Рубрики:
  • Финансы
  • Менеджмент
  • (Нет голосов)

Бухучёт: как «читать» баланс

Прочтёте за 5 мин.
28 декабря 2015

Что нужно знать малому предпринимателю о бухгалтерском учёте

Зачем нужен бухучёт? Нужно ли предпринимателю разбираться в этой теме и насколько детально? Так ли необходимо главе небольшого бизнеса вникать в нюансы, связанные с бухучётом, или оставить это на усмотрение своего бухгалтера? Скажем сразу: понять, а уж тем более освоить бухучёт за пять минут, – не получится. Это достаточно сложная тема, требующая не только знаний, но и практики. Данной публикацией мы продолжаем серию небольших разъясняющих статей об основах этой науки. В предыдущей статье разъяснялись базовые принципы и термины. А эта публикация посвящена тому, как правильно читать баланс.

Balans.jpg

Что такое баланс

Бухгалтерский баланс – это систематизированный и сгруппированный отчёт о состоянии и составе активов и пассивов фирмы. По сути – это универсальная форма отчёта организации, по которой, взглянув буквально на шесть сумм, можно оценить устойчивость ее финансового состояния. А если взять последовательность таких отчётов за несколько отчётных периодов, то статический «снимок» превратится в динамическую картинку.

Бухгалтерский баланс – это публичный отчёт. Поэтому при заключении крупной (по вашим меркам) сделки вы имеете право ознакомиться с балансом вашего потенциального партнёра. И именно по причине необходимости оценки финансового состояния вашей фирмы банки требуют предоставить балансовые отчёты: текущий и за несколько предшествующих периодов. (Важно! Баланс составляется не в течение месяца, а по его окончании!)

Первое, что необходимо знать и помнить, – баланс он потому и баланс, что предполагает равенство итогов по активам и пассивам. Именно к такому результату нас приводит применение двойной записи. То есть всё, чем владеет фирма как субъект гражданских правоотношений, имеет свои источники. Так, информация о наличии денежных средств содержится в активе баланса, а источники появления этих средств (уставный капитал, кредиты и займы и пр.) в пассиве.

Хочется предостеречь от попытки рассмотреть связь активов с источниками их возникновения непосредственно в балансе! Баланс – обобщённая форма, итог, а связь между объектами учёта непосредственно отражается в бухгалтерской проводке, или иначе – в той самой двойной записи, рассмотренной в предыдущей статье.

Что же это за суммы в балансе, которые дают возможность быстрой оценки? Давайте посмотрим на несколько примеров. (Форма баланса для целей статьи максимально упрощена).

Примеры балансов

Для удобства сравнения все приведённые для примера балансы имеют один и тот же итог, выраженный в тысячах рублей.

Но сначала – немного терминологии для понимания составляющих баланса:

Внеоборотные активы - это всё то, что служит бизнесу долго. Это оборудование и основные средства (станки, автомобили, здания), а также всё, что бизнес строит для дальнейшего использования в процессе деятельности. Это зарегистрированные товарные знаки и лицензии, исключительные права на разработки, изобретения, программы и т.д. Сюда же относится стоимость деловой репутации фирмы.

Оборотные активы – это деньги, товары, материалы, ценные бумаги, дебиторская задолженность и т.п.

Капитал и резервы – это собственные средства фирмы, уставный капитал, нераспределенная прибыль и др.

Долгосрочные и краткосрочные обязательства – это кредиты, займы, непогашенные отгрузками авансы клиентов, и неоплаченные товарные кредиты (долги перед поставщиками), а также невыплаченная зарплата сотрудников. Краткосрочными считаются обязательства со сроком погашения до 12 месяцев, а долгосрочными – больше года.

Первый баланс показывает довольно благополучное состояние фирмы. Нужно отметить, что понятия «Внеоборотные активы и «Оборотные активы» отражают еще и скорость, с которой активы могут быть переведены в деньги (самый быстрый по скорости оборота актив!) в случае возникновения необходимости погашения всех кредиторских обязательств. В первом балансе мы видим, что краткосрочные обязательства могут быть обеспечены оборотными активами (детализация структуры каждого раздела выходит за рамки данной статьи).

I.jpg
Таблица I

В следующем балансе финансовое состояние фирмы уже более критично – сумма оборотных активов равна сумме краткосрочных обязательств. Выплачивая кредиторскую задолженность, можно остаться без оборотных активов! Или лишиться части внеоборотных.

II.jpg
Таблица II

В этом балансе мы видим, что фирма достаточно хорошо обеспечена собственным капиталом и имеет незначительное количество краткосрочных кредиторских обязательств к погашению в краткосрочной перспективе.

II.jpg
Таблица III

По сравнению с предыдущим, этот баланс имеет иное распределение внутри актива, что может говорить о том, например, что есть достаточное количество оборотных активов по сравнению с обязательствами; возможно, есть не только собственные денежные средства и материальные запасы, но и вложения, например, в дебиторскую задолженность – либо в виде задолженности покупателей, либо в форме векселей и т.п.

IV.jpg
Таблица IV

Здесь мы видим уже довольно критичную ситуацию – оборотных средств недостаточно для погашения краткосрочных обязательств, это сигнал владельцу или руководству, что может наступить момент, когда предъявляемые к оплате требования кредиторов могут вынудить к продаже части внеоборотных активов. Это может быть не только оборудование, но и, в том числе, долгосрочные вложения в уставные капиталы других предприятий.

V.jpg
Таблица V

На двух следующих иллюстрациях детализирован раздел оборотных активов. В обоих случаях тревожных симптомов не наблюдается.

VI.jpg
Таблица VI

VII.jpg
Таблица VII

А вот в этом случае ситуация вновь критическая.

VIII.jpg
Таблица VIII

Рассмотрим теперь динамический анализ баланса.

IX.jpg
Таблица IX

Если мы положим рядом балансы фирмы за несколько смежных периодов, и примем для примера за константу показатели актива баланса, то увидим, что фирма удерживает свою валюту баланса лишь за счёт увеличения краткосрочных обязательств. Какие именно это обязательства – можно видеть лишь в полном балансе, где расшифрованы составляющие того или иного раздела. Краткосрочные обязательства могут быть составлены из невыплаченных сумм работникам, из взятых краткосрочных кредитов и займов, а, возможно, «кредиторка» увеличивается за счёт непоставленных покупателям и заказчикам товаров, работ или услуг, при наличии предоплаты от них. Итогом такой динамики является скатывание фирмы в убыточность – уменьшается сумма собственных средств  (раздел III – «Капитал и резервы»). Очень вероятно, что при такой динамике руководство фирмы получит отказ при обращении за очередным кредитом.

Читайте также:

Базовые принципы бухгалтерского учёта.
Бухучёт: на каком языке говорят бухгалтеры.
Бухучёт: чем отличаются товар, продукция и услуга.



Комментарии

0
Войдите через аккаунт социальной сети:
  • Прокомментируйте первым.

Это ответ на комментарий (отмена - x)
  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
  • Менеджмент Психология и бизнес: как предвзятость может подорвать вашу компанию 24 ноября
    Психология и бизнес: как предвзятость может подорвать вашу компанию
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес в декрете: как заработать на прокате детских игрушек 24 ноября
    Бизнес в декрете: как заработать на прокате детских игрушек
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса «Зарабатывать на хайпе»: чему могут научиться предприниматели у «серого» рынка 23 ноября
    «Зарабатывать на хайпе»: чему могут научиться предприниматели у «серого» рынка
    Прочтёте за 5 мин.
  • Идеи для бизнеса Золотой нестандарт: как устроена и на чём зарабатывает ювелирная мастерская 23 ноября
    Золотой нестандарт: как устроена и на чём зарабатывает ювелирная мастерская
    Прочтёте за 7 мин.
  • Кейсы Предприниматели против ФНС, ПФР и ФСС: три судебных кейса 22 ноября
    Предприниматели против ФНС, ПФР и ФСС: три судебных кейса
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Hello, children!: как устроен частный билингвальный детский сад 22 ноября
    Hello, children!: как устроен частный билингвальный детский сад
    Прочтёте за 5 мин.
  • Технологии 21 ноября Дмитрий Волошин:
    Работаем с аналитикой сайта
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Сам себе сыровар: как заработать на российском камамбере 21 ноября
    Сам себе сыровар: как заработать на российском камамбере
    Прочтёте за 3 мин.
  • Кейсы Взять бухучёт в свои руки: как автоматизация позволила избежать бухгалтерских ошибок 20 ноября
    Взять бухучёт в свои руки: как автоматизация позволила избежать бухгалтерских ошибок
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса Бизнес профессора Звездунова: как заработать на популяризации науки 20 ноября
    Бизнес профессора Звездунова: как заработать на популяризации науки
    Прочтёте за 6 мин.
  • Маркетинг Автоворонка продаж в онлайн-ритейле: что это такое и как ей пользоваться 17 ноября
    Автоворонка продаж в онлайн-ритейле: как с её помощью привлекать клиентов
    Прочтёте за 5 мин.
  • Персоны «Идите напролом»: правила бизнеса Алексея Загумённова 17 ноября
    «Идите напролом»: правила бизнеса Алексея Загумённова
    Прочтёте за 4 мин.
  • Финансы Подозрительные лица: что делать, чтобы банк не закрыл счёт 16 ноября
    Подозрительные лица: что делать, чтобы банк не закрыл счёт
    Прочтёте за 4 мин.
  • Идеи для бизнеса Объёмный бизнес: как заработать на 3D-моделировании 16 ноября
    Объёмный бизнес: как заработать на 3D-моделировании
    Прочтёте за 4 мин.
  • Менеджмент 15 ноября Григорий Ильин:
    Как использовать соцсети для деловых коммуникаций
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса «Рецептор» особого вкуса: как устроена сеть кафе здорового питания 15 ноября
    «Рецептор» особого вкуса: как устроена сеть кафе здорового питания
    Прочтёте за 4 мин.
  • Технологии Как автоматизация телефонии повысила эффективность отдела продаж 14 ноября
    Как автоматизация телефонии повысила эффективность отдела продаж
    Прочтёте за 5 мин.
  • Менеджмент «Ловушки управления»: как работать с персоналом на разных этапах развития компании 14 ноября
    «Ловушки управления»: как работать с персоналом на разных этапах роста компании
    Прочтёте за 3 мин.
  • Технологии Бойкое место: как геомаркетинг помогает искать хорошие локации для торговой точки 13 ноября
    Бойкое место: как геомаркетинг помогает искать хорошие локации для торговой точки
    Прочтёте за 3 мин.
  • Идеи для бизнеса «Гамарджоба, мы из Сибири!»: как открыть туристический бизнес в Грузии 13 ноября
    «Гамарджоба, мы из Сибири!»: как открыть туристический бизнес в Грузии
    Прочтёте за 5 мин.
Идёт загрузка материалов