Могут ли небольшие онлайн-магазины успешно конкурировать с маркетплейсами за клиента и поставщика? Сооснователь проекта «Маркет Здоровье» Ярослав Быков считает, что шансы у нишевых магазинов есть. И пытается доказать это своим примером. Его интернет-магазин «Маркет Здоровье» предлагает клиентам помимо хитов продаж товары пока не раскрученных брендов. О том, как устроен интернет-магазин товаров для красоты и здоровья, Ярослав Быков рассказал порталу Biz360.ru.
Ярослав Быков – 45 лет, сооснователь и директор онлайн-магазина
«Маркет Здоровье». Окончил Институт экономики и культуры по специальности «менеджмент», сейчас учится в магистратуре РАНХиГС. Магазин «Маркет Здоровье» запустил в 2020 году вместе с партнёром Вячеславом Добрецовым. Кроме этого проекта у предпринимателя есть ещё несколько бизнесов в России.
Ярослав Быков начал заниматься бизнесом в 18 лет и с тех пор ни дня не работал в найме. До 2019 года основным его проектом была дистрибуция прессы, печатной продукции и сопутствующих товаров по всей стране. Компания, по словам Ярослава, до 2015 года входила в топ-5 поставщиков с ежегодным оборотом более миллиарда рублей. Но из-за стагнации рынка и невнятных перспектив бизнес был продан.
В 2020 году вместе с бизнес-партнёром Вячеславом Добрецовым, который имел большой опыт в фарминдустрии, Ярослав решил создать интернет-магазин товаров для красоты и здоровья. К этому их подтолкнул рост интереса потребителей к вопросам здоровья и долголетия, а также увеличение доли электронной торговли.
Проект был запущен в декабре 2020 года. Сейчас «Маркет Здоровье» – это интернет-магазин, где упор делается на ассортименте.
«Наше преимущество в том, что мы работаем напрямую с производителями. Тем самым мы гарантируем потребителю получение оригинальной продукции. Нами ежедневно отбираются десятки товаров по всему миру для их дальнейшего пути в Россию. Пример для подражания – iHerb, создание аналогичной площадки является для нас движущим фактором», - рассказывает Ярослав Быков.
Предприниматель хорошо знал, как организовывать новый бизнес. К этому моменту у него уже был опыт нескольких собственных проектов. Но на этот раз всё оказалось гораздо сложнее, чем он предполагал. В частности, неприятным сюрпризом для Ярослава стало то, что интернет-проект сильно отличается от всех «офлайновых» видов бизнеса. Основная проблема, по его словам, была связана с поиском разработчиков.
«Хотя у нас новый проект с ограниченным бюджетом, мы предлагали разработчикам вполне рыночные зарплаты. Но я столкнулся с тем, что для айтишников деньги не являются главной мотивацией. У этих людей другой интерес в жизни. На некоторых позициях, связанных с разработкой, сотрудники менялись по два раза в неделю. Сколько раз у нас было так, что специалист приходит, работает три дня – и просто исчезает без причины!» - рассказывает Ярослав.
Ещё одной сложностью стал выбор подрядчика, который мог бы взять на себя продвижение магазина. Выяснилось, что для успешной работы с рекламными агентствами нужны большие бюджеты и запас времени. А результат, по их словам, приходит далеко не сразу – возможно, даже не в первый год. После неудачного опыта с поиском агентств основатели проекта решили создать собственный маркетинговый отдел.
«Мы совершили массу ошибок, как и положено новичкам, – рассказывает предприниматель. – Вот некоторые из инсайтов:
-
Универсальных IT-решений нет, любой сторонний модуль/система требует доработок.
-
Автоматизация процессов (товароучёт, документооборот и др.) занимает больше времени, чем сама разработка.
-
Сотрудники in-house в разы эффективнее рекламных агентств. Если ваш месячный бюджет меньше нескольких миллионов – не тратьте своё время и деньги на сторонних подрядчиков.
-
Лучшим стимулом для подрядчиков является договор с чётко прописанными сроками и штрафами за неисполнение: чем они выше, тем лучше результат.
-
«Дорогой» специалист – не равно «профессионал».
С самого начала основатели интернет-магазина «Маркет Здоровье» старались сделать его непохожим на конкурентов. Они решили привлекать клиентов качественной и эффективной продукцией. При этом среди поставщиков, с которыми сотрудничает проект, много производителей, пока неизвестных на рынке. Анализом и отбором товаров занимается команда специалистов во главе с Вячеславом Добрецовым.
«Для нас главное – качество и полезные свойства продукции, а не её известность. Допустим, где-то на Байкале есть хороший производитель, не представленный на массовом рынке. Мы в состоянии проверить его продукцию в лаборатории. Если видим, что товар качественный, и у него есть перспективы – мы берём его в работу», - приводит пример Ярослав.
По словам основателя проекта, в привлечении поставщиков особых сложностей не возникло. Все они заинтересованы в том, чтобы расширять свой рынок. Конечно, многие из них стремятся попасть на известные маркетплейсы с большой аудиторией. Но небольшие магазины могут выигрывать у известных площадок «конкуренцию за производителя» с помощью выгодных условий и хорошего сервиса.
В магазин принимают только ту продукцию, у которой есть все необходимые документы. С поставщиками проект договаривается о взаимовыгодных условиях. Расчёт с поставщиками проводится раз в месяц. Логистика до склада «Маркет Здоровье» – ответственность поставщика, хранение и маркировка – интернет-магазина. На практике проще всего оказалось работать с малым и средним бизнесом. У компаний этого сектора заинтересованность в новом канале сбыта выше, чем у крупных игроков.
В онлайн-магазине «Маркет Здоровье» представлены товары в шести категориях: «Витамины и добавки», «Косметика и уход», «Спортивное питание», «Средства гигиены», «Сексуальное здоровье» и «Здоровое питание». Общее количество товаров в ассортименте – более 2000 SKU (наименований – прим. редакции). Наиболее востребованными являются отечественные недорогие витамины и добавки, а также спортивное питание брендов Animal и Vplab.
Склад «Маркет Здоровье» вместе с пунктом самовывоза расположен в московском районе Перово. Оттуда сформированные заказы развозятся в распределительные центры CDEK, Logsis, «Почты России». Для доставки по Москве и Московской области используется собственная курьерская служба.
«Сфера логистики нам знакома, так как я много лет занимался распространением прессы. Как тут всё устроено и работает, мне понятно», - замечает Ярослав.
Перед покупкой пользователь может уточнить информацию по любому продукту у консультанта, написав в онлайн-чат на сайте или позвонив по бесплатному номеру телефона. Пандемия 2020 года показала: несмотря на удобство онлайн-торговли, люди скучают по возможности обсудить товар с продавцом. Бизнесы, которые смогут совместить онлайн и офлайн-опыт, выиграют.
«Я – за нишевые маркетплейсы, которыми управляют фанаты своего дела и лидеры отрасли. Так как они специализируются на определённой категории товаров, то будут постоянно расширять свои знания в выбранной области. Глубокая экспертиза будет способствовать улучшению качества сервиса», - уверен Ярослав.
На конец мая 2021 года суммарные инвестиции в проект составили 6 млн. рублей. Это личные вложения основателей. По финансовому прогнозу бизнес выйдет на точку безубыточности в феврале 2024 года. Основные статьи затрат – фонд оплаты труда и маркетинг.
Наценка магазина на продукцию составляет в среднем 15-40% от закупочной цены. Это, по словам Ярослава, средние рыночные показатели. Если речь идёт о новом продукте от неизвестного производителя, то процент наценки может быть выше.
Основная целевая аудитория онлайн-магазина «Маркет Здоровье» – женщины в возрасте от 25 до 45 лет. Именно женщины заботятся не только о собственном здоровье, но и о самочувствии всех членов своей семьи.
В продажах магазина отмечается положительная динамика от месяца к месяцу. План на июнь – 300 сделок. Средний чек – 2 600 рублей.
Основные рекламные каналы привлечения клиентов сейчас – контекстная реклама и SEO. Работа над совершенствованием кампаний ведется постоянно, потому что в интернете ничего не стоит на месте. Тестово запускали рекламу в Facebook и Instagram, но из-за большого числа спекуляций с медицинскими товарами за последний год ужесточилась модерация – многие объявления были отклонены без уважительной причины.
Ближайшая цель основателей проекта – рост во всех направлениях: как по количеству клиентов, так и по предложениям для аудитории.
«Наша миссия - сделать здоровье доступным, а покупки удобными. До конца 2021 года наша цель - увеличить присутствие бренда в регионах и автоматизировать текущие бизнес-процессы. Также мы рассчитываем запустить бесплатный сервис онлайн-консультаций, посвящённый вопросам спорта и нутрицевтики. К 2023 году планируем завершить трансформацию интернет-магазина в маркетплейс и стать атлантами цифрового мира», - делится планами Ярослав Быков.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».