Наталья и Михаил Соснины из подмосковного Красногорска разрабатывали мобильное приложение, чтобы научить чтению своих младших детей. Но затем они решили сделать из него коммерческий продукт, у которого на данный момент уже более 3000 скачиваний. Юные пользователи не просто изучают буквы и слоги, а проходят целый квест по волшебной стране. О том, как устроено и на чём зарабатывает приложение для обучения детей чтению, супруги Соснины рассказали порталу Biz360.ru.
Наталья и Михаил Соснины, супруги-предприниматели из Подмосковья, основатели проекта
«Читания», родители пятерых детей. Наталье 42 года, получила высшее образование в МХТИ им. Менделеева. Михаилу 45 лет, окончил МФТИ, работал в консалт-компании Accenture, затем - в страховой компании «МетЛайф». Работу над мобильным приложением для обучения детей чтению «Читания» супруги начали в 2016 году.
Про обучение детей чтению в семье Натальи и Михаила Сосниных, у которых три дочки и два сына, знают не понаслышке. Этот процесс в семье построен примерно так: дети учат буквы, соединяют их в слоги, читают простые слова, потом длинные. На каждом этапе надо возвращаться к пройденному материалу, повторять и закреплять его. На четвёртом ребёнке супругам захотелось автоматизировать процесс обучения, чтобы дети играли и учились читать сами. Поискали обучающее приложение, не нашли ничего подходящего и решили взяться за дело сами.
Михаил загорелся этой идеей. Он не был связан с программированием, хотя и изучал его в вузе. Но отсутствие опыта его не смущало. В свободное от работы время он быстро сделал элементарный прототип. Кубики-буквы и кубики-слоги в виде звенящих квадратиков соединялись в слова, которые озвучиваются.
«Идея сделать игровое приложение для обучения чтению нашла отклик и у старших детей. Они рисовали прототипы экранов, а Михаил вставлял их в игру. Всем казалось это прикольным – только что твой рисунок был на бумаге, а теперь в айпаде, да ещё и интерактивный! Чуть позже дети озвучили главных героев», - рассказывает Наталья
Основной функционал приложения Михаил разрабатывал в течение года. Тестировали продукт на младших дочках, которым в то время было 3 и 6 лет. Они просто играли и учились читать. 6-летняя Маша освоила чтение примерно за месяц-полтора. У трёхлетней Оли навыки чтения появлялись медленнее. Фактически, дочки стали первыми «целевыми пользователями», с помощью которых отрабатывались различные детали и нюансы будущего продукта.
«Я видел, в чём именно у девочек затруднения, с какими сложностями они сталкиваются. Например, трёхлетка не могла соединить в слог согласную и гласную буквы. Такие же трудности возникают при обучении чтению у многих детей: знают буквы, но соединить их не могут. Каждый раз, заметив очередную трудность в обучении, мы добавляли в игру упражнения, которые помогали справиться с этой и подобными проблемами. Тогда же я понял, что 3 года и 6 лет – для обучения это две большие разницы. И задумался, как преодолеть такие возрастные разрывы», - говорит Михаил.
Он придумал решение – создал адаптивный алгоритм, который определяет уровень подготовки ребёнка и подстраивает задания под него. Например, читающий пользователь может сразу перейти к упражнениям, подходящим ему по уровню, и поиграть в игры, улучшающие технику чтения.
К тестированию приложения подключили детей друзей и знакомых. Обратная связь была положительной.
«С самого начала у меня в голове была мысль, что из нашей идеи может получиться что-то стоящее. Но я эти мысли от себя гнал. А потом неожиданно для нас мы очень чётко услышали от знакомых: «Получается неплохо – дорабатывайте!». Нас это очень поддержало, и мы решили, что будем развивать свой проект дальше», - говорит Михаил.
Соснины решили взяться за дело более основательно. Надо было найти художника, чтобы заменить детские рисунки профессиональными иллюстрациями.
«Многие художники говорили нам: «Вы мне точно скажите, что вам нужно». Но мы сами не художники, у меня вообще нулевое воображение. Я не могу представить себе картинку – могу только посмотреть на готовую и сказать, нравится или нет. А объяснить, «как надо», я не могу. И мы искали человека, который вникнет в наш замысел и создаст свой мир, который понравится нам и детям», - замечает Михаил.
После многих попыток супруги стали сотрудничать с уральской художницей Ксенией Смирновой. Она изучила картинки, которые нарисовали дети Сосниных, уловила нужный стиль и настроение. Её работы органично «влились» в приложение. Как утверждает Наталья Соснина, это обеспечило половину успеха игры.
«Нам очень нравились детские рисунки, одно время была шальная мысль оставить оформление приложения таким детским. Но опрашивая детей и родителей, мы выяснили, что дети лучше воспринимают профессиональные иллюстрации, поэтому экраны перерисовали. Ксения сделала это очень профессионально - акварелью на листах формата А3. Она максимально старалась сохранить детские задумки», - считает Наталья.
На подготовку приложения к запуску ушло примерно полтора года. В сумме все этапы работы над продуктом заняли примерно 2,5-3 года. Столь долгий срок Михаил Соснин объясняет тем, что развиваться пришлось только на собственные средства, без привлечения инвестиций.
«У нас не было возможности предложить кому-то большую зарплату, найти эксперта и положиться на него. Мы всё время пытались сэкономить, найти людей за скромные деньги, и эта стратегия давала не быстрый результат. Наверное, с точки зрения бизнеса было ошибкой полагаться только на свои силы и средства – мы двигались медленно», - анализирует Михаил.
Финансовые вложения в проект Соснины оценивают в сумму от 3 до 10 млн. рублей. В ход пошли накопления, отложенные на строительство дома.
«При этом мы занимались проектом не в режиме хобби, а полный день. Я работал с утра до вечера, и по выходным – пожалуй, даже ещё более интенсивно, чем раньше на работе по найму», - считает Михаил.
При работе над проектом Соснины практически не изучали рынок. Они не хотели смотреть на другие проекты, чтобы не отойти от собственного замысла под влиянием увиденного.
«В нашей работе было много творческого, и мы не хотели повторять чьи-то, может быть, даже удачные решения. Сейчас понимаем, что это было неправильно. Впрочем, было ещё огромное желание делать именно так, как мы задумали. Не хотелось потерять и размыть это видение», - признаётся Наталья.
Когда приложение было почти готово, супруги решили скачать все аналогичные продукты, которые были в AppStore. Некоторые по описанию оказались очень похожими на их задумку.
«У меня был шок – как же теперь жить дальше? Мы классический пример неудачников – разрабатывали то, что уже есть. Впрочем, от этого ощущения мы быстро избавились, когда стали пробовать скачанные приложения. Возможности многих из них оказались намного скромнее, чем говорилось в описании. Были и замечательные оригинальные продукты, но мы чётко осознали, что наша «Читания» отличается от них, и очень сильно. Системным, комплексным обучением, объёмом содержания, разнообразием функционала, вовлекающим сюжетом. Интуиция тогда нас не подвела, но мы извлекли урок – разрабатывать продукт «вслепую» легкомысленно», - говорит Михаил.
«Читания» – комплексное приложение для обучения чтению детей дошкольного возраста. Ребёнок услышит, прочитает и напишет с его помощью более 500 слов, 100 поговорок и загадок, сыграет в 35 встроенных мини-игр, которые помогут ему отработать все навыки чтения.
Пользователь «Читании» попадает в волшебную страну, в которой постепенно проходит Города Букв, Складов и Художников, Долину Слов и Вершину Чтения. По сути, приложение – это квест, участники которого должны изучить как можно больше учебного материала в каждой локации. От этого зависит «сила» героев в противостоянии злому волшебнику. Под силой в приложении понимается не то, как герои будут всё и всех крушить на своём пути, но то, насколько хорошо они читают.
Преимуществом своего продукта Соснины считают спокойную подачу материалов и отсутствие излишней «пестроты». Михаил и Наталья уверены: гаджет не должен надолго затягивать, удерживая внимание ребенка любой ценой. В «Читании» заложен лимит на занятие - когда ребёнок занимается больше получаса, приложение «говорит» ему: «Мы хорошо поработали! Думаю, пора сделать перерыв и заняться чем-нибудь другим!» Или предлагает почитать книжку с родителями.
Приложение рассчитано на детей от 3 до 7 лет. По мнению авторов «Читании», 3 года - это минимальный возраст, когда ребёнку можно дать в руки гаджет. Отзывы показали, что самый подходящий возраст для обучения чтению с помощью приложения - 4-5 лет. Детей увлекает сюжет игры, и они учатся читать незаметно для себя. Именно эту цель и ставили перед собой Михаил с Натальей при разработке сервиса.
По их наблюдениям, трёхлетнему ребёнку для прохождения игры нужен год, а 6-летнему – не больше полутора-двух месяцев. «Мы общаемся с пользователями и знаем случаи, когда игру начинал шестилетний ребёнок, который даже букв не знал, а через месяц он уже читает», - говорит Михаил.
Наблюдать за результатами ребёнка, убеждаться в его прогрессе можно через раздел статистики прохождения игры. Там видно, сколько времени ребенок играл, какие моменты игры прошёл. Можно понять, насколько он продвигается в чтении. Чтобы собрать учебную статистику, алгоритм оценивает скорость в мини-играх, частотность ошибок и другие моменты, всего 24 различных показателя.
Разработчики «Читании» подчёркивают, что приложение создавалось в процессе реального обучения детей. Его постоянно отдавали на тестирование юным пользователям и корректировали исходя из того, как дети понимают задания и реагируют на них.
После того, как приложение стало доступно для скачивания в AppStore, количество отзывов увеличилось. Обратную связь дают многие родители, и их пожелания учитываются при доработке программы.
«Каждый отзыв мы ценим и используем. Получая отзывы, мы понимаем, как люди пользуются нашим продуктом, где у них возникают проблемы. Например, нам говорят: «Мы дошли до какого-то момента и не понимаем, что делать дальше». Но если взрослый человек без наших объяснений не может разобраться - значит, у нас что-то неправильно. После этого в приложении появляются новые реплики героев, новые подсказки и т.д. И эта работа будет продолжаться», - объясняет Михаил.
По наблюдениям супругов Сосниных, при выборе развивающих приложений для детей родители в основном ориентируются на отзывы. Среди тех, кто рекомендует «Читанию», не только родители, но и специалисты. В рейтинге «Роскачества» проект занял первое место среди игровых программ на платформе iOS, обучающих чтению.
Сейчас «Читанию» можно купить в магазине мобильных приложений AppStore. На период начального продвижения цена была снижена, но постепенно она повышалась: за год продаж цена последовательно выросла с 300 до 1150 рублей. Вопреки опасениям после каждого повышения количество скачиваний не уменьшалось.
После покупки продуктом может пользоваться любое число детей – доплаты за каждого нового игрока не предусмотрены. Время использования тоже не ограничено.
«Сейчас большинство разработчиков переходят на оплату за подписку или за встроенные покупки (когда само приложение скачивается бесплатно). Пользователи привыкают к оплате небольшими порциями, и поэтому им бывает трудно сопоставить ценность того или иного приложения с его полной стоимостью за весь период использования. Мы остановились на фиксированной одноразовой цене, считая этот подход самым подходящим для вывода на рынок продукта высокого класса. Цена приложения сегодня аналогична оплате за один час занятий в детском центре, при этом полезность и период использования очень высокие», - рассуждает Наталья.
Сейчас у приложения «Читания» 3000 скачиваний. По мнению основателей проекта, это невысокий показатель. Но развитие пока было ограничено тем, что «Читания» продавалась на довольно узком рынке. Потенциальными покупателями являлись только владельцы айпадов. С выходом версии приложения для айфонов рост значительно ускорился. А в дальнейших планах – сделать версию и для Android.
«Рассчитываем, что когда мы сделаем Android-версию, рынок расширится ещё больше. Мы начали разработку для Android, и к середине 2020 года планируем её закончить. Работа уже ведётся, для ускорения ищем инвестора», - делится планами Михаил Соснин.
Ещё одна задача на ближайшее будущее - добавить функцию, которая позволит приложению реагировать на речь ребёнка в тех мини-играх, в которых это непосредственно связано с отрабатываемым навыком чтения. Другое направление развития - добавить некоторые элементы дополненной реальности, чтобы связать опыт чтения в игре с опытом чтения в реальном мире.
Планов по развитию «Читании» очень много. Архитектура игры позволяет сделать из неё продвинутый сервис. Главное, считают создатели, дать родителям эффективный инструмент обучения.
«Роль родителя, читающего книги, помогающего понять и полюбить чтение, останется за человеком. Её не автоматизировать ни в какой программе или приложении. Мы создали приложение, которое освобождает родителя от многих неважных вещей – организации занятий, повторения, контроля. Чтобы у мам и пап было больше времени читать своему ребёнку, разговаривать, обсуждать, общаться, проводить время вместе», - считает Наталья Соснина.
Читайте также:
Дворовый бизнес: как заработать на детских площадках.
Всё по-взрослому: как заработать на мебели для детских комнат.
Праздник в коробке: как заработать на играх и квестах для детей и взрослых.