Три года назад бармены со стажем Алексей Балкин и Александр Мачульский решили поменять сферу деятельности и переключились на продажу кофе в торговых и бизнес-центрах Новосибирска. Их компания «Бодрый день» развивает формат «микрокофеен» - небольших точек с приветливым бариста за стойкой. Сейчас сеть «Бодрый день» - это самая востребованная кофейная франшиза из Сибири последних лет. Основатель сети «Бодрый день» Алексей Балкин рассказал проекту Five O’Clock о том, как развивалась сеть и как выбрать выгодное место для кофейни.
Алексей Балкин, новосибирский предприниматель, 29 лет, совладелец сети микрокофеен
«Бодрый день». Образование: НГУЭиУ (коммерция). Формат кофеен «Бодрый день» – небольшая точка (1,5-4 кв. метров) в торговых и офисных центрах с хорошей проходимостью. Сеть развивает как свои точки, так и продаёт франшизу в другие города. Всего в России под брендом «Бодрый день» работает 130 кофеен в 50 городах. Больше всего точек в Новосибирске (7) и Барнауле (6).
Алексей Балкин. Фото: Сергей Мордвинов.
В Новосибирске до нас уже был «кофе на вынос» в стационарных кофейнях. А почему нельзя сделать то же самое, но в более компактном виде, убрав кухню и большой штат персонала? Можно. Надо просто ужать большую кофейню в маленькую.
Помню, как рисовал на бумажках разные схемы. Ходил по квартире с рулеткой: замерял, сколько места займёт стойка, будет ли в ней удобно. Крутился на месте и прибрасывал: так, вот тут слева будет кофемашина, тут вода, тут стаканы. У нас не было никаких готовых картинок. Был только классический образ Starbucks - стаканчик кофе с собой. Хотелось сделать что-то похожее: стильное, модное, популярное. Потом, когда уже появились конкуренты, можно было подсматривать, докручивать своё.
У кофе, как мы думали, бешеная маржа: за 5 рублей сделал - за 150 продал. После запуска появились реальные цифры: никакой огромной маржи, конечно, не было. Посыпалась куча мелочей, о которых мы совсем не думали, а они «съедали» деньги. Например, сахар. Все привыкли, что он бесплатный: берёшь, сколько нужно. Но это с точки зрения гостя. А для бизнеса закупить несколько тысяч порций сахара - это уже серьёзно. И вот когда начинаешь всё это просчитывать, понимаешь, куда реально уходят деньги.
Стартовый капитал, который потребовался при запуске сети микрокофеен «Бодрый день», - 100 000 рублей. Рентабельность чашки кофе - 25-35%.
Мы понимали, что хотим стоять в торговом центре, но там не понимали наш формат. «Ребята, что ещё за кофейня? У нас нет 100 «квадратов». - Нам не нужно 100, хватит четыре. - Как четыре?!». И вот так везде.
Ещё мы рассказывали, что формат to go - это круто и современно, что это европейский образ жизни. Показывали презентацию, где люди ходят по улицам со стаканчиками, а в торговых центрах пахнет не бытовой химией или шубами, а свежим кофе. Говорили: «У вас будет так же».
Фото: Сергей Мордвинов.
Потом начались вопросы: не уйдут ли от них вендинговые автоматы с напитками, не перестанут ли люди в столовой за углом покупать сосиски с картофельным пюре. В общем, не обрушим ли мы соседний общепит. Приходилось долго объяснять, что наши покупатели и их посетители - это разные люди. В итоге первую кофейню мы открыли в ТЦ «Юпитер» и работаем там уже три года. Сейчас всё по-другому: ты предлагаешь открыть точку, а в ответ слышишь, что всё отлично, только ты уже десятый в очереди.
При выборе площадки мы смотрим на проходимость, целевую аудиторию и арендную ставку. Внимательно разбираемся, что это за место, кто туда ходит. Всегда важна аудитория, создающая дополнительный трафик. Если в бизнес-центрах есть нотариус, к которому кроме трёх помощников приходит ещё 55 человек за услугами, то это огромный плюс.
Бывает, по планировке не проходим. Во многих советских зданиях, в которых сейчас бизнес-центры, холлы устроены так, что нам там просто негде встать. Но в целом ситуация намного лучше, чем три года назад. Срабатывает принцип win-win: кофейни получают аудиторию, а арендодатель - пусть и небольшой, но качественный общепит. Понятно, что БЦ с наших 4 м² не зарабатывает бешеных денег, но точка со свежим кофе - это хороший бонус, приятный сервис.
Средний срок окупаемости кофейни - 6 месяцев. Ежемесячная выручка – от 100 000 до 400 000 рублей. Средний чек - 100-170 рублей.
Универсального правила, где должна располагаться точка в ТЦ или БЦ, нет. Ищите места максимальной концентрации людей. Скажем, если вы находитесь в самом центре холла, но вас закрывает какая-нибудь колонна, то лучше встать перед ней, а не в центре. Чем больше людей вас видят, тем больше шансов, что к вам подойдут.
Фото: Сергей Мордвинов.
Кофе с собой - товар импульсного спроса. Специально ради вас никто не будет бегать по торговому центру и спрашивать, а где здесь кофе.
Надо смотреть, откуда люди заходят и выходят, как перемещаются. И нужно всё считать самим. ТЦ назовут вам проходимость всего здания, но у них нет цифр по конкретным зонам. Поэтому встаёте - два часа утром и вечером - считаете, сколько людей прошло.
Больше двух лет мы сотрудничаем с автодилерами («Тойота-центр», «Лексус-центр»). Там, конечно, есть сезонность - зимой-весной всегда больше клиентов - но в целом это хорошие площадки.
Вообще, точки можно открывать везде. У нас есть франчайзи, успешно работающие на горнолыжных курортах. Вузы, разумеется. Студенты - 100% наша аудитория.
Мы пытались продавать на автобусных остановках. Но там в принципе неудобно покупать кофе. Редко бывает много людей - пару раз в часы пик. Опять же, кофе в автобус не возьмёшь, там вечно давка. Про погоду молчу: зимой или в дождь никто у тебя кофе брать не будет.
Наш кофе от двух поставщиков - «Тонны кофе» и Julius Meinl. Обжарку заказываем одним новосибирским ребятам. Это фирменная эспрессо-смесь, в других сетях её не найти. Молоко, сливки, сиропы - от местных поставщиков или федеральных сетей.
Выпечку и сладости заказываем в новосибирских пекарнях. Иногда они меняются - из-за ассортимента, например. Но как-то специально мы выпечкой не занимаемся, у нас нет чего-то эксклюзивного. Главный акцент - на кофе. А выпечка - это больше сопутствующий товар.
Стаканы со своими лого мы заказываем большими партиями (50 000 штук), но в другом городе, не в Новосибирске. Это оказалось на полтора-два рубля за штуку дешевле, чем закупать здесь тысячу белых «no name» стаканов. Сейчас, кстати, стараемся брендировать вообще всю нашу продукцию на вынос - термокружки, сахар, майки и так далее.
Самые выгодные для нас продажи - латте, капучино - то, что люди знают и с радостью берут.
У нас небольшие накрутки. Сначала ориентировались на местные сетевые кофейни – Traveler’s Coffe, «Чашку кофе». Смотрели на их цены и опускали наши, чтобы покупать у нас было выгоднее. Где-то интуитивно рассчитывали, на что они тратятся и где мы можем экономить - та же аренда, коллектив, налоги.
Фото: Сергей Мордвинов.
Никакой рекламы, кроме как в самих офисных и торговых центрах, у нас нет. Это особенность формата: люди не пойдут искать твой кофе.
Мы занимаемся повышением лояльности среди тех, кто нас уже знает: даём бонусы, устраиваем конкурсы, дарим подарки от партнёров. Запустили программу лояльности (накопительные карты «Любимый гость»), ввели в меню много редких и авторских напитков.
«ВКонтакте» стал отличной площадкой для общения франчайзи и продвижения франшизы в целом. Instagram повышает узнаваемость бренда.
Изначально мы не думали развиваться по франшизе. Тогда ведь ещё не было такого, что по франшизе, как сейчас, делают вообще всё. Или открылась одна точка - всё, уже продают франшизу.
Первая франшиза «Бодрого дня» стоила 30 000 рублей. Как рассчитывали? А просто. Не было же никакого понимания, как устроена эта сфера. Сейчас от первого пакета не осталось почти ничего - мы всё переделали.
В месяц на франшизу «Бодрый день» приходит 450 заявок. Вступительный взнос составляет 100 000 рублей (при нулевом роялти).
В чём смысл покупки нашей франшизы? Во-первых, создать тот же брендбук - визуализацию и корпоративные стандарты - это время и деньги. Покупая франшизу, экономишь ресурсы и не набиваешь шишек. Во-вторых, есть возможность покупать качественные «расходники» по самым низким ценам, использовать преимущества крупного бренда. В-третьих, сеть франчайзи - это целое сообщество, где друг другу помогают и подсказывают.
Успех нашей кофейной франшизы - небольшие стартовые вложения, скорость открытия (три недели), отсутствие роялти - это главное.
Фото: Сергей Мордвинов.
Как устроена «авторская» кофейня.
Идея для бизнеса по франшизе: аквариум-автомат в торговом центре.
Как устроен сервис по доставке продуктовых наборов.