Когда петербурженка Анна Зыкова ушла в декретный отпуск, то выпала из привычной для себя активной жизни. Плюс к этому её очень тяготило отсутствие самореализации. Выходом из этой типичной для многих женщин ситуации стал… запуск собственного бизнеса! Анна проводила много времени за уборкой – и в какой-то момент ей пришла в голову идея открыть клининговый сервис. За пять лет её компания превратилась в солидный бизнес с миллионными оборотами.
Анна Зыкова, 31 год, предприниматель из Санкт-Петербурга, основатель, владелец и директор клиниговой компании
«Служба уборки 812». Окончила Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (факультет региональной экономики и управления). До открытия собственного бизнеса работала в юридической компании. Клининговый сервис запустила в 2014 году.
Я всегда вела очень активный образ жизни. До декрета работала помощником руководителя в юридической компании «Аллюр» - занималась приёмом и подготовкой документов для членства строительных организаций в СРО. После родов отсутствие самореализации стало проблемой. Я нашла удалённую работу, но меня хватило на месяц - быстро заскучала, решила, что это не моё.
О своём деле задумалась, когда моему сыну Роме было 1,5 года - в 2014 году. Идея возникла спонтанно. Я проводила много времени за уборкой, поскольку люблю, чтобы в квартире было чисто. Задумалась: а есть ли сервисы помощников по уборке? Оказалось, что есть и их немало! Но там работают в основном мигранты из Средней Азии, которые порой не столько помогают, сколько вредят.
Этот бизнес в России не подлежит лицензированию. Чтобы начать, нужен небольшой набор инвентаря, сотрудники, одностраничный сайт и реклама в интернете. Компании быстро появляются - и так же быстро исчезают. Так происходит потому, что со стороны кажется, будто это легко. Найти уборщиков, дать им вёдра, швабры - и вперёд! А на самом деле это ежедневная работа с претензиями, минимизацией затрат, улучшением качества услуг. Правда, обо всём этом я уже узнала, когда начала работать.
Название компании – «Служба уборки 812» я придумала сама. Мне хотелось, чтобы это было что-то сродни муниципальным услугам, доступное каждому.
Проект запустился 1 июня 2014 года - в этот день заработал лендинг, который рекламировался в «Яндекс.Директе». На подготовку к запуску ушло две недели. Я купила рабочий телефон и инвентарь, заключила договор о записи телефонных разговоров, подготовила шаблон таблицы для ведения клиентов. Мы с единственной на тот момент сотрудницей - 35-летней женщиной с опытом работы, которую я нашла на HeadHunter - начали обрабатывать звонки.
С созданием сайта и рекламой помог мой муж-программист. Вообще он был для меня соратником, который вовремя давал советы. Правда, я часто понимала их только спустя время, уже совершив ошибки. Например, он говорил, что новый сайт нужно было сделать гораздо раньше и работать над его SEO-продвижением, повышать зарплаты и премировать сотрудников, которые у нас долго работают. А вот некоторые друзья сомневались в идее: «А если человек что-то сломает, украдёт, испортит?». Впрочем, первыми заказчиками были как раз друзья и знакомые.
Всех сотрудников я сначала тестировала на своей территории. Находила их по рекомендациям, на Avito и HeadHunter. Приглашала к себе домой и смотрела, как человек работает. Или проводила бесплатную уборку друзьям и также проверяла качество работы.
Первый крупный заказ пришёл благодаря контекстной рекламе через 1,5 месяца после запуска - уборка магазина на «Петроградской» после ремонта. У нас в бригаде работали четыре-пять человек. Это был интересный опыт, после которого я поняла, какой уровень должен быть у моей компании. Справились мы хорошо, правда, работали в два раза дольше, чем планировали. До сих пор с этим заказчиком работаем.
Стартовый бюджет составил около 30 000 рублей. Это были личные средства, кредиты я никогда не привлекала и не планирую этого делать в дальнейшем. Сайт сделал партнёр мужа за 15 000 рублей. Также стартовый капитал ушёл на пылесос (около 5 000 рублей), инвентарь (около 5 000 рублей), связь, размещение вакансий, рекламу.
Бизнес-идея менялась в сторону удорожания услуг. Изначально это были бюджетные уборки, затем мы стали рассчитывать риски, реклама стала дорожать (ставка по контекстной рекламе выросла вдвое) - и мы подняли цены.
За последние два года появились новые статьи расходов, компания растёт. Мы вкладываемся в SEO-продвижение, тестируем новые марки средств, покупаем новую форму. Недавно сделали новый сайт, он обошёлся в 150 000 рублей. Прежний морально устарел.
Сейчас месячные траты примерно такие: на моющие средства и инвентарь уходит около 70 000 рублей, на рекламу - 120 000 рублей, на SEO-продвижение - 50 000 рублей, на зарплату административному персоналу - 170 000–200 000 рублей, на транспорт (у нас своя машина) - около 25 000 рублей, на налоги - 100 000 рублей.
Оборот компании составляет примерно 1–1,7 миллиона рублей в месяц. Средняя стоимость одного заказа - 5 000 рублей, это цена одной уборки трёхкомнатной квартиры. Зарплата сотрудников составляет 50–70% от суммы заказа. Маржинальность бизнеса - около 20–30% от оборота.
Мой бизнес сезонный: январь и февраль - спад. С марта стартует спрос на мытьё окон и генеральную уборку. Апрель-октябрь - пик сезона. В конце октября - спад. А в середине декабря - снова аврал.
В этом бизнесе огромную роль играет человеческий фактор. Увы, встречаются недобросовестные сотрудники, которые не выходят на заказ или плохо убирают. В таких случаях мы предлагаем клиенту исправить работу, даём большую скидку на следующий заказ или дарим бесплатную уборку. После выполнения заказа менеджер обязательно звонит клиенту и уточняет, устроила ли его работа.
Сейчас в команде порядка 45 человек. Из них около 30 убирают офисы. 10 человек в штате - это те, кто убирают квартиры. Три сотрудника - административный персонал. На аутсорсе - бухгалтерия, юрист, SEO-продвижение и реклама.
Сегодня кажется смешным, как я работала на старте: постоянно «висела» на телефоне, а на заднем плане плакал или смеялся сын. Постоянные клиенты уже знали, как его зовут, сколько ему лет, как он растёт и как меняется его голос. Грустно, что всё-таки какую-то часть своей жизни и своего времени я не смогла тогда уделить ребёнку.
Сейчас я занимаюсь стратегическим развитием и контролем - в том числе прослушиваю разговоры с клиентами. Я на связи с утра до вечера. Семья помогает мне своим пониманием и терпением. Домочадцы привыкли, что я работаю по выходным, часто разговариваю по телефону.
Сегодня мы предлагаем генеральную и поддерживающую уборку жилых помещений, уборку после ремонта, химчистку, уборку офисов, промышленный альпинизм, мытьё стекол, удаление неприятных запахов.
Мы выжили на этом рынке с высокой конкуренцией, поскольку большое внимание уделяем качеству сервиса. Я тщательно слежу за персоналом. Все спорные моменты решаем в пользу клиента.
Наш клиент - это женщина с несколькими детьми или мужчина в возрасте 35–40 лет со средним уровнем дохода. Рекламируем мы свои услуги в «Яндекс.Директ» и Google Adwords, на сайте и форуме Littleone (очень мне помог на старте), используем сарафанное радио. Все заказы ведём в Excel.
CRM-систему пробовали, но она у нас пока не прижилась. Продвигаемся с помощью сарафанного радио и акций для клиентов. Например, даём скидки тем, кто приходит по рекомендации и тем, кто обращается два и более раз.
На книги про бизнес у меня не остаётся времени, стараюсь принимать решения интуитивно. Возможно, это моя ошибка.
Удалите Instagram или отпишитесь от «глянцевых» знаменитостей: фото их красивой жизни не мотивируют, а мешают. Любой бизнес - это тяжёлый труд и всегда наступает переломный момент, когда ты либо останавливаешься и бросаешь, либо идёшь дальше и выигрываешь. Но никто никогда об этом не говорит! В Instagram есть только красивые обложки. Не надо ни с кем себя сравнивать и смотреть, как живут другие, нужно заниматься только собой.
Не вкладывайте большие суммы на старте, чтобы не было риска и страха их потерять. Страх может вас сковывать.
Будьте постоянно в тонусе. Я занимаюсь спортом, сколько себя помню. Будьте постоянно в движении, чтобы скучать было некогда.
Смотрите по сторонам, старайтесь увидеть предпосылки, которые в будущем помогут собрать воедино все свои ресурсы и использовать их. У меня был управленческий опыт, я умела работать с документами. Были знакомые юристы и бухгалтеры. Была машина, на которой я первое время сама возила оборудование. Я всегда любила общаться с людьми. Плюс я очень люблю убирать и ревностно отношусь к чистоте. Думаю, всё это вместе и повлияло на то, что мой бизнес стал успешным.
Источник: LittleOne.
Читайте также:
Как основатель Qlean запустил стартап по уходу за пожилыми людьми.
Бизнес в декрете: как заработать на домашних борщах, сырниках и котлетах.
«За что вы деньги берёте?!» Как заработать на подборе домашнего персонала.