Рубрики:
  • Финансы
  • Менеджмент
  • (Нет голосов)

Бухучёт: базовые принципы

Прочтёте за 4 мин.
14 декабря 2015

Что нужно знать малому предпринимателю о бухгалтерском учёте

Зачем нужен бухучёт? Нужно ли предпринимателю разбираться в этой теме и насколько детально? Так ли необходимо главе небольшого бизнеса вникать в нюансы, связанные с бухучётом, или оставить это на усмотрение своего бухгалтера? Скажем сразу: понять, а уж тем более освоить бухучёт за пять минут, – не получится. Это достаточно сложная тема, требующая не только знаний, но и практики. Данной публикацией мы начинаем серию небольших разъясняющих статей об основах этой науки. В данной статье разъясняются базовые принципы и термины, следующая публикация посвящена тому, как правильно читать баланс.

Buh.jpg

Пять причин, почему нужно разбираться в бухучёте

1. Любой бизнес требует учёта. Все неучтённое в бизнесе имеет свойство в большей или меньшей степени куда-то испаряться. Бухгалтерский учёт – это одна из достаточно эффективных форм организации учёта.

2. В основе бухучёта лежит очень интересный инструмент – «двойная запись». Метод двойной записи позволяет отследить источники получения и направления расходования средств (денег, товаров, имущества и других активов). Основным принципом при этом является выполнение в любой момент времени равенства (баланса) – между тем, чем владеет компания, и тем, за счет чего сформировалось ее богатство. В основе «двойной записи» лежат наработки цивилизации инков, а сейчас этот метод признан один из наиболее эффективных инструментов финансового контроля и активно применяется в управленческом учёте.

3. Бухучёт – это язык финансов. Как бы вам не было лень выучить английский язык, но без него работать с иностранными компаниями сильно затруднительно. Так и бухучёт – признанный во всем мире способ узнать и оценить финансовое состояние партнера и рассказать о своем финансовом здоровье. 

В каком-то смысле бухучёт больше нужен не той компании, которая его ведёт, а тем, которые его читают – банкам, поставщикам, партнерам по бизнесу, акционерам. Но в бухучёте, как в дружбе, всегда есть взаимность – бухучёт ваших контрагентов может и вам открыть много полезного. 

4. Каждый предприниматель должен по меньшей мере уметь «прочитать баланс» - то есть понять, как его компания выглядит в глазах партнеров, банкиров и пр.

5. Бухучёт можно вести самостоятельно. Или поручить его своему бухгалтеру. Или передать на аутсорсинг. Но в любом случае ответственность за ведение бухучёта несёт директор. Недавно правительственная комиссия одобрила поправки в статью 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учёта и представления бухгалтерской отчетности». Если сейчас штраф составляет 2–3 тысячи рублей за искажение отчетности на 10% и более, то планируется его увеличить до 5–10 тысячи рублей, а при повторном нарушении — до 10–20 тысячи рублей. Возможна и дисквалификация директора на срок от 1 до 3 лет.

  • Nota Bene! Чтобы проверить, всё ли в порядке с бухучетом у вас в компании, закажите экспресс-аудит специалистам сервиса «1С:БухОбслуживание» (услуга бесплатна).

Терминология бухучёта

С древних времен одной из основ бизнеса была аксиома: «Если где-то чего-то прибудет, значит где-то что-то убудет».

Если вы взяли займ, и деньги поступили на ваш расчётный счет, у вас однозначно стало больше денег (активов). Но за счёт чего? Одновременно с поступлением к вам денег у вас возникло обязательство (пассив) по погашению займа. А если это еще и кредит, предполагающий проценты, то обязательство будет прирастать на сумму процентов ежемесячно, то есть увеличиваться. А за счёт чего вы будете платить эти проценты? Вопрос за вопросом…

Использование правил бухгалтерского учёта предполагает необходимость «называть вещи своими именами».

Представьте, например, что вы собираетесь выпускать, скажем, одноразовые стаканчики, и приобретаете для этого специальное оборудование и запас пластиковых гранул для него. С точки зрения предпринимателя эти две позиции являются предметом покупки – вы заплатили за них деньги (или будете оплачивать после получения) и они перешли в вашу собственность. Казалось бы, и оборудование, и гранулы можно записать в один «столбик» - то, что я приобрёл для своей деятельности.

Однако между этими двумя покупками есть большая разница. Гранулы во время процесса полностью исчезнут, перестанут существовать в первоначальной форме. Оборудование же будет служить вам несколько лет. И только постепенно изнашиваться. А в результате процесса использования гранул оборудованием появится третья сущность – пластиковые стаканчики.

Если теперь описать тот же процесс в бухгалтерских терминах, то оборудование будет внеоборотным активом (основным средством), пластиковые гранулы – оборотным активом (материалами), а появившиеся стаканчики – также оборотным активом (продукцией). Предназначенные для реализации (продажи) стаканчики могут быть как в нашем примере – продукцией, которую изготовила ваша фирма, а могут быть и товаром, если вы не производили их собственными силами, а закупили партию готовых.

Материалы, товары и продукция входят в состав оборотных активов, так как предназначены для оборота – они приобретаются и продаются в процессе вашей деятельности. Товар - в изначальном виде (возможно с предпродажной подготовкой), а материалы – путём трансформации в продукцию с помощью рабочих рук, оборудования, электроэнергии и т.д.

Если от продажи товара или продукции вы получили прибыль и не раздали ее акционерам, а вложили в производство, то повышается сумма собственных средств фирмы – её капитал. Если вы получаете убыток, то капитал (собственные средства фирмы) уменьшается. 

Уставный капитал, объявляемый и формируемый при регистрации фирмы – это основа его собственных средств. Собственные средства фирмы могут как увеличиваться, так и уменьшаться.

Если вы взяли кредит, если вы получили аванс от покупателя и пока не отгрузили продукцию или товар заказчику – это ваша кредиторская задолженность. Задолженность считается краткосрочной если срок её погашения менее одного года, или долгосрочной – если более.

Здесь приведен только незначительный список видов объектов учёта хозяйственной деятельности. Более полный представлен в «Плане счетов бухгалтерского учета». Каждый код счёта соответствует определенному виду объектов бухгалтерского учёта. Например, счет 41 – это товары. Счет 51 – деньги в банке. Использование «Плана счетов бухгалтерского учёта» позволяет систематизировать и группировать все сущности, которые используются в деятельности фирмы.

Двойная запись - проверено временем

Двойная запись, или иначе – «бухгалтерская проводка» - впервые была введена в коммерческую практику в Венеции итальянским монахом Лука Пачоли в конце XIII века. Хотя впервые принципы двойной записи были найдены у древних инков.

Двойная запись как раз и соединяет одиночные «списки» по сущностям учёта в связанную смыслом операцию – если где-то что-то убыло, то где-то что-то прибыло. Поэтому такая форма ведения учёта (при различиях в кодах применяемых в разных странах счетов) давно и неизменно принята практически по всему миру.

Вы оприходовали полученный товар (счет 41) и одновременно зафиксировали задолженность перед вашим поставщиком (счет 60). Актива «товар» стало больше, но одновременно и выросла «кредиторка».

Вы перечислили деньги со своего банковского счёта (счет 51) на банковский счёт вашего поставщика (счет 60) – у вас стало меньше актива «деньги», но и уменьшилась кредиторская задолженность перед поставщиком.

Каждый из приведенных в примере объектов учета имеет соответствие с каким-либо счетом плана счетов, поэтому проводки записываются так:

  • Дебет счета 41 – Кредит счета 60 – сумма стоимости полученных товаров (короткая запись: Д 41 – К 60).

  • Дебет счета 60 – Кредит счета 51 – сумма оплаты поставщику (короткая запись: Д 60 – К 51).

«Живые» фактические хозяйственные операции могут быть отражены либо одной проводкой, либо несколькими.

Например, реализация товаров покупателю отражается таким набором проводок:

  • Д 62 (задолженность покупателя) – К 90 (выручка, доход).

  • Д 90 (расходы по реализации) – К 41 (себестоимость реализованных товаров).

Если фирма является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС), то будет присутствовать третья проводка: Д 90 (НДС, выставленный покупателю) – К 68 (расчеты с бюджетом по НДС).

Таким образом, с помощью двойной записи формируются итоги по всем регистрам учёта, по соответствующим счетам «Плана счетов».

После отражения всех фактов хозяйственной деятельности фирмы и совершения ряда необходимых регламентов, можно приступать к формированию баланса и его анализу.

Buh I.jpg


Читайте также:

Как правильно читать баланс.
Бухучёт: на каком языке говорят бухгалтеры.
Бухучёт: чем отличаются товар, продукция и услуга.




Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Идеи для бизнеса Танцуют все!: что нужно учесть при организации городского праздника 13 июля
    Танцуют все!: что нужно учесть при организации городского праздника
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса «Синьор Помидор»: как заработать на тепличной автоматике и товарах для садоводов 13 июля
    «Синьор Помидор»: как заработать на тепличной автоматике и товарах для садоводов
    Прочтёте за 8 мин.
  • Идеи для бизнеса Кассиры больше не нужны: как устроена «умная» витрина для магазинов нового поколения 12 июля
    Кассиры больше не нужны: как устроена «умная» витрина
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Люди как ресурс: как помочь сотрудникам работать лучше 12 июля
    Люди как ресурс: как помочь сотрудникам работать лучше
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг 11 июля Ярослав Прокофьев:
    Больше обычных людей и реальных проблем: как изменится реклама
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса «Подрывные инновации»: как выйти на новых потребителей за счёт упрощения и удешевления продукта 11 июля
    «Подрывные инновации»: как выйти на новых потребителей за счёт упрощения продукта
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса «Пони на балконе»: как заработать на озеленении окон и балконов «под ключ» 10 июля
    «Пони на балконе»: как заработать на озеленении окон и балконов «под ключ»
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Завтра будет поздно: почему компании должны инвестировать в digital-продвижение 10 июля
    Завтра будет поздно: почему компании должны инвестировать в digital-продвижение
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Такси по цене автобуса: как заработать на нестандартных междугородних перевозках 09 июля
    Такси по цене автобуса: как заработать на междугородних перевозках
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Предупреждён – значит, вооружён: новые правила работы с онлайн-кассами 09 июля
    Предупреждён – значит, вооружён: новые правила работы с онлайн-кассами
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент Как самостоятельно зарегистрировать ИП: пошаговая инструкция 06 июля
    Как самостоятельно зарегистрировать ИП: пошаговая инструкция
    Прочтёте за 7 мин.
  • Идеи для бизнеса Сумки с сибирским характером: как супруги-предприниматели зарабатывают на аксессуарах из кожи 06 июля
    Сумки с сибирским характером: как заработать на аксессуарах из кожи
    Прочтёте за 5 мин.
  • Финансы Самозанятые в 2018 году: налоговые риски и ответственность 05 июля
    Самозанятые в 2018 году: налоговые риски и ответственность
    Прочтёте за 5 мин.
  • Маркетинг Точно в «девятку»: 9 отличных рекламных роликов с участием футболистов 05 июля
    Точно в «девятку»: 9 отличных рекламных роликов с участием футболистов
    Прочтёте за 3 мин.
  • Менеджмент Отдыхать нельзя работать: как совместить отпуск и бизнес 04 июля
    Отдыхать нельзя работать: как совместить отпуск и бизнес
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Мини-офис напрокат: как заработать на коворкингах 04 июля
    Мини-офис напрокат: как заработать на коворкингах
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг 03 июля Евгения Лампадова:
    Слово не воробей: как предпринимателю вести себя в соцсетях
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в эмиграции: как запустить кондитерскую в Испании 03 июля
    Бизнес в эмиграции: как запустить кондитерскую в Испании
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса 02 июля
    The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в июне
    Прочтёте за 3 мин. The Best: 12 лучших статей для малого бизнеса на Biz360.ru в июне
  • Идеи для бизнеса С ноутбуками наперевес: как заработать на проведении хакатонов 02 июля
    С ноутбуками наперевес: как заработать на проведении хакатонов
    Прочтёте за 3 мин.
Идёт загрузка материалов