Расти большой: как платформа дошкольного образования «взлетела» в кризис

Прочтёте за 5 мин.

Бесплатный доступ стал эффективным маркетинговым решением

IT-инструменты, которые использует Дошкола Тилли

  • 1С:Бухгалтерия
  • myTarget
  • PayPal
  • YouTube

Для образовательных онлайн-сервисов корона-кризис стал временем новых возможностей. Платформа «Дошкола Тилли», которая занимается обучением детей в возрасте от 2 до 7 лет, в конце марта предоставила временный бесплатный доступ всем желающим. Это позволило ей за 1,5 месяца увеличить количество пользователей в 23 раза. О том, как удалось монетизировать базу бесплатных клиентов и вырасти в кризис, сооснователь «Дошколы Тилли» Ольга Деменицкая рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Ольга Деменицкая, 32 года, предприниматель из Калининграда, сооснователь образовательной онлайн-платформы  «Дошкола Тилли». Получила два высших образования – юридическое и журналистское. Восемь лет работала в сфере госзакупок. Мама двоих детей. Проект «Дошкола Тилли» основала вместе с супругом Кириллом Деменицким в 2018 году.

Ольга Деменицкая

Как всё начиналось

Ольга Деменицкая восемь лет работала в сфере госзакупок, но всегда хотела открыть свой бизнес. Идея собственного проекта возникла у неё в 2017 году - во время обучения 4-летней дочери детскому программированию. Ольга стала замечать, что из всех способов подачи материала ребёнок лучше всего воспринимает обучающие мультики или видео. Дочь вовлекалась, не капризничала и быстрее усваивала материал. 

Это натолкнуло Ольгу на мысль создать платформу для обучения дошкольников. Продукты, которые на тот момент были на рынке, её, как родителя, не устраивали. В каждом из них она находила недостатки, главным из которых было неудобство использования. По задумке Ольги, с помощью её сервиса можно будет в удобной и увлекательной форме обучать дошкольников математике, логике, развитию речи. 

«Мы с мужем слушали много бизнес-лекций. И в них не раз говорилось, что создавать маленький бизнес так же сложно, как большой. И мы подумали: раз так же, то создадим сразу масштабный проект. Мы почувствовали в себе силы, что сможем это сделать», - говорит Ольга Деменицкая. 

Свою бизнес-идею начинающая предпринимательница решила «прокачать» в акселераторе Philtech, созданном при участии ВШЭ. За время его прохождения в 2018 году она создала начальную версию продукта «Дошкола Тилли» и собрала основу будущей команды. Это были ментор проекта, мобильный разработчик и педагог-методист, которая составляла задания. Далее в течение полутора лет Ольга обучалась в трёх акселераторах. По её словам, это позволило ей выстроить бизнес-процессы, определиться с продуктами и направлением развития.

Кирилл и Ольга Деменицкие 

Для запуска проекта Ольга и Кирилл Деменицкие взяли кредит в банке - 600 000 рублей, а также вложили личные средства. Через год после запуска они переехали на другой конец страны - из Петропавловска-Камчатского в Калининград, продали квартиру, купили другую в новом городе и разницу в цене снова вложили в бизнес. Средства были нужны, в основном, на разработку, которую отдали компании на аутсорсе. 

В начале 2020 проект получил инвестиции бизнес-ангелов Андрея Белозерова и Артёма Ермолаева – инвесторов и менторов многих цифровых проектов, в том числе в образовательной сфере. 

«Нам повезло. Наши инвесторы принимают активное участие в развитии проекта. Дают советы по выстраиванию стратегии, планированию, продвижению и масштабированию, выходу на международный рынок», – говорит Ольга Деменицкая. 

Взрывной рост числа пользователей

Приход инвесторов совпал с началом пандемии коронавируса. Проект получил первые инвестиции 24 марта – на следующий день после объявления обязательной самоизоляции для жителей России. В этот момент Ольга заметила, что на платформе «Дошкола Тилли» резко увеличился трафик. 

Для неограниченного пользования платформой «Дошкола Тилли» нужно было оплатить подписку на срок от месяца до года. За первые два года работы ресурс набрал примерно 2500 пользователей. При этом больших рекламных кампаний не проводили. 

Практически сразу после объявления режима самоизоляции было решено открыть бесплатный доступ к ресурсу: полученная «подушка безопасности» от инвесторов позволяла это сделать без ущерба для экономики проекта. Первой целью такого шага была поддержка семей с детьми, попавших в сложную ситуацию. О коммерческих перспективах этого шага основатели проекта в тот момент не думали.

Дошкола Тилли 

Количество пользователей благодаря бесплатному доступу выросло в разы. В апреле платформу посещали в среднем по 10 000 человек в день, что примерно в 10 раз превышало «докризисные» показатели. В некоторые дни на платформе регистрировалось по 2000 новых пользователей. Вскоре стало понятно, что предоставление бесплатного доступа и рост числа посетителей привели к неожиданному PR-эффекту. На проект стали ссылаться интернет-СМИ, упоминая его в подборках бесплатных образовательных ресурсов. 

«Нас восприняли как значимого игрока на рынке. Мы попадали в один список с крупными ресурсами типа Учи.ру, у которого больше десятка миллиона пользователей. Некоторые СМИ, в том числе и довольно крупные, написали о нас статьи», - рассказывает Ольга Деменицкая. 

Проект «Дошкола Тилли» заметили не только СМИ. Маркетплейс «Дочки-сыночки» предложил бесплатно разместить информацию о ресурсе в своей рассылке. С некоторыми компаниями (например, с издательством «Самокат») договорились о взаимном размещении ссылок. 


Новости о платформе также появились на сайтах детских садов и домов творчества. С началом самоизоляции для них стал актуален вопрос перевода занятий в онлайн. Они стали использовать «Дошколу Тилли», в общей сложности более 300 дошкольных учреждений упомянули проект на своих ресурсах. 

«Когда мы открыли бесплатный доступ, то один из инвесторов порекомендовал нам разместить объявление об этом на портале цифровых сервисов Все.онлайн. Это официальный ресурс Минкомсвязи, который отображается в том числе на портале Госуслуг. Возможно, благодаря этому упоминанию на Все.онлайн о нас начали узнавать детские сады», – предполагает Ольга. 

Экономика нового периода

Полученные от инвесторов средства позволили проекту начать рекламные кампании. Больше всего средств ушло на продвижение в соцсетях - Instagram, Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассники». Также использовали таргетированную рекламу в Google и Яндекс. 

Кроме того, сделали рассылку по базе действующих, потенциальных и бывших клиентов, которую собрали за 2 года работы. Именно эта рассылка, наряду с рекламой в Instagram, принесли больше всего новых пользователей. 

До наступления корона-кризиса подписка на услуги сервиса стоила 1790 рублей в год или 390 рублей в месяц. В начале мая, когда закончился бесплатный доступ, всем подписчикам предложили специальные «антикризисные» цены. Первые две недели мая на ресурсе действовала специальная цена на годовой доступ - 990 рублей, а сейчас стоимость годовой подписки – 1190 рублей. Тем, кто подписался на год до объявления скидок, оплаченный доступ продлили на два месяца. Цены на месяц остались без изменений. За время бесплатного доступа на платформе зарегистрировалось 59 000 человек – в 23,5 раза больше, чем было в середине марта. 

Ольга Деменицкая

В течение двух недель после закрытия платного доступа, подписку оформили более 1000 человек. Процесс «монетизации базы» ещё не закончен – оплаты продолжают поступать. 

Сейчас для любых пользователей «Дошколы Тили» открыт бесплатный тестовый период: до 10 заданий каждый день. Довольно много пользователей сервиса проживают за границей – они появились с самого открытия проекта. Это русскоязычные родители, которые хотят, чтобы их дети не забыли русский язык. Сейчас у проекта есть пользователи из 77 стран. 

Назревшие изменения

Быстрый рост числа пользователей в конце марта и апреле привёл к ожидаемой технической проблеме. Повысилась нагрузка на сайт проекта, и облачный сервер, на котором работала платформа «Дошкола Тилли», перестал с ней справляться. Проекту пришлось «переезжать» на выделенный сервер. Это привело к увеличению оплаты за сервер с 2 до 10 тысяч рублей в месяц, но зато он работает гораздо стабильнее и надёжнее, чем старый. 

Ещё одно важное изменение, вызванное ростом – отказ от разработки на аутсорсе и набор собственных разработчиков в штат. Как выяснилось, внешняя команда не может быстро реагировать на изменения ситуации и решать возникающие проблемы. 

«Работа во время кризиса при пиковой нагрузке показала, что качественная оперативная работа аутсорсеров с таким крупным ресурсом невозможна либо обходится слишком дорого. Мы давно хотели перейти на собственную разработку, и сейчас время пришло», - говорит Ольга Деменицкая. 

Своя команда разработчиков потребовалась и для создания нескольких новых продуктов. Один из них – цифровой ресурс для детских садов. В период бесплатного доступа воспитатели нередко спрашивали, можно ли им зарегистрировать на платформе всю группу. Так они могли проводить занятия с детьми в период самоизоляции. Основатели «Дошколы Тилли» решили пойти дальше – создать для детских садов специальный образовательный сервис. Он уже почти готов и сейчас постепенно внедряется. 

С помощью нового ресурса воспитатели смогут давать детям задания, в том числе удалённо. Для детских садов это очень актуально не только в период самоизоляции. Дети часто болеют и пропускают по этой причине занятия. Теперь они смогут продолжать учиться с помощью платформы и выполнять задания, находясь дома. Окончательную доработку продукта планируется завершить к сентябрю. 

Дошкола Тилли

«Эту платформу мы собирались делать ещё до получения инвестиций. Но тогда у нас не было ресурсов, а главное – мы не знали, есть ли спрос на такой продукт. Обратная связь за последние полтора месяца показала, что он нужен рынку. Так бесплатный доступ помог нам проверить гипотезу о востребованности нового продукта», – добавляет Ольга. 

Такая проверка гипотез иногда помогает отказаться от идеи, у которой нет перспектив. Например, Ольга Деменицкая планировала создать на платформе конструктор заданий, чтобы педагоги могли сами составлять упражнения и задачи. Но опрос показал, что спрос на такую услугу будет небольшим. На онлайн-ресурсах педагоги, в основном, хотят использовать готовые задания, чтобы экономить время. 

Что дальше

Этим летом «Дошкола Тилли» планирует охватить англоязычную аудиторию по всему миру. Уже в начале июня должна выйти первая версия мобильного приложения для Android на двух языках – русском и английском. Контент переводила американка с русскими корнями, а озвучивала актриса из Лос-Анджелеса, которая профессионально дублирует мультфильмы. 

На русскоязычную версию приложения Ольга также возлагает большие надежды. Чтобы подтвердить, нужен ли такой проект, она опросила более ста родителей. Оказалось, что большинство из них используют гаджеты в обучении детей, начиная с 2-3-летнего возраста. После этого опроса и была начата разработка мобильных приложений. 

Другой важный проект, над которым сейчас работает «Дошкола Тилли», – программа заданий по логике, которую готовят совместно с Марком Беденко, педагогом, автором пособий для дошкольного образования. Курс должен выйти в июле этого года. 

«В августе у нас с Марком будет ещё один совместный проект: курс подготовки к школе. В курс, кроме интерактивных заданий, войдёт ещё и 9 видеоуроков. Я считаю, что это большая и важная возможность для детей и родителей – пройти обучение от признанного автора и известного педагога, - считает Ольга Деменицкая.

Ольга Деменицкая

Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш  Telegram-канал,  страницу в Facebook и  канал на «Яндекс.Дзен».

04 июня 2020

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов