Дело техники: как построить бизнес на спецперевозках и строительстве дорог

Прочтёте за 6 мин.

«Кадровый голод – это общая проблема бизнеса в России, особенно не хватает среднего менеджмента»

IT-инструменты, которые использует Максим Лыков

  • 1С:Бухгалтерия
  • Microsoft To Do
  • Telegram

Компания Instrument Logistic начинала с предоставления на объекты спецтехники – например, для вывоза грунта, песка или щебня. Набравшись опыта, её владельцы решили освоить новое направление – заняться дорожным строительством. Это позволило выйти на более крупных заказчиков и увеличить маржинальность. О том, как прокладывать свой путь в бизнесе, порталу Biz360.ru рассказал Максим Лыков, генеральный директор Instrument Logistic.

Досье

Максим Лыков – 37 лет, сооснователь и генеральный директор транспортно-логистической компании Instrument Logistic. Окончил МГТУ имени Баумана (калужский филиал). Компания Instrument Logistic работает на рынке спецтехники, самосвальных перевозок и дорожного строительства. Максим Лыков принимал участие в строительстве второго этапа Багаевского гидроузла на реке Дон, строительстве первого участка трассы М-12 Москва-Казань, выполнении строительных работ на Солнцевском угольном разрезе в Сахалинской области и на других объектах.

Максим Лыков

Как всё начиналось

В предпринимательстве я со студенческих лет помогал отцу в его деревообрабатывающем бизнесе. Затем работал в логистике, а позже сам стал руководить деревообрабатывающим производством. Цех приносил до одного миллиона рублей чистого заработка в месяц, но я был ограничен рамками и не понимал, как масштабироваться. 

В бизнес по аренде спецтехники меня пригласил партнёр, который к тому моменту уже несколько лет предоставлял услуги по вывозу грунта и нерудных материалов. Моим первым объектом в компании Instrument Logistic должен был стать спорткомплекс «Олимпийский» в Москве, который в рамках реконструкции сносили до основания. Заказчику требовались самосвалы на протяжении полутора лет. 

7 апреля 2020 года мы купили первый самосвал для этого объекта, но приступить к работам не получилось: из-за пандемии коронавируса все стройки были остановлены. Мы не могли допустить, чтобы техника, купленная в лизинг, простаивала. Стали через соцсети искать другие объекты, плюс помогли деловые знакомства моего партнёра в Москве и Подмосковье. С 6 мая наши машины не простаивали.

Instrument Logistic 

На этапе открытия мы использовали как собственные накопления, так и заёмные средства лизинг, краткосрочные и долгосрочные кредиты. Конечно, не обошлось и без серьёзных ошибок. Мы брали технику в лизинг с низкой процентной ставкой и высокими пенями за просрочку уплаты взносов. 

У нас не было хорошей кредитной истории, потому что мы тогда были новичками с маленьким автопарком. Чтобы покупать новую технику, нам приходилось соглашаться на самые жёсткие условия лизинговых компаний. Они не отказывались с нами работать, но учитывали все возможные риски. 

Их условия сильно били по нашим финансам: пени убивали всю выгоду. В итоге мы составили райдер, по которому теперь проверяем условия кредитования. Знаем, какие значения не должна превышать неустойка в договоре должно быть прописано 0,1% в день или ещё меньше, а не 0,5–1%.

Instrument Logistic 

Сейчас лизинг наш основной источник финансирования, хотя кредиты также привлекаем в качестве оборотных средств. За последние два с половиной года мы закупили более 150 единиц техники. При грамотном использовании совокупность этих финансовых инструментов даёт максимальную эффективность для роста. 

Новый вектор

В компании Instrument Logistic со временем пришло понимание: чтобы масштабироваться, необходимо расширять комплекс услуг и добавить ассортимент техники. Когда расширили автопарк, возникла идея попробовать силы в дорожном строительстве. Тогда как раз начали прокладывать скоростную трассу М12 Москва-Казань, и я решил поучаствовать в крупном федеральном проекте. 

Он оказался непростым: на нашем участке было задействовано порядка 90 единиц собственной техники и около 250 человек. За два года мы приняли участие в работах от Москвы до Арзамаса. Этот объект стал катализатором нашего роста.

Instrument Logistic 

Мы с партнёром разделили обязанности: он остался развивать московские объекты, а я ушёл в региональное строительство. В Москве мы наработали хорошую практику за счёт непростого строительного процесса в черте города, с большим количеством пересекающихся коммуникаций, сложным градостроительным планом. Получили колоссальный управленческий опыт, научились подбирать оптимальное количество техники для разных объектов. Я решил, что готов перенести этот опыт и на другие регионы, чтобы уровень стройки там был не хуже. 

Игра вдолгую и по-крупному

Мы оказываем услуги по аренде спецтехники, разрабатываем котлованы, строим дороги и инженерные сети, перемещаем земляные массы. Также занимаемся вертикальным планированием промышленных площадок. Допустим, под строительство выделяется участок в поле, которое имеет геометрические отклонения: где-то земля выше, где-то ниже. Чтобы компенсировать неровности, мы выставляем условный нулевой уровень и ровняем по нему всю площадку. То есть убираем всё лишнее выше нуля и досыпаем в тех местах, где уровень ниже. Таким образом, готовится площадка под дальнейшее строительство зданий. 

Наши заказчики крупные строительные и промышленные компании. Изначально клиентов привлекали разными способами: через группы в социальных сетях, тендерные площадки, контекстную рекламу. Хорошую эффективность показал «Яндекс.Директ», но сейчас от этого инструмента отказались. Специфика нашего бизнеса в том, что основной объём техники может быть задействован на объекте много месяцев, а иногда и лет. По факту мы просто не можем брать заявки, которые генерирует реклама не хватает ресурсов. Мы больше заинтересованы в долгосрочных контрактах, и здесь хорошо работает сарафанное радио.

Instrument Logistic 

Мы постоянно мониторим крупные тендеры и следим за интересными проектами. Например, видим, что какой-то регион начали развивать, планируют строить там дороги или порт. Пытаемся выйти на заказчика через тендерный отдел оставляем свои предложения, пробуем назначить встречу. Крупный бизнес очень хорошо умеет «читать» людей, поэтому рассказывать о себе лучше лично. 

Сейчас мы предоставляем спецтехнику компаниям, которые занимаются добычей полезных ископаемых. Предлагаем обслуживание крупных карьеров по добыче меди, угля и золота. Пока у нас мало прямых контактов, но мы хотим быть полезными в этой сфере. 

Как построено сотрудничество с заказчиками

Мы ведём прозрачный диалог, не «сочиняем сказки» и не рисуем радужную картинку, лишь бы заполучить заказ. Открыто предупреждаем, с чем можем столкнуться в процессе, и объясняем, как будем справляться с возможными трудностями. Обычно девять из десяти встреч заканчиваются договорённостями о сотрудничестве. Иногда во время разговора я понимаю, что не хочу работать с этой компанией. Считаю, что клиентов тоже надо выбирать, и это нормально.

После заключения договора создаётся рабочая группа, определяются требуемые профессионалы для неё инженеры производственно-технического отдела, бригадиры, главный механик, строители. Составляется штатное расписание. Если кого-то не хватает, то привлекаем дополнительных специалистов или передаём задачи на аутсорс. Бывает, в какой-то области у нас недостаёт знаний, тогда мы обращаемся за платными консультациями в проектные институты или инженерные организации. 

Дальше составляется план выполнения работ, готовится и перебазируется техника. Назначается администратор, который приезжает и на месте решает бытовые вопросы: снимает квартиры для сотрудников, находит поблизости оптовые базы топлива и поставщиков смазочных материалов, организовывает доставки.

Отличия от конкурентов

Наша главная суперсила оперативность. Когда заходили на Солнцевское угольное месторождение в Сахалинской области, пообещали заказчикам начать работу в апреле. Они только посмеялись: на дворе уже был февраль, и сроки казались нереальными. Заказчики рассчитывали в лучшем случае на июль. 

Они не знали, что мы уже успели заказать технику и занять места на паромах ещё до того, как подписали договор. Зачем, если контракт ещё не заключен? Мы подробно рассказали заказчикам о своём опыте, в процессе общения поняли, что он их устраивает. И что с вероятностью в 90% нас законтрактуют. Конечно, это был риск, но в бизнесе без интуиции никак. Когда 2 апреля мы действительно вышли на объект, они были приятно удивлены.

Instrument Logistic 

Ещё одно наше преимущество гибкий, нелинейный подход. Если проект требует дополнительного финансирования, а заказчик не готов его обеспечить прямо сейчас, мы не останавливаем работы. Думаем, где можно ужаться или привлечь дополнительные ресурсы на время. Иногда в моменте нужно принять на себя риски, чтобы получить достойный результат.

Контроль качества

Главный параметр, по которому мы оцениваем качество нашей работы, количество единиц техники, вышедшей на линию. Этот показатель не должен быть меньше 96–98% от заявленного нами объёма. От него зависит себестоимость работы, итоговая прибыль и сроки сдачи объекта. 

Существует две стратегии. Первая ставить в приоритет сохранение автопарка и при малейшем повреждении отправлять машину на ремонт. В этом случае есть риски, что мы не выполним необходимый объём в заявленные сроки и, как итог, перестанет генерироваться денежный поток. 

Instrument Logistic

Вторая стратегия гнаться за превышением плана и не проводить своевременно техобслуживание автомобилей. Когда техника изнашивается и ломается, нужны ресурсы на её восстановление. Например, заработали 400 тысяч рублей, а потеряли 200 тысяч из-за того, что машину разбили, и она какое-то время не работает. 

Мы миксуем обе стратегии в зависимости от заказчика, объекта, сроков. В краткосрочных заказах действует одна схема. Если нужно выполнить объём за две недели, то у нас нет времени на обслуживание техники. Важно всё выполнить в сжатые сроки, а уже потом ехать на базу и проводить ремонт. В долгосрочных проектах иначе: здесь ни в коем случае нельзя забывать о техобслуживании, проводить его в соответствии с регламентом. 

Выполнение плана для нас обязательно. И неважно, что водитель не захотел выходить на работу, кто-то с обеда опоздал, не послушал механика и уехал на плохой резине. Больше двух дней простоя в месяц быть не может, иначе компания недозарабатывает. При этом на качестве работы это не сказывается: мы своевременно проводим ТО, на объекты выходит только полностью исправная техника.

Instrument Logistic

Проблемы тоже случаются где-то инструмент недостаточно производительный, где-то водитель не высококлассный, но зато машина всегда на линии. Когда в компании работает 20-40 человек, ты лично можешь контролировать каждый нюанс. С ростом оборотов увеличивается количество бизнес-процессов и людей, которые за них отвечают. Здесь без выстроенной системы не обойтись. Особенно если речь идёт о миллионных сделках.

Мы ведём жёсткое проектное администрирование: у нас прописанная оргструктура, стандарты управляемости и технической поддержки. Для каждого заданного количества оборудования создана техническая база, определён администратор для решения проблем и кадровых вопросов, закреплён бухгалтер для работы конкретно по данному отделу оборудования. Это позволяет быть максимально эффективными.

Экономика проекта

Наше ценообразование можно назвать динамическим. На услугах по аренде спецтехники мы предоставляем рыночные цены с маржинальностью 13–17%. Глобальные проекты со стройкой и генподрядами считаются по сметам со средней нормой прибыли. Однако держать рыночные расценки получается не всегда. В первую очередь рассчитываем, чтобы денег хватило на весь проект. Пусть с небольшой прибылью, но главное не столкнуться с невыполнимыми задачами в процессе. 

Например, затраты на проект могут превысить смету, когда работа оказывается сложнее, чем рассчитывали изначально. На стройке сложно учесть абсолютно все моменты. Допустим, нужно перевезти 100 кубометров материала. В процессе выясняется, что нам для этого требуется более тяжёлая специфическая техника. Мы тратим свои средства и всё выполняем, а уже потом подписываем дефектную ведомость, чтобы заказчик компенсировал нам расходы. 

На такие случаи мы должны иметь финансовый запас, потому что нельзя останавливать работы на стройке и ждать, пока заказчик подпишет все дополнительные документы.

Instrument Logistic

Наиболее маржинальные для нас проекты это стройка, где применяется инженерия, а мы выступаем подрядчиком по объекту. Здесь есть возможность заработать за счёт собственного опыта и применения инноваций. Услуги, которые связаны непосредственно с предоставлением техники, чаще всего низкомаржинальные. Так что мы хорошо зарабатываем, когда полностью берём объект под строительство, с нашими прорабами, инженерами, проектировщиками. Маржа закладывается за счёт умственного труда.

Важнейший инструмент распределения ресурсов с точки зрения экономики нашего бизнеса – планирование. Если есть план на неделю/месяц/квартал, разбиваем его на дневные нормы и стабильно выполняем от них 80–90%. В какие-то дни приходится перевыполнять норму, но при таком подходе высока вероятность закончить вовремя. 

Внешние сложности

На нас очень негативно сказались события в Украине и антироссийские санкции. Во-первых, отрасль всегда испытывает потребность в качественной технике. Сейчас её дефицит ощущается особенно остро. Очень подорожали запчасти, ушли американские и европейские бренды с их суперпроизводительной техникой. 

Раньше мы работали на Scania, сейчас её достать сложно, а если и возможно, то за очень высокую цену, что нерентабельно. Китай заместил некоторые поставки, но полностью проблема не решена, к тому же китайская техника менее надёжная и износостойкая. Это критично, когда работа ведётся в тяжёлых условиях. 

Во-вторых, был отток персонала из-за мобилизации многих военнообязанных специалистов машинистов и водителей. Это особенно критично, когда персонал на 95-97% состоит из мужчин. В целом, кадровый голод это общая проблема бизнеса в России, особенно не хватает среднего менеджмента. 

Что дальше

В наших реалиях сложно думать о будущем. Выбираем более крупные объекты и ждём, когда наладятся поставки запчастей и техники. Когда все эти вопросы решатся, тогда, наверное, и будем строить планы. При оптимистичном раскладе есть задача на ближайшие 7-8 лет наладить полноценные продажи с полностью выстроенной структурой.

Максим Лыков

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

23 октября 2023

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов