Бунтари на Волге: как семейная пара развивает бренд украшений, воспевающих Самару

Прочтёте за 5 мин.

«Мужчина покупает себе кольцо раз в жизни, а женщина – когда захочет»

IT-инструменты, которые использует BUNTARKA

  • 1С:Бухгалтерия
  • 2ГИС
  • YouTube
  • Telegram
  • Zoom
  • Яндекс.Карты

Любовь к родному городу привела самарского архитектора Ирину Шарову не только к знакомству и совместному бизнесу с будущим мужем, но и к интересным идеям в дизайне, которые оценили покупатели. В 2020 году Вячеслав и Ирина создали бренд женских украшений из серебра BUNTARKA, в котором необычно обыгрываются знаковые символы Самары: например, знаменитые конфеты помадка, сетка улиц, типовые многоэтажки серии II-60 и т.д. О том, чем отличается мужской и женский подход к украшениям, правильно ли было открывать офлайн точку в пандемию, и о многом другом, Ирина Шарова рассказала порталу Biz360.ru.

Досье

Ирина и Вячеслав Шаровы – супруги-предприниматели из Самары, создатели бренда украшений для женщин BUNTARKA и бренда украшений для мужчин BonnFactory. Ирине 34 года, закончила Самарский архитектурно-строительный университет, работала в архитектурном бюро, ассистентом преподавателя в вузе, старшим администратором в отеле, художником в музее. В 2014 году придумала проект по изготовлению сувениров, в 2017 году открыли общее дело с мужем. Вячеславу 34 года, закончил колледж по специальности «сварщик-технолог». Работал сначала в найме, затем организовал собственную сварочную мастерскую, которая функционирует до сих пор. В 2016 году запустил Youtube-канал, у которого сейчас свыше 460 000 подписчиков.

Ирина и Вячеслав Шаровы

«Нас познакомили сувениры»  

Мой первый проект с самарскими сувенирами появился по классической схеме: не нашла в продаже то, что искала и решила создать своё. Большую роль в этом начинании сыграл журнал «Другой город» и его тогдашний главный редактор Андрей Кочетков. Это интернет-издание о Самаре читают люди, которые любят свой город и интересуются его прошлым и настоящим. То есть, та самая аудитория, которая оценила бы и мои идеи. Мы подумали – а почему бы не сделать что-то оригинальное? 

Я архитектор и могу проектировать и в метрах, и миллиметрах, поэтому предметный дизайн не показался мне чем-то новым. В итоге редакция сделала на сайте раздел «Лавка»: интернет-магазин сувениров – и первыми товарами там стали изделия моей линейки из дерева: наличники, архитектурные шахматы и разрисованные тарелки. 

Потом лавка набрала новых производителей, поработала какое-то время, но, видимо, оказалась не очень коммерчески успешной, и закрылась. Но начало производства сувениров уже было положено. А с Вячеславом мы познакомились, когда я работала в архитектурном бюро и занималась масштабными градостроительными проектами.

Вячеслав Шаров 

Кстати, свой проект с сувенирами я не бросала, он развивается до сих пор. Собственно, сувениры нас и познакомили – я сделала Вячеславу заказ на изделия из металла, и сейчас в ассортименте их достаточно много. 

Потом было ещё несколько совместных проектов – например, мы делали арт-объекты для «ВолгаФеста». Так и получилось, что мы стали партнёрами и в жизни, и в работе. 

Скульптуры уменьшились до украшений

BUNTARKA выросла из другого проекта, мужского брутального бренда серебряных украшений BonnFactory. А он в свою очередь – из одноименного Youtube-канала Вячеслава с полумиллионной аудиторией. 

Мы создавали скульптуры из металла разных масштабов: для интерьеров, крупные городские арт-объекты. Снимали об этом видео. Вячеслав подошёл к съёмке процессов производства как к художественному кино с выставлением света, хорошим звуком и сценарием. Такие ролики приятно смотреть, и аудитория нашлась. Подписчики были в основном мужчины, и бренд получился мужской.

BonnFactory 

Мы в процессе уменьшили формат скульптур, уменьшали, уменьшали, и получили масштаб ювелирного украшения. Поэтому для нас каждое украшение – как скульптура. Мы пришли к украшениям через сварку, болгарку, металлообработку – не так, как обычно бывает у ювелиров. 

А в 2020 году решили, что пора открыть женский бренд. Мужчины ведь покупают себе кольцо в формате «один раз, на всю жизнь, и сыну своему передам». А женщины – просто потому, что им хочется, и делают это гораздо чаще. 

Первое, что мы сделали для BUNTARKA – зарегистрировали товарный знак. Кажется, это стоило около 60 тысяч. Нужны были вложения на серебро для производства первых партий и наше время на это самое производство. 

Сложно сейчас вспомнить, сколько именно мы потратили, но все эти вложения нам обеспечил Youtube-канал и BonnFactory. Оба бренда создавались на одном оборудовании, в одной мастерской, одними руками, часто даже в одной и той же партии литья серебра, поэтому разделение затрат на них стало сложной задачей.

BUNTARKA 

Проект был затратным и на старте, и сейчас – большую часть средств мы всегда пускали обратно в дело. Покупали новое оборудование, разрабатывали новые модели, даже строили свои станки. На самоокупаемость «Бунтарка» вышла примерно через три года после создания. Сейчас я вкладываю в развитие проекта значительную часть прибыли. Если сильно обобщить расходы, то около 40% уходит на зарплаты сотрудников, около 30% на расходные материалы, 10% на аренду, 10% на налоги, 10% прочие расходы. 

«На момент открытия нас почти никто не знал»

Изначально у нас был только один инструмент продвижения – Youtube-канал, и он отлично работал, пока работал сам Youtube. Человек только что посмотрел видеоролик, где создают красивое кольцо, вдохновился, и тут же под видео ссылка – заказать кольцо вашего размера. Идеально. 

Переход же в офлайн-торговлю произошёл внезапно и в самый разгар ковида, когда как раз все уходили в онлайн. Я просто шла по улице и увидела классное помещение с надписью «Аренда». Оно так сразу мне полюбилось, что через три дня мы уже сняли его и начали ремонт.

BUNTARKA

BUNTARKA 

На момент открытия магазина нас в городе почти никто не знал. Мы торговали онлайн, в Самару тогда была только одна продажа. 

Главный плюс живой торговли – знакомство с местной аудиторией. Сейчас про нас знает уже гораздо больше людей, появились постоянные покупатели. И очень важно расположение, мы находимся в туристическом месте, в историческом центре города, поэтому большая часть наших гостей, особенно летом – туристы. 

Сегодня мы бренд в городе более-менее известный. При знакомстве часто слышу: «О! Да, я знаю ваш магазин!» И, конечно, мой следующий вопрос: «Супер! А вы заходили когда-нибудь?» И человек в большинстве случаев ещё не заходил. Из-за нашего постоянного участия в мероприятиях и активности возникает «пассивная известность бренда», как я её называю. А так у нас не очень много клиентов, около 130 в месяц, постоянных примерно 700.

BUNTARKA 

Если говорить о конкуренции, то смотря кого считать конкурентами. Конечно, всегда есть гигантские федеральные сети, с которыми конкурировать невозможно. Они за счёт тиражей могут сделать цены гораздо ниже. Но нам не нужны все покупатели ювелирных украшений – нужны именно ценители нашего стиля. 

Если рассматривать в масштабе города, то именно в сфере авторских серебряных украшений конкурентов у нас практически нет. Может кто-то есть, но я про них не слышу. У BUNTARKA есть собственный магазин, производство. И мы единственные, кто делает украшения именно о Самаре.

BUNTARKA 

Недавно в Москве я побывала в небольшом ювелирном кластере, и там собралось именно сообщество ювелиров. Это классно, когда есть с кем поговорить на одном языке. А в Самаре у нас такого нет. 

Одновременно и хорошо вроде, мало конкуренции, а с другой стороны – как было бы здорово знать коллег. Они есть, но это либо крупные производства, либо индивидуальные ювелиры без собственного магазина. 

«Высокий сезон у нас летом»

Мы не часто пользуемся платной рекламой, пока оказывается, что самая классная реклама – бесплатная. Например, нас снимал Александр Цыпкин для своего тревел-шоу «неПровинция». И до сих пор приходят люди, которые нас увидели там, а ведь два года прошло! 

Высокий сезон в нашем магазине летом, что нетипично для этой сферы. Обычно у ювелирных брендов всплеск продаж к новому году и в феврале-марте, а у нас сезонность связана с приездом в город туристов. Да и местные любят гулять в хорошую погоду.

Хотя, в интернет-магазине к праздникам тоже повышается спрос.

BUNTARKA 

Я планирую прийти к тому же принципу формирования ассортимента, что и во всей фэшн-индустрии: новая коллекция два раза в год. Но пока мы выпускаем новые модели тогда, когда появилось вдохновение и время на создание нового. 

У меня есть список идей для украшений, который я постоянно пополняю. Иду по улице, увидела красиво завёрнутый листок: «О, классные серьги».

Когда есть время на реализацию, я выбираю одну из них и начинаю разработку. Спустя несколько лет, мы поняли, какой примерно вес и стоимость изделий оптимальные, поэтому стали стремиться к ним. 

BUNTARKA

Есть модели, которые я сама люблю, думала, что это будет хит – а ими заинтересовалось только 5% покупателей. Но и непопулярное мне сложно убирать из ассортимента. Я люблю каждую нашу модель, то, что мне не нравится, вообще не доходит до витрины. 

Мы зарабатываем на украшениях с определённым сочетанием веса, стоимости, сложности работы и дизайна. Есть изделия, которые продаём дешевле себестоимости, и часто именно это украшение становится первым в коллекции от нашего бренда. А потом возвращаются купить что-то к нему в дополнение, и тогда мы уже зарабатываем на повторной покупке. 

«Стараемся делать всё правильно»

Думаю, главная особенность ювелирного бизнеса в жёстком регулировании со стороны государства. Чтобы продавать украшения из драгоценных металлов, нужно иметь регистрацию в Пробирной палате РФ и системе учёта ГИИС ДМДК. 

Вся ювелирная отрасль в России, во всяком случае, маленькие компании вроде нашей, в последние годы чувствуют себя пробивающими путь через заросли в лесной чаще. Нам ввели маркировку, потом отменили УСН для ювелиров, потом вернули, в общем, не скучно совершенно. Законодательство постоянно меняется, а так как мы стараемся делать всё правильно, то нужно постоянно что-то менять. 

Пока меня не очень устраивает уровень прибыли. Хотя есть рост от года к году, но его точно нужно увеличивать. За последний год мы выставили наши украшения в двух мультибрендовых магазинах в Самаре, в этом году я планирую расширить географию. 

Ещё в конце 2024 года в начале 2025-го мы взяли первые корпоративные заказы небольшим оптом: подарки от компаний своим сотрудникам. Здесь рынок тоже очень большой, планирую сделать корпоративные заказы также отдельным значимым направлением работы.

Ирина и Вячеслав Шаровы

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

27 марта 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов