Идея открыть барбершоп пришла в голову Антону Василенко после отдыха в Турции, где ему очень понравилась эстетика куафёров – мужских парикмахерских с особой атмосферой. Когда он запускал свой первый барбершоп в подмосковном Королёве, мало кто мог предположить, что из этой затеи вырастет настоящая барбер-империя – сотни заведений, академия, собственные линии косметики. О том, как создать успешную федеральную сеть, не бояться ошибок и пережить кризис, Антон Василенко рассказал порталу Biz360.ru.
Антон Василенко - 28 лет, предприниматель из Москвы, основатель сети барбершопов
BORODACH. По образованию – экономист, закончил мытищинский филиал Московского государственного технического университета им. Баумана. Сеть BORODACH насчитывает более 180 салонов и входит в тройку крупнейших сетей России.
Я пробовал заниматься бизнесом ещё со школы, начинал с игровых серверов Manager. Будучи студентом, искал объекты, которые можно переделать под автомойки, делал хороший дизайн и ремонт, и продавал по переуступке прав аренды. Также у меня была команда, которая организовывала вечеринки в клубах, но мы перестали этим заниматься, когда тренд сменился с больших заведений в сторону баров и ресторанов.
В какой-то момент я решил взять тайм-аут и уехать за границу – отдохнуть и поискать какие-то новые возможности и идеи. Несколько месяцев провёл в Турции – и именно там в мою повседневность вошли турецкие барбершопы.
В Турции мужские парикмахерские называются куафёры, они есть буквально на каждом шагу. Это доступные заведения, при этом качество и скорость обслуживания отличные. У турецких барберов хорошая школа и многовековые традиции работы с клиентами, у которых густые и жёсткие волосы. В залах лаконичная обстановка, без затей и финтифлюшек, по-мужски так. В общем, качественная услуга, к которой быстро привыкаешь.
Когда я вернулся в Россию и пришло время идти в парикмахерскую, стал искать подобное заведение. Но ни в Москве, ни тем более в подмосковном Королёве, где я жил, не было достойной парикмахерской. Шёл 2015 год, и выбор был небогатый: это либо обычные общие салоны, где вас стригут женщины с длинными ногтями, либо очень дорогие и помпезные заведения.
Так и созрела идея самим создать барбершоп, который был бы доступен каждому мужчине страны в любом городе, а не только в мегаполисах. Я пришёл с этой идеей к моему компаньону Владиславу Гурову – и мы решили открыть барбершоп в Королёве. Для запуска были использованы личные накопления, часть денег пришлось занять у родственников. В целом, на старте я вложил в проект около 600 000 рублей.
Первое время люди к нам относились с подозрением: что это за странная тусовка? Может, она не совсем традиционная? В общем, приходилось убеждать и доказывать. С разработкой самого проекта особых проблем не было: просто детально и тщательно продумали детали и просчитали все нюансы.
Это сейчас барбершопы есть везде, а в 2015-м, когда мы запускались, особой конкуренции не было. В Москве их было штук пятнадцать, все концентрировались в пределах Третьего транспортного кольца, этакие чопорные заведения в английском стиле. Популярность этой темы пошла где-то уже в середине 2016-го, когда начали открываться барбершопы не только в столице, но и в других городах.
В общем, мы нашли помещение и стали искать хорошего мастера-мужчину, которые водились исключительно в центре Москвы. Изначально план был такой: схантить ключевого барбера, чтобы он помог воспитать поколение уже наших специалистов, обучать и передавать технологии. Мы постоянно куда-то ездили, искали мастера, разговаривали со многими профи, убеждали.
Та ещё была задача – найти аргументы, чтобы доказать человеку, что работа в престижном салоне в центре Москвы не так интересна, как перспектива ехать в прекрасный город Королёв. Но мы его нашли, и план сработал. Так у нас появился мастер и два ученика, которые хорошо стригли и желали познать культуру барбинга.
Мы открылись. Первый месяц работали без рекламы и, конечно, влетели, потому что получилась классическая история: поставили столы, стулья, наняли людей, а клиентов пригласить забыли.
Начали продвижение с размещения рекламных банеров на основных магистралях, надеясь, что так получим самый большой охват аудитории. Чтобы мотивировать людей к нам прийти, предлагали разные уникальные условия для первого посещения. Затем изучили, как работает онлайн-реклама, и подключились к ней, сделали своими силами сайт.
Мы с моим партнёром по бизнесу работали вдвоём: днём посменно администраторами, а вечером один ехал делать ремонт во втором помещении, а другой – распространять буклеты по автостоянкам. Зато клиенты пошли. Уже со второго-третьего месяца мы начали работать в плюс, и вложения быстро окупились.
У нас была тьма ошибок – мы любили и любим экспериментировать. Лично я отношусь к ошибкам спокойно. Как говорится, не ошибается тот, кто ничего не делает. Мы ошибались и порой дорого за это платили: и в рекламе, и в позиционировании, и в самой структуре компании.
Например, предложили ведущему барберу войти в состав учредителей. Это было неправильно, поскольку мастера – это не предприниматели, а ремесленники, творцы, у них другие интересы и психология. На этой почве часто возникали конфликты, мы платили отступные, в общем, учились на своих ошибках.
Но и правильных решений было много. Так, у BORODACH в течение года появилось три собственных успешных салона в Подмосковье. Мы хотели открывать свою большую сеть, но средства не позволяли расти быстрыми темпами. Тогда было разработано несколько вариантов масштабирования бизнеса. Мы стали искать инвесторов, которые были бы готовы вложиться в наш проект. Успеха это не принесло, поскольку, в силу неопытности, многое делали неправильно.
Тогда мы начали изучать франчайзинговую модель. И тут нас ждал успех. Несколько месяцев ушло на разработку модели. А в мае 2016 года мы уже запустили франшизу. Первых партнёров нашли по сарафанному радио, параллельно размещая информацию на популярном франчайзинговом портале.
В деле создания франшизы наша неопытность сыграла в плюс. Мы не проходили никаких тренингов, не обращались за помощью к коучам, ни о каких правилах франчайзинга не знали. Мы всё делали сами – так, как нам это представлялось правильным. Читали книги, изучали опыт крупных корпораций. В общем, мы не брали типовых моделей, а создали что-то своё, и, как показало время, успешное.
Считаю, что так вышло благодаря тому, что в нас не было «коридорного мышления». Изначально мы не хотели работать на премиум-сегмент, накручивать на себя мишуру и претендовать на элитарность. Мы создавали финансово-экономическую модель, при которой предприятие должно работать по доступному большинству людей ценнику, но при этом сможет окупиться приблизительно за год.
Конечно, срок окупаемости в маленьких городах был более долгим, чем в больших и средних. Поэтому мы разработали три варианта франшиз разной стоимости. К тому же, мы продавали франшизу с минимальной ставкой роялти. Наша экономическая модель, позиция, философия нашего бренда показалась интересными, к нам потянулись партнеры.
В 2016 году мы продали 17 франшиз, через год у нас было уже 94 барбершопа – самый большой прирост за всю историю. В 2018-м доросли до 156, а в 2019-м – до 169. И даже 2020-й нас не подкосил, продали ещё 14 франшиз. Итого: 183 барбершопа BORODACH. Часть из них ещё строится, а мы активно работаем и ждём, когда перевалим за двести.
Когда запускали барбершопы, возникла потребность в продуктах для волос для салонов. Ассортимент мужской косметики на российском рынке был скуден, а цены неоправданно высокими, поэтому мы решили действовать сами. Так появилась линейка косметики, которая разрабатывается по нашим требованиям и производится по контракту под брендом BORODACH. Наша косметика волнами выпускается на рынок, но пока мы не во всём добились нужного нам качества.
К 2019 году мы уже стали интересны инвесторам и смогли привлечь финансирование. И в этом же году стали инвестировать сами – в портфеле проекта появились новые продукты. На данный момент у нас группа компаний.
К бренду BORODACH относится федеральная сеть, которая курирует наших партнёров по франшизе, и корпоративная сеть наших собственных филиалов, которая развивает и внедряет новые технологии. Получается что-то вроде лаборатории.
Есть академия BORODACH, которая занимается подготовкой кадров, через неё ежемесячно проходит более 50 человек. Эти курсы бесплатные для франчайзи и платные для остальных.
Есть собственные склады по обеспечению расходными средствами наших партнёров. Есть молодая компания TRUE GAMERS, открытая в 2020 году, это сеть киберспортивных арен, которая также по франчайзингу занимается популяризацией киберспорта. У неё компьютерные клубы по всей России, на сегодняшний день их открыто уже больше 40.
Есть проекты, которые мы выкупали и в которые инвестировали, так как мы уже являемся экспертами в сфере франчайзинга. В частности, это сеть студий депиляции SAHAR&VOSK, 110 объектов, где мы являемся миноритарными учредителями. Есть бренд косметики для кудрявых людей CURL ROCK'N'ROLL, которым занимается моя супруга и бизнес-партнёр Екатерина Василенко. Мы поставляем косметику не только по России, но и доставляем в Германию и Израиль.
Также есть несколько IT-проектов, которые мы относим к «длинным деньгам» с большой капитализацией и окупаемостью. Как инвесторам нам такие продукты сейчас наиболее интересны. Пока они самые затратные, поскольку разработка продуктов и содержание штата специалистов стоят дорого.
BORODACH – самая старая компания, больше всего денег тратится на неё, но она и больше всех зарабатывает. Я бы назвал её флагманом и по обороту средств, и по потреблению. BORODACH приносит 18-20% оборотных средств. В трёх офисах компании работают 40 человек – и много сотрудников на аутсорсинге.
Конечно, в самом начале карантина мы всей командой поймали шоковое состояние и пробыли в нём пару дней. Но потом быстро пришли в себя. Надо было брать штурвал в руки – и оказывать партнёрам, которые также оказались отрезаны от своих доходов, моральную и юридическую поддержку, передавать свой опыт.
Мы ежедневно проводили онлайн-планёрки, на которых прокручивали самые разные варианты развития событий и придумывали планы действий на все случаи. В этих мозговых штурмах родилась идея мобильного приложения и YouTube-канала.
С одной стороны, мы хотели поддержать своих клиентов морально и информационно, создать карманного консультанта, который может в любой момент ответить на все вопросы: где работает ближайший салон, какие стрижки в тренде или как самостоятельно оформить бороду в самоизоляции. С другой стороны была цель – влюбить клиентов в наш бренд, помочь проникнуться его философией, создать некую ауру вокруг.
В итоге нам удалось запустить приложение во время карантина. Конечно, мы вложили в это немало средств, однако я считаю, что у приложения большие перспективы. Поэтому мы продолжаем активно работать на расширение и углубление контента.
В апреле 2020 года мы открыли штатную YouTube-студию, с командой, которая занимается выпуском профессиональных обучающих и информационных роликов. Сейчас у канала уже 20 000 активных подписчиков. Несмотря на то, что это удовольствие тоже не из дешёвых (содержание обходится минимум в 400 000 рублей ежемесячно), мы видим в этом канале продвижения большие перспективы именно для мужской аудитории.
Конечно, прошлый год был тяжёлым не только финансово, но и морально. В нашей сети около десяти предприятий закрылись по причинам, связанным с пандемией. Многие арендодатели не пошли навстречу, когда салоны просили арендные каникулы или льготные условия. Обычно это происходило так: франчайзи посылали официальный запрос, а в ответ – тишина, ни «да», ни «нет». А потом предъявляются счета, начинаются кассовые разрывы, судебные иски и прочие неприятности. Эта проблема особенно остро ощущалась в Москве и Подмосковье.
Выстоять нам помогло то, что при создании группы компаний мы складывали яйца в разные корзины. И в корона-кризис компанию спасали те проекты, которые находятся в онлайн-сегменте. Виртуальный сектор очень сильно вырос, продажи косметики и курсов шли только онлайн. Это помогло поддержать и офлайн-проекты, и сотрудников.
Так что главный урок, который я вынес из этого экспириенса с локдауном – будущее за гибридными компаниями, которые одновременно существуют и в виртуальном, и в реальном пространствах.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в Facebook и канал на «Яндекс.Дзен».