Владимир Ермак сменил много профессий – работал на стройке, в службе безопасности торгового центра, в ивент-индустрии. Но по-настоящему нашёл себя в качестве тату-мастера. Сначала работал в тату-салоне по найму, а весной 2020 года - в самый разгар пандемии - решился открыть собственную студию. Несмотря на упавший из-за кризиса спрос на татуировки, ему удалось быстро вывести заведение на операционную прибыль. О том, в кризис открыть и развивать тату-салон, Владимир Ермак рассказал порталу Biz360.ru.
Владимир Ермак, 29 лет, предприниматель из Москвы, основатель тату-студии
Ermaktattoo. Окончил строительный колледж и техникум. С 2016 года работает татуировщиком. В 2020 году открыл в Москве собственную студию татуировки.
Мне с детского сада нравилось заниматься творчеством, выступать на сцене. Учиться я не любил – для меня это было скучно. На уроках занимался своими делами, а с некоторыми учителями договаривался приходить только на контрольные. Алгебру и геометрию я всегда сдавал на «5», другие предметы – на «4» и «3», и мне этого хватало.
После окончания школы встал вопрос, чем заниматься дальше. Мне мама всегда говорила, что «нужно учиться на строителя – это деньги». После строительного техникума я работал маляром, помощником прораба, в службе безопасности торгового центра, в сфере организации мероприятий.
Но всё это было очень скучно: я нигде не задерживался больше месяца. Не могу себя заставить работать там, где мне не нравится. И я понял, что самое главное в жизни – заниматься тем, что приносит удовольствие.
Я часто задавал себе вопрос: «А кем бы я хотел быть»? И однажды понял, что хочу стать тату-мастером. Мне всегда нравились тату, я восторгался ими, если они были хорошо сделаны. При этом у меня не было никакого художественного образования, а рисование я считал самым скучным занятием и не представлял, как можно за листом бумаги просидеть 10 часов.
Решив стать тату-мастером, я с тоской подумал, что мне нужно снова идти учиться, тратить на это годы. И тут я увидел пост в соцсетях: «Открылась студия, ищем тату-мастеров». Я позвонил и спросил: «А что вообще нужно, чтобы стать тату-мастером?» Ответ меня очень сильно удивил. «Для начала надо поднять свою жопу и приехать к нам». Я подумал: «Какой дерзкий человек, я обязательно должен с ним познакомиться».
Я приехал туда и сказал, что ничего не умею в тату, но очень хочу научиться. Мне ответили, что всё прекрасно, но есть одна проблема – у этой студии нет школы для начинающих мастеров. Я очень расстроился, но не ушёл – просто не хотел уходить оттуда. Мы разговаривали, пили кофе. И мне сказали: «Если тебе не жалко времени, можешь приезжать и наблюдать за работой мастеров – вдруг из тебя что-то получится».
Я ездил туда три месяца каждый день. Задавал мастерам вопросы, им это не всегда нравилось, но меня не выгоняли – директору был по душе мой энтузиазм. Я проводил в студии по 18 часов в день: смотрел, как работают другие. А когда мастера уходили домой, я собирал их оборудование и тренировался – пытался бить тату на куске линолеума. Обычно в таких случаях тренируются на искусственной коже, но у меня не было на неё денег.
Спустя три месяца я начал приглашать в студию друзей. Первую татуировку я делал своей подруге – это были простые надписи на теле. Получилось в принципе неплохо. Потребовалась только небольшая коррекция спустя несколько дней.
Друзья платили мне за работу какие-то копейки. Но я копил эти деньги - и затем купил на них своё первое оборудование.
Спустя несколько месяцев самостоятельной работы в студии я понял, что остановился в развитии. Я вроде бы уже что-то умею, но далеко не всё, а гордость уже не позволяет спрашивать советов у других мастеров. И понял, что нужно идти дальше. Собрал денег и поехал учиться к своему другу – воронежскому тату-мастеру.
Я обучался у него три дня. За это время мы прошли огромное количество материала. Это был колоссальный опыт, который позволил мне совершить крутой рывок в развитии. Чтобы научиться всему этому самостоятельно, потребовалось бы лет 10. В тот момент я понял, что если бы у меня была возможность, я бы пошёл учиться у тату-мастеров с самого начала. Если только смотреть, как они работают – ничему не научишься. Нужно, чтобы показывали, как следует делать, я бы пробовал - и меня бы исправляли.
После обучения в Воронеже я начал делать более крутые тату, у меня появилось больше клиентов. Уже в тот момент я понял, что мне нужно развивать свой бренд. Директор студии, где я работал, был против развития личных брендов мастеров, но меня это не останавливало. У меня практически появился собственный бренд Ermaktatoo, когда я ещё работал в салоне. Именно тогда я начал вести свои соцсети, где рассказывал о себе и своих работах.
Я начал изучать художественное мастерство, учился рисовать. Так сложилось, что я научился бить тату гораздо быстрее, чем рисовать. На самом деле, чтобы бить тату, не обязательно уметь идеально рисовать. Мой опыт это доказывает.
На второй год работы в студии я открыл внутри неё отдельный проект - свою тату-школу. За полтора года я написал авторскую программу обучения - то есть начал структурировать свой опыт. Вложения в открытие – только мои силы и опыт. Тогда я уже наработал какое-то количество своего оборудования. Так что уже мог встречать первых учеников и что-то им давать.
Учеников находил в основном благодаря соцсетям. Например, я рассказывал в Instagram о многих вещах, связанных с проектом: от бизнес-процессов до сложностей и страхов тату-мастера. Кроме того, я уже тогда являлся звёздным мастером. Ко мне приходили за татуировками артисты, продюсеры, блогеры. Мои ученики смотрели мой Instagram, видели, с какими интересными людьми я общаюсь, и хотели достичь того же.
За 2 года я стал основным мастером студии, который приносил ей большинство клиентов. Я уже думал об открытии своего бизнеса, но владелец предложил мне стать управляющим. Фактически это был способ меня удержать.
В работе чужой студии меня много чего не устраивало. Первое, что я сделал в должности управляющего - поменял весь коллектив и набрал свою команду. Я понимал: прежние мастера не будут со мной взаимодействовать как с управляющим, потому что я на их глазах рос. Фамильярность мешала – я уяснил это за первые пару недель.
Я работал в качестве управляющего примерно полтора года, причём делал это фактически за копейки - получал за эту должность всего 10% от чистой прибыли, то есть примерно 30 000 рублей в месяц. Но мне было важно изучить структуру этого бизнеса изнутри, понять, как всё работает.
Главная проблема была в том, что с владельцем студии у нас были разные взгляды на ведения бизнеса. Я заметил, что в каких-то ситуациях наступаю себе на горло, убираю своё «я». Вскоре понял, что нам с этим директором студии и самим заведением уже не по пути.
В начале 2020 года я ушёл из найма. К тому моменту в той студии работали только те мастера, которых я сам нашёл и обучил. Я предложил им искать новую работу или подождать, пока я открою свой проект. Они решили подождать.
Я открывал свой проект Ermaktattoo в период пандемии. Можно сказать, что кризис помог мне с помещением. Я нашёл на CIAN площади, из которых выехала другая тату-студия. Владельцы готовы были сдавать это помещение за любую цену, потому что оно просто простаивало. Мне оно сразу понравилось, как только я туда зашёл. Устроила и цена. Договор аренды составлен на год с фиксированной стоимостью. Сейчас я веду переговоры, чтобы выкупить эти площади.
Вложения в открытие собственной студии составили около 1 млн. рублей личных средств. Я их ещё не окупил, но до этого уже недолго. Студия находится в Таганском районе, около третьего транспортного кольца.
Помещение для студии я нашёл в апреле-мае, а открылись мы в июне, когда сняли режим самоизоляции. В мае я оформился как индивидуальный предприниматель и мог каждый день выписывать себе пропуск на проезд по городу. Я каждый день приезжал в свою студию и делал в ней ремонт. Тут пригодилось моё строительное образование: почти всё я сделал своими руками.
Пока я сидел на самоизоляции, изучал таргетированную рекламу. Если мне нужна была консультация в этом вопросе, звонил знакомым маркетологам и таргетологам. Теперь я запускаю таргет сам, мне это приносит удовольствие. Но если я чего-то не умею, то обращаюсь к профессионалам. В бизнесе рядом должны быть компетентные люди, особенно в тех сферах, где ты сам не силён.
В Ermaktattoo я продолжил развивать свою школу для мастеров. Полностью переписал программу обучения, добавил туда фишки, которых нет ни в одной школе. Они относятся не только к самому процессу нанесения тату: среди моих «предметов» есть также маркетинг, общение с клиентами и продажи. Онлайн-обучения у меня нет – всё-таки здесь нужно показывать технику лично.
Средний чек за одну татуировку в моей студии – 10-12 тысяч рублей. Мы пока не повышаем стоимость услуг. Я считаю нашим плюсом, что люди могут получать качественную услугу по довольно приятным ценам.
Основные статьи затрат студии – расходные материалы, аренда, свет, реклама. В месяц это в сумме получается примерно 400 тысяч рублей. Студия уже вышла на операционную прибыль. Но пока прибыль тратится на дальнейший ремонт и покупку дополнительного оборудования.
Часть нашей прибыли мы направляем на благотворительность: с каждого заказа отчисляем процент в два благотворительных фонда, с которыми я сотрудничаю уже не один год. Это фонд «Мы все из одной глины» супругов Радзинских – они открывают базу для людей с ДЦП и аутизмом, и фонд «Доброе сердце» – для помощи людям с болезнями, требующими дорогостоящего лечения.
Студия Ermaktattoo полностью соблюдает установленные меры и правила по борьбе с коронавирусом. В связи с повышенными мерами безопасности наши расходы на закупку материалов серьёзно выросли. Те же перчатки стали стоить невероятно дорого, а мы всегда, и до пандемии, работали в них. Затраты на антисептики и санитарию увеличились у нас на 40%. Такие суммы для малого бизнеса весьма чувствительны.
Корона-кризис принёс падение спроса тату-салонам – сейчас он гораздо ниже, чем до карантина. Лично у меня примерно в два раза меньше клиентов, чем было прежде. Раньше у меня график был расписан на пару месяцев вперёд, по два клиента в день. Сейчас график не такой «длинный», и я принимаю по два человека не каждый день. Тату не является предметом первой необходимости. У кого-то теперь нет денег на татуировку. Конечно, в такой нелёгкий период развивать бизнес тяжело.
Но мы постепенно подстраиваемся под обстоятельства. Например, вводим онлайн-оплаты и рассрочки. Я их придумал и внедрял, ещё работая в найме. У нас есть такая же система рассрочки, как при покупке телефона или бытовой техники. С нами сотрудничают пять банков. Для предоставления рассрочки им нужен только паспорт заявителя и заявление на предоставление кредита. Мы платим за это банкам небольшую комиссию: для нас это гораздо выгодней, чем совсем терять клиента из-за отсутствия у него денег.
Основная наша аудитория – люди в возрасте от 24 до 45 лет. Более молодые приходят редко. Но среди моих знакомых появляется одна интересная тенденция: они разрешают своим детям-подросткам бить тату. То есть мои клиенты-родители приводят своих детей, которым по 15-17 лет, и я становлюсь семейным тату-мастером!
Клиенты у каждого мастера разные. У меня больше девушек, у сотрудниц-девушек больше клиентов-мужчин.
Тех, кто сожалел о сделанном тату и хотел исправить ситуацию, у меня ни разу не было. Но ко мне нередко приходят переделывать тату после других мастеров, или чтобы скрыть старые тату. Я специализируюсь на «перекрытии» татуировок и шрамов.
Некоторые клиенты – звёзды шоу-бизнеса. Нельзя сказать, что это капризные клиенты. Они, скорее, сложные люди. Но и я тоже сложный человек. Считаю, что почти все по-настоящему талантливые люди – непростые.
Всего в моей команде девять человек, часть из них – на аутсорсе. Это менеджеры по продажам, таргетологи и другие специалисты. В студии работают четыре мастера.
Проблема в том, что не все хотят развиваться. Я хочу, чтобы каждый мастер моей студии был уникален. Я готов помогать другим мастерам в их развитии. Но только тем, кто сам этого хочет – остальные мне неинтересны.
Я продолжаю работать как мастер, но часть своих заказов отдаю другим мастерам. Мне хотелось бы, чтобы все мастера были постоянно заняты. Мы к этому идём.
В моей студии есть уникальная фишка: это я сам. В других студиях такого точно не будет.
Чтобы не пропустить интересную и полезную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш
Telegram-канал,
страницу в Facebook и
канал на «Яндекс.Дзен».