Бизнес при любой погоде: как продлить сезон продаж «уличных» стройматериалов

Прочтёте за 3 мин.

Эти рекомендации будут полезны компаниям и из других сфер бизнеса

IT-инструменты, которые использует Рамиль Садеев

  • 1С:Бухгалтерия
  • Консультант+
  • Telegram
  • Zoom

Сезонный спад спроса для многих бизнесов - довольно распространённая проблема. Трудно мотивировать клиента покупать зимнюю одежду в июне, а стройматериалы для возведения беседки на даче - в январе. Всплески и падения продаж могут быть связаны с временами года, сезоном отпусков, праздниками и другими факторами. О том, как стабилизировать продажи во время сезонного спада, порталу Biz360.ru рассказал Рамиль Садеев, совладелец завода WOODGRAND.

Досье

Рамиль Садеев – предприниматель из Ульяновска, совладелец и технический директор завода WOODGRAND, на котором производят террасные доски и другие изделия из древесно-полимерного композита (ДПК). Эксперт в сфере строительных материалов и частного домостроения. Вице-чемпион мира по карате.

Рамиль Садеев
Рамиль Садеев 

Как выражена с
езонность в «уличном» строительстве

В этой статье рассмотрим заявленную тему только на так называемых «уличных» стройматериалах, из которых хозяева дач или частных домов делают террасы, заборы, беседки, летние кухни и т.д. Террасная доска – деревянная или из древесно-полимерного композита – как раз тот продукт, который в первую очередь связан с загородным отдыхом на открытым воздухе. Поэтому зависимость от времени года здесь ярко выражена. 

Весна и начало лета – пиковые месяцы, когда владельцы домов и дач активно обустраивают участки, и логично, что именно на этот период приходится основной объём продаж. К августу спрос начинает снижаться, а осенью и зимой рынок уходит в «спячку». Остаются лишь единичные проекты и заказы для долгосрочного строительства. 

На графике и в таблице хорошо видно: «пик» приходится на май-июль, а низкий сезон – зима: 

График сезонности продаж ДПК
График сезонности продаж террасной доски ДПК завода WOODGRAND 

Таблица соотношения продаж ДПК по месяцам
Таблица соотношения продаж террасной доски ДПК
завода WOODGRAND по месяцам 

Интересно, что сезонность отличается в зависимости от региона, что тоже логично страна огромная, где-то тёплое время длится полгода, где-то всего 2 месяца: 

  • Юг России строит и осенью, и зимой: там мягкий климат позволяет продлить сезон. 

  • Центральная Россия и Поволжье живут классическим циклом: активность с апреля по сентябрь. 

  • Сибирь и северные регионы ещё более сжатый сезон: всего 3-4 месяца. 

Для завода это значит, что планирование производства и логистики должно учитывать региональные особенности. 

Производство террасных досок на заводе WOODGRAND
Производство террасных досок на заводе WOODGRAND 

Сезонность для производителя это не только маркетинг, но и серьёзная логистическая и производственная задача. Заводу важно быть готовым к всплескам спроса, но при этом не перегружать склады. 

Поэтому для нас важнейший фактор гибкость: мы заранее планируем основные объёмы на сезон, но оставляем возможность быстро наращивать производство, если спрос окажется выше прогнозов. 

Кстати, такие случаи уже были: например, весенний спрос в 2021 году превысил ожидания, и заводу пришлось оперативно расширять смены и увеличивать складские отгрузки. 

Одна из производственных линий на заводе WOODGRAND
Одна из производственных линий на заводе WOODGRAND 

Любопытно, что сезонность видна не только в объёмах продаж, но и в поведении клиентов. Весной и летом покупатели берут материал для стройки «здесь и сейчас». Они ищут быстрые поставки, готовы заказывать сразу большие объёмы. А осенью и зимой рынок смещается в сторону планирования: клиенты просят дизайн-проекты, визуализации, считают сметы, выбирают цвета и фактуры. 

То есть «зимний» клиент – это клиент будущего сезона. С ним нужно работать иначе: не предлагать доску, а предлагать готовое решение, картинку будущей террасы или лаунж-зоны. 

Что работает в низкий сезон

Чтобы поддерживать интерес к продукту в холодное время года, компании используют различные маркетинговые инструменты: 

  • акции на предзаказы – «заморозь цену зимой, строй весной»;

  • рассрочки и специальные условия для ранних (осенне-зимних) клиентов;

  • запуск новых коллекций и форматов в межсезонье;

  • публикации вдохновляющего контента и визуализаций. 

Так, на заводе ДПК делают ставку на 3D-визуализации: клиент может увидеть, как будет выглядеть его терраса, впечатлиться и заказать проект заранее. 

Как продлить сезон производителям и ритейлу

Сезонность – это данность, но она не должна быть существенным ограничением. Участники рынка могут сгладить пики и «растянуть» продажи почти на весь год. 

Рекомендации производителям: 

  • Разнообразьте линейку своих стройматериалов. Дополнительные продукты – ограждения, фасады, перголы, маркизы – помогают продавать осенью и зимой.

  • Делайте ставку на проектирование. В межсезонье клиенты готовы к 3D-визуализациям и дизайн-проектам. 

  • Используйте межсезонье для новинок – запускайте новые коллекции в ноябре–январе, чтобы весной рынок встретил их готовыми. 

  • Работайте с экспортом, внутренним и внешним. Регионы с более мягким климатом помогают сгладить российскую сезонность. 

  • Удивляйте клиентов: если у вас производство стройматериалов исключительно для экстерьера, подумайте над производством интерьерных продуктов. Наш опыт: ДПК – «уличный» стройматериал, но он также подходит и для внутренней отделки, например, мы производим композитные рейки, из которых клиенты в доме или квартире делают потолки и обшивают стены. 

Рекомендации ритейлу: 

  • Продавайте мечту. Зимой работает маркетинг «спланируй террасу сейчас – встречай весну готовым». 

  • Вводите предзаказы. Скидки и фиксация цены мотивируют покупать заранее. 

  • Активно используйте визуализации. Когда стройка невозможна, именно картинка убеждает клиента. 

  • Предлагайте «зимние» сценарии. Закрытые веранды с тёплыми полами, настилы для зимних спа-зон, дорожки к бане или зоны барбекю под снегом расширяют сезон. 

    Зона барбекю из материалов WOODGRAND, на которой можно готовить шашлыки круглый год
    Зона барбекю из материалов WOODGRAND, в которой можно готовить шашлыки круглый год 

  • Работайте с повторными покупками. Летом купили террасу – осенью предложите ограждение к ней или ступени. 

Сезонность как инструмент роста

Сезонный фактор на рынке улично-дворовых стройматериалов сохранится, но будет становиться мягче. Развитие онлайн-продаж, работа с визуализациями и расширение линейки позволяют производителям продавать почти круглый год. 

Поэтому для нас и таких же производителей важно не просто продать материал в сезон, а уметь удерживать клиента в межсезонье. Если компания научится работать с контентом и идеями, то сезонность можно воспринимать не как проблему, а превратить её в инструмент роста.

Рамиль Садеев

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

13 сентября 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов