Бизнес не всегда строится на глубокой аналитике и точном расчёте. Иногда в запуске и развитии собственного дела может помочь опыт коллег и личное погружение в тематику аналогичных проектов. В этом убеждена создатель образовательных центров Bright Елена Зименкова. О том, какими принципами она руководствуется в бизнесе, и чем они могут быть полезны предпринимателям не из сферы образования, Елена рассказала порталу Biz360ru.
Елена Зименкова – предприниматель из Московской области, директор языковых и образовательных центров Bright. По образованию – педагог дошкольного образования. Открыла три детских сада, один языковой центр и одну начальную школу под брендом Bright. Член торгово-промышленной палаты Московской ассоциации предпринимателей.
Бизнес в сфере образования у меня получился спонтанно. По своей профильной специальности – я педагог-«дошкольник», но почти 10 лет проработала в продажах. Знания в этой сфере, наверное, во многом помогли в моём будущем деле.
После долгого декрета я пошла на курсы английского языка. И мои друзья однажды пошутили, что пора открывать свой собственный языковой центр. Я долго думать не могу, сразу делаю. И меньше чем через два месяца открыла свой первый центр иностранных языков Bright в Чехове. Сейчас Bright – это языковой центр, школа и три детских сада.
Изначально я планировала развивать сеть языковых школ и даже готовилась к открытию второго заведения. В этот момент подруга предложила купить у неё готовый садик. Мои дети к тому времени уже выросли, но у меня оставался какой-то пунктик по поводу частного детского сада. Поэтому в 2020 году я его купила.
В 2021 году я всё-таки открыла ещё один детский сад, но уже в посёлке Бутово. Во-первых, там жил мой сын, и он вызвался помогать мне с бизнесом. Во-вторых, там была явная нехватка частных садов, и мы уловили запрос аудитории.
Открыть школу попросили родители, чьи дети уже ходили в частный садик Bright. На тот момент мои детские сады были известны в Чехове. В течение 2023 года я открыла начальную школу, в которой занимаются учащиеся 1-4 классов. В ближайших планах начать обучение в средних классах: с 5-го по 9-й. Сейчас наши детские садики посещает 120 человек, языковые центры – 200, а школу 45 учеников.
Перед открытием центра иностранных языков я не делала никаких бизнес-анализов, потому что на них не было лишних средств. Я решила пойти своим путём и обо всех нюансах образовательного бизнеса узнать в процессе подготовки к запуску проекта.
Посетила несколько крупных московских частных языковых центров, съездила на форумы для директоров частных школ. Изучая опыт коллег, я начала формировать собственное видение будущего бизнеса. Определила ценности и выстроила стратегию, на тот момент только в голове.
С появлением детского сада начала анализировать программы, по которым они работают, постоянно контактировала с директорами других частных учреждений. Смотрела, что мне самой нравится, а что – нет. Даже сейчас при открытии школы и имея немалый опыт в сфере образования, продолжаю учиться и получать всё лучшее от опыта моих коллег.
При открытии первого языкового центра мне не хотелось создавать очередную стандартную языковую школу. Мы должны были отличаться. Всего за один год я получила образовательную лицензию, и в Bright начали работать преподаватели из Англии. Наш языковой центр первым в Чехове получил аккредитацию Pearson для проведения международных экзаменов. Причем на базе Bright могли сдавать экзамены не только наши ученики, но и те, кто занимался, например, самостоятельно или в другом заведении.
Кроме того, все наши учителя прошли курсы английского языка CELTA и получили международный кембриджский сертификат. Он позволяет педагогам работать и преподавать язык во многих странах. Методика преподавания сейчас активно практикуется в наших образовательных центрах.
Если говорить о школе, то я всегда хотела создать такое место, где детям комфортно находиться целый день. Большинство родителей работают и сидеть половину дня с ребёнком они физически не могут. В нашей школе дети находятся с 9:00 до 18:00, здесь они учатся, отдыхают, развиваются, кушают. Родители могут быть уверены, что их дети находятся в безопасности. Отдельное расписание составляется и на период каникул. Вот, казалось бы, такие мелочи, но они влияют на имидж школы.
Начала я бизнес с 400 тысяч рублей. Эти деньги вложила в открытие языкового центра в 2019 году. Почти через 2 месяца он окупился и стал приносить прибыль. Это с учётом аренды, заработной платы и других административных моментов. Средний чек языкового центра составляет сегодня 7000 рублей.
С садиком и школой всё было по-другому. Почти за 3,5 года я практически не видела выручки, потому что постоянно вкладываю её в развитие. Даже сейчас начинаю историю с открытием средней школы и понимаю, что мои расходы будут только расти. Если бы я, например, остановилась только на начальной школе, то да, прибыль была бы уже заметна.
К слову, сейчас в развитие школы, площадь которой 45 квадратных метров, вложено уже около 6 млн. рублей. На следующий учебный год я арендовала помещение площадью 250 «квадратов», чтобы организовать спортивный класс.
Аренда отнимает, конечно, много средств, поэтому моя цель – построить собственное здание, которое бы соответствовало всем нормам образовательного учреждения. На это требуется около 50 млн. рублей, но банки, к сожалению, не выдают такую сумму малым предпринимателям. Поэтому в данном случае выход только один – поиск инвестора. И я веду работу в этом направлении.
Нам очень помогли государственные субсидии, которые мы получили в 2022 году – около 2,9 млн. рублей на детский сад. Я выиграла конкурс и стала обладателем гранта как малый социальный предприниматель. Для развития я использовала и кредиты под 17% годовых.
На сегодняшний день суммарный оборот всех образовательных центров Bright составляет около 25 млн. рублей. Стараюсь использовать все возможные варианты, чтобы получать средства на развитие и реализацию новых идей.
Я отношусь к тому типу руководителей, который всегда во всём винит, в первую очередь, себя. Ведь если у нас есть ошибки, значит, я что-то не предусмотрела. Так, я не до конца понимала работу школы и её структуру на момент открытия, поэтому не рассчитала число нужных специалистов. Процесс самоподготовки, домашние задания, отчётность на всех уровнях, выстраивание коммуникаций со слабыми детьми – всё это оказалось намного сложнее, чем я себе представляла.
Мы, например, не делали входное тестирование, поэтому не могли отследить динамику успеха ученика и показать её родителям в конце года. Сейчас такая диагностика для новичков – обязательна.
На начальном этапе я пыталась делегировать всю работу по управлению школой Bright нанятым директорам. Это тоже было ошибкой. В школе поменялось уже два руководителя, потому что их работа не соответствовала тому качеству, которое я требую. Поэтому сейчас многими вопросами занимаюсь сама, но при этом ищу «своего» человека, который полностью бы мне подходил. Только спустя шесть месяцев удалось собрать команду, с которой выстраиваем новую структуру и обсуждаем каждые мелочи: от дней рождений до системы отчётности.
В первое время было сложно работать с новым поколением учителей. Они не многозадачные и каждую фразу понимают буквально. Например: мама попросила учителя напомнить ребёнку, чтобы он положил сменную обувь в портфель. Он пришёл домой, конечно же, без сменки. Когда я поинтересовалась, почему так произошло, учитель ответила: «Я же напомнила». Но вместе с напоминанием надо было проконтролировать, чтобы ребёнок положил обувь в рюкзак.
При этом молодые педагоги эрудированные, они работают по новым методикам, у них свои нестандартные подходы. Моя задача – маневрировать между старшим и молодым поколением и привносить в образовательный процесс всё лучшее от них.
Мы открылись в пандемию и продолжаем в условиях текущего кризиса. Были очень сложные моменты, когда мне приходилось выплачивать сотрудникам зарплату из своего кармана, потому что школы не могли работать, а команду удерживать надо. На мой бизнес очень повлияли антироссийские санкции и частичная мобилизация. Например, международный Кембриджский экзамен в мае прошлого года никто не мог сдать. Скорее всего, в 2023 году будет та же картина.
Из-за частичной мобилизации из страны многие уехали, и это была как раз наша платёжеспособная аудитория. Это повлияло и на размер среднего чека центров. А с блокировкой популярных социальных сетей стало сложнее выстраивать маркетинговую стратегию. Если раньше мы делали таргетированную рекламу в известной своим визуальным контентом соцсети, то сейчас приходится использовать другие каналы продвижения.
Но мы продолжаем делать всё возможное, чтобы наш бизнес развивался. Один из примеров этих усилий – школа в первый год своего существования заполнена на 98%. И это с учётом всех внешнеэкономических событий.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».