Любовь к родному городу привела самарского архитектора Ирину Шарову не только к знакомству и совместному бизнесу с будущим мужем, но и к интересным идеям в дизайне, которые оценили покупатели. В 2020 году Вячеслав и Ирина создали бренд женских украшений из серебра BUNTARKA, в котором необычно обыгрываются знаковые символы Самары: например, знаменитые конфеты помадка, сетка улиц, типовые многоэтажки серии II-60 и т.д. О том, чем отличается мужской и женский подход к украшениям, правильно ли было открывать офлайн точку в пандемию, и о многом другом, Ирина Шарова рассказала порталу Biz360.ru.
Ирина и Вячеслав Шаровы – супруги-предприниматели из Самары, создатели бренда украшений для женщин BUNTARKA и бренда украшений для мужчин BonnFactory. Ирине 34 года, закончила Самарский архитектурно-строительный университет, работала в архитектурном бюро, ассистентом преподавателя в вузе, старшим администратором в отеле, художником в музее. В 2014 году придумала проект по изготовлению сувениров, в 2017 году открыли общее дело с мужем. Вячеславу 34 года, закончил колледж по специальности «сварщик-технолог». Работал сначала в найме, затем организовал собственную сварочную мастерскую, которая функционирует до сих пор. В 2016 году запустил Youtube-канал, у которого сейчас свыше 460 000 подписчиков.

Мой первый проект с самарскими сувенирами появился по классической схеме: не нашла в продаже то, что искала и решила создать своё. Большую роль в этом начинании сыграл журнал «Другой город» и его тогдашний главный редактор Андрей Кочетков. Это интернет-издание о Самаре читают люди, которые любят свой город и интересуются его прошлым и настоящим. То есть, та самая аудитория, которая оценила бы и мои идеи. Мы подумали – а почему бы не сделать что-то оригинальное?
Я архитектор и могу проектировать и в метрах, и миллиметрах, поэтому предметный дизайн не показался мне чем-то новым. В итоге редакция сделала на сайте раздел «Лавка»: интернет-магазин сувениров – и первыми товарами там стали изделия моей линейки из дерева: наличники, архитектурные шахматы и разрисованные тарелки.
Потом лавка набрала новых производителей, поработала какое-то время, но, видимо, оказалась не очень коммерчески успешной, и закрылась. Но начало производства сувениров уже было положено. А с Вячеславом мы познакомились, когда я работала в архитектурном бюро и занималась масштабными градостроительными проектами.
Кстати, свой проект с сувенирами я не бросала, он развивается до сих пор. Собственно, сувениры нас и познакомили – я сделала Вячеславу заказ на изделия из металла, и сейчас в ассортименте их достаточно много.
Потом было ещё несколько совместных проектов – например, мы делали арт-объекты для «ВолгаФеста». Так и получилось, что мы стали партнёрами и в жизни, и в работе.
BUNTARKA выросла из другого проекта, мужского брутального бренда серебряных украшений BonnFactory. А он в свою очередь – из одноименного Youtube-канала Вячеслава с полумиллионной аудиторией.
Мы создавали скульптуры из металла разных масштабов: для интерьеров, крупные городские арт-объекты. Снимали об этом видео. Вячеслав подошёл к съёмке процессов производства как к художественному кино с выставлением света, хорошим звуком и сценарием. Такие ролики приятно смотреть, и аудитория нашлась. Подписчики были в основном мужчины, и бренд получился мужской.
Мы в процессе уменьшили формат скульптур, уменьшали, уменьшали, и получили масштаб ювелирного украшения. Поэтому для нас каждое украшение – как скульптура. Мы пришли к украшениям через сварку, болгарку, металлообработку – не так, как обычно бывает у ювелиров.
А в 2020 году решили, что пора открыть женский бренд. Мужчины ведь покупают себе кольцо в формате «один раз, на всю жизнь, и сыну своему передам». А женщины – просто потому, что им хочется, и делают это гораздо чаще.
Первое, что мы сделали для BUNTARKA – зарегистрировали товарный знак. Кажется, это стоило около 60 тысяч. Нужны были вложения на серебро для производства первых партий и наше время на это самое производство.
Сложно сейчас вспомнить, сколько именно мы потратили, но все эти вложения нам обеспечил Youtube-канал и BonnFactory. Оба бренда создавались на одном оборудовании, в одной мастерской, одними руками, часто даже в одной и той же партии литья серебра, поэтому разделение затрат на них стало сложной задачей.
Проект был затратным и на старте, и сейчас – большую часть средств мы всегда пускали обратно в дело. Покупали новое оборудование, разрабатывали новые модели, даже строили свои станки. На самоокупаемость «Бунтарка» вышла примерно через три года после создания. Сейчас я вкладываю в развитие проекта значительную часть прибыли. Если сильно обобщить расходы, то около 40% уходит на зарплаты сотрудников, около 30% на расходные материалы, 10% на аренду, 10% на налоги, 10% прочие расходы.
Изначально у нас был только один инструмент продвижения – Youtube-канал, и он отлично работал, пока работал сам Youtube. Человек только что посмотрел видеоролик, где создают красивое кольцо, вдохновился, и тут же под видео ссылка – заказать кольцо вашего размера. Идеально.
Переход же в офлайн-торговлю произошёл внезапно и в самый разгар ковида, когда как раз все уходили в онлайн. Я просто шла по улице и увидела классное помещение с надписью «Аренда». Оно так сразу мне полюбилось, что через три дня мы уже сняли его и начали ремонт.
На момент открытия магазина нас в городе почти никто не знал. Мы торговали онлайн, в Самару тогда была только одна продажа.
Главный плюс живой торговли – знакомство с местной аудиторией. Сейчас про нас знает уже гораздо больше людей, появились постоянные покупатели. И очень важно расположение, мы находимся в туристическом месте, в историческом центре города, поэтому большая часть наших гостей, особенно летом – туристы.
Сегодня мы бренд в городе более-менее известный. При знакомстве часто слышу: «О! Да, я знаю ваш магазин!» И, конечно, мой следующий вопрос: «Супер! А вы заходили когда-нибудь?» И человек в большинстве случаев ещё не заходил. Из-за нашего постоянного участия в мероприятиях и активности возникает «пассивная известность бренда», как я её называю. А так у нас не очень много клиентов, около 130 в месяц, постоянных примерно 700.
Если говорить о конкуренции, то смотря кого считать конкурентами. Конечно, всегда есть гигантские федеральные сети, с которыми конкурировать невозможно. Они за счёт тиражей могут сделать цены гораздо ниже. Но нам не нужны все покупатели ювелирных украшений – нужны именно ценители нашего стиля.
Если рассматривать в масштабе города, то именно в сфере авторских серебряных украшений конкурентов у нас практически нет. Может кто-то есть, но я про них не слышу. У BUNTARKA есть собственный магазин, производство. И мы единственные, кто делает украшения именно о Самаре.
Недавно в Москве я побывала в небольшом ювелирном кластере, и там собралось именно сообщество ювелиров. Это классно, когда есть с кем поговорить на одном языке. А в Самаре у нас такого нет.
Одновременно и хорошо вроде, мало конкуренции, а с другой стороны – как было бы здорово знать коллег. Они есть, но это либо крупные производства, либо индивидуальные ювелиры без собственного магазина.
Мы не часто пользуемся платной рекламой, пока оказывается, что самая классная реклама – бесплатная. Например, нас снимал Александр Цыпкин для своего тревел-шоу «неПровинция». И до сих пор приходят люди, которые нас увидели там, а ведь два года прошло!
Высокий сезон в нашем магазине летом, что нетипично для этой сферы. Обычно у ювелирных брендов всплеск продаж к новому году и в феврале-марте, а у нас сезонность связана с приездом в город туристов. Да и местные любят гулять в хорошую погоду.
Хотя, в интернет-магазине к праздникам тоже повышается спрос.
Я планирую прийти к тому же принципу формирования ассортимента, что и во всей фэшн-индустрии: новая коллекция два раза в год. Но пока мы выпускаем новые модели тогда, когда появилось вдохновение и время на создание нового.
У меня есть список идей для украшений, который я постоянно пополняю. Иду по улице, увидела красиво завёрнутый листок: «О, классные серьги».
Когда есть время на реализацию, я выбираю одну из них и начинаю разработку. Спустя несколько лет, мы поняли, какой примерно вес и стоимость изделий оптимальные, поэтому стали стремиться к ним.
Есть модели, которые я сама люблю, думала, что это будет хит – а ими заинтересовалось только 5% покупателей. Но и непопулярное мне сложно убирать из ассортимента. Я люблю каждую нашу модель, то, что мне не нравится, вообще не доходит до витрины.
Мы зарабатываем на украшениях с определённым сочетанием веса, стоимости, сложности работы и дизайна. Есть изделия, которые продаём дешевле себестоимости, и часто именно это украшение становится первым в коллекции от нашего бренда. А потом возвращаются купить что-то к нему в дополнение, и тогда мы уже зарабатываем на повторной покупке.
Думаю, главная особенность ювелирного бизнеса в жёстком регулировании со стороны государства. Чтобы продавать украшения из драгоценных металлов, нужно иметь регистрацию в Пробирной палате РФ и системе учёта ГИИС ДМДК.
Вся ювелирная отрасль в России, во всяком случае, маленькие компании вроде нашей, в последние годы чувствуют себя пробивающими путь через заросли в лесной чаще. Нам ввели маркировку, потом отменили УСН для ювелиров, потом вернули, в общем, не скучно совершенно. Законодательство постоянно меняется, а так как мы стараемся делать всё правильно, то нужно постоянно что-то менять.
Пока меня не очень устраивает уровень прибыли. Хотя есть рост от года к году, но его точно нужно увеличивать. За последний год мы выставили наши украшения в двух мультибрендовых магазинах в Самаре, в этом году я планирую расширить географию.
Ещё в конце 2024 года в начале 2025-го мы взяли первые корпоративные заказы небольшим оптом: подарки от компаний своим сотрудникам. Здесь рынок тоже очень большой, планирую сделать корпоративные заказы также отдельным значимым направлением работы.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».