранее пообщаться с текущими франчайзи сети, посетив несколько точек. Это необходимо, чтобы получить объективное представление об уровне поддержки, предоставляемой франшизой. 

Кроме того, франчайзер может предоставлять обучение и тренинги для франчайзи, помогая им освоить все нюансы бизнеса. Это необязательно, но является приятным бонусом, так как позволяет новичкам в бизнесе быстрее адаптироваться и начать расти. 

Непрозрачность франшизы

При покупке франшизы, как и при любом другом инвестировании, важно тщательно изучить компанию, прежде чем вкладывать деньги. Одним из ключевых аспектов является оценка прозрачности и достоверности информации от франчайзера. 

Вот несколько советов, как проверить прозрачность и достоверность информации в франшизе: 

  • Тщательно изучите франчайзинговый договор. Договор должен содержать подробную информацию о всех аспектах франшизы, включая стоимость, обязательства франчайзи и франчайзера, условия расторжения договора и т.д.

  • Запросите у франчайзера финансовую информацию. Франчайзер должен предоставить вам финансовую модель, которая показывает ожидаемые доходы и расходы бизнеса.

  • Проанализируйте цифры и показатели – они должны везде соответствовать друг другу: в отчётности, на сайте компании, в бизнес-источниках и всевозможных рейтингах. Кроме того, критически оценивайте приведённые компанией цифры, в том числе насколько они правдоподобны.

  • Проведите собственное исследование. Поговорите с действующими франчайзи, чтобы узнать об их опыте, обязательно спросите о том, были ли конфликты с франчайзером, помогал ли он в каких-то чрезвычайных ситуациях и т.д. 

Вот несколько признаков, которые могут говорить о непрозрачности и недостоверности информации: 

  • Франчайзер отказывается предоставлять финансовую информацию или предоставляет её в неполном объёме.

  • Франчайзер не отвечает на ваши вопросы или даёт уклончивые ответы.

  • Франчайзер преувеличивает успех своего бизнеса или скрывает неудачи.

  • Финансовые показатели франшизы не соответствуют рыночным реалиям. 

Отсутствие централизованных поставок сырья и расходников

Одна из главных проблем, с которой сталкиваются предприниматели в кофейном бизнесе – поиск поставщика качественного зерна. В случае франшизы с собственным обжарочным цехом и внутренним «торговым домом» партнёры могут быть уверены в его качестве для своих напитков. Как правило, у большинства франчайзеров есть успешно налаженные каналы поставок и они способны привлекать новых партнёров для совместных закупок. 

Кроме того, наличие торгового дома позволяет франчайзи экономить на сырье и расходных материалах. Особенно на фоне выросших цен в последние два года. Франчайзер, благодаря налаженным каналам поставок, способен предложить своим партнёрам скидку на все необходимые для кофейного бизнеса расходники. 

В случае отсутствия торгового дома и плохого обеспечения со стороны поставщиков бизнес франчайзи будет под большим вопросом. Поэтому обязательно обратите внимание на то, есть ли он у франшизы и как обстоят дела с каналами поставок – в противном случае ваша кофейня проживёт недолго. 

Какие вопросы задать франчайзи

Как мы говорили выше, лучший способ узнать истинное положение дел кофейной франшизы – пообщаться с несколькими франчайзи и расспросить их обо всём, что вас интересует. На основе этого общения вы сможете оценить состояние бизнеса и сделать соответствующие выводы. 

Вот несколько обязательных вопросов, которые следует задать франчайзи: 

  • Как себя чувствует франшиза после пандемии и кризисных 2022 и 2023 годов?

  • Какие решения были приняты компанией при обрыве логистических поставок в 2022 году?

  • Как обстоят дела с ценами? Насколько они увеличились и от чего зависит повышение?

  • Какие показатели у кофейной точки за последние три года? Как быстро окупился бизнес?

  • Есть ли поддержка со стороны франчайзера и в каком виде?

  • Как обстоят дела с закупкой зерна и другого сырья? Есть ли у франчайзера торговый дом и насколько хорошо налажены поставки? 

Кроме того, оцените состояние кофейни франчайзи, с каким оборудованием и сырьём он работает, насколько чисто внутри кофейни. Это немаловажный фактор для оценки состояния бизнеса. Если в кофейне не соблюдают чистоту, значит франчайзер не занимается контролем качества. А это сулит репутационными потерями и может негативно отразиться на вашей кофейне. Поэтому подумайте, стоит ли иметь дело с данной франшизой. 

Таким образом, можно оценить, насколько правдиво то, что обещает франчайзер. Ведь в любом сегменте франшизных сетей есть свои нюансы и подводные камни.

Coffee

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен». 


23 января 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов