Каждый третий предприниматель расстается с партнёром по бизнесу (по данным исследования ResearchMe и платформы «ВКонтакте для бизнеса»). Причин распада может быть множество – от различающихся подходов к работе до неумения и неготовности совместно преодолевать кризисные ситуации. О том, какие самые распространённые ошибки совершают совладельцы компаний, порталу Biz360.ru рассказал Дмитрий Гриц, эксперт по построению бизнес-партнёрств.
Дмитрий Гриц – управляющий адвокатского бюро «Гриц и партнёры», автор технологии «Партнёрская сессия». Эксперт по построению бизнес-партнёрств. Доцент факультета права и автор курсов в НИУ ВШЭ, спикер в школе «Сколково». Автор книги «Адвокат бизнеса. 20 юридических консультаций понятным языком».
Обычно партнёры начинают бизнес на энтузиазме и фокусируются на общих финансовых целях – как заработать, в какие проекты вложить деньги, как окупить инвестиции, на развитии каких продуктов или услуг сделать акцент. При этом они редко задают вопросы: «Что я хочу получить от данного партнёрства? Какая моя цель в этом проекте?»
Игнорирование собственных стремлений и ожиданий – один из предвестников конфликта или распада бизнеса в ближайшем будущем. Поэтому с самого начала работы партнёрам необходимо выстроить границы, обозначить условия ведения бизнеса, синхронизировать цели друг друга. Это важно сделать даже в том случае, если партнёр по бизнесу – ваш друг, родственник, супруг/а (а точнее – в этом случае особенно важно).
На начальном этапе сотрудничества нужно определить роли и обязанности партнёров, их вовлечённость и ресурсы, которые каждый вкладывает в бизнес. Основные принципы обсуждения, которые помогут прийти к взаимовыгодным обязательствам: фокус, открытость, гибкость, ответственность.
Также поможет правило: пока не договорились обо всём – не договорились ни о чём. То есть переговоры должны продолжаться до тех пор, пока всех совладельцев не удовлетворит результат. Такая партнёрская беседа позволит предотвратить конфликтные ситуации в будущем.
Если вы не договорились на «берегу», то сделайте это сейчас. Правила игры должны знать все совладельцы, на каждом этапе сотрудничества.
Задавать неудобные вопросы напрямую действительно трудно. Эту задачу может взять на себя архитектор бизнес-партнёрств, который проанализирует стремления, потребности и опасения каждого партнёра без пристрастий к какой-либо стороне.
Список таких каверзных, но важных вопросов у всех свой. Я в своей практике часто сталкиваюсь со следующими:
-
Что делать, если один из партнёров станет меньше работать из-за личных обстоятельств?
-
Сколько времени каждый из совладельцев посвящает работе? А сколько отдыхает?
-
Кто и по каким вопросам принимает ключевое решение?
-
Как будет делиться бизнес в случае смерти одного из партнёров?
Обсуждение распада союза и выхода из него одного участника как раз один из списка неудобных вопросов. Решить, как будет делиться бизнес в случае прекращения сотрудничества, необходимо ещё на старте, не дожидаясь кризисной ситуации. В момент эскалации конфликта стороны не готовы слушать друг друга – доверие между партнёрами уже отсутствует. Поэтому обсуждение этой темы должно происходить в момент, когда партнёры находятся в хороших отношениях: тогда они гибче в формировании договоренностей.
Что именно партнёры будут делить?
-
Финансы и полученный капитал: прибыль, оборудование, помещения.
-
Нематериальные активы: репутация, название бренда, фирменный стиль.
-
Интеллектуальная собственность: патенты, права на использование контента.
-
Отлаженная цепочка поставок: подрядчики с определённой схемой взаимодействия.
-
Человеческий капитал: сотрудники, контакты с подрядчиками и клиентами.
Не зафиксированные договорённости на бумаге = отсутствие договоренностей. Партнёры через какое-то время могут забыть всё, что было проговорено устно, или ещё хуже – со временем они могут додумать или исказить первоначальный смысл.
Для закрепления обязательств можно использовать партнёрское соглашение, которое является фундаментальным документом для всех сторон. Оно отражает содержание партнёрской беседы (пункт 1). Важно регулярно проверять его на актуальность, дополнять или корректировать необходимые пункты.
В таком документе могут отражаться:
-
Принципы и ценности партнерства. Здесь должны быть прописаны основные правила ведения бизнеса. Что приемлемо, а что недопустимо на пути к достижению цели? Это важный вопрос, в ответе на который партнёры должны быть единогласны.
-
Цели бизнеса. Как общие, так и каждого из партнёров. Цели должны быть сформулированы по принципу SMART (конкретность, измеримость, достижимость, актуальность, ограниченность по времени).
-
Роли партнёров, их зоны ответственности и ожидания. В зависимости от уровня сотрудничества роли могут быть такими: владелец бизнеса, руководитель и исполнитель (сотрудник). Распределение обязанностей ещё не гарантирует взаимопонимания, потому что без определения ролей одному из партнёров может показаться, что им управляют. Чтобы не чувствовать себя задетым или ущемлённым, важно решить, какая именно роль у каждого партнёра в работе над определённым бизнес-юнитом.
-
План продаж. Какова стратегия бизнеса в ближайшее время.
-
Условия работы. Необходимо ли соучредителям каждый день находиться в офисе или лучше строить систему, в которой менеджмент будет наёмным и самостоятельным? Нужен ли каждому из партнёров отдельный кабинет? Это примеры вопросов, которые стоит обсудить.
-
Распределение долей и порядок выплаты дивидендов. Кто сколько получает и когда.
-
Особенности привлечения инвестиций. Когда привлекать первые инвестиции, в каком количестве и на каких условиях.
-
Возможность выйти из бизнеса. С чем останется каждый партнёр после деления бизнеса.
Документ должны подписать все партнёры. Так они будут чувствовать большую ответственность и в случае разногласий могут ссылаться на соглашение.
Над партнёрскими отношениями необходимо работать на каждом этапе развития общей компании. Им нужно уделять такие же время и внимание, как и работе с сотрудниками или другим задачам. Именно от настроения внутри партнёрства будет зависеть финансовый результат бизнеса и развитие компании в дальнейшем.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».