Существует мнение, что не стоит открывать бизнес с близкими родственниками и друзьями. Общее дело может разрушить тёплые семейные или дружеские отношения. Виктория Шатаева, врач-стоматолог из Саратова, на своём опыте пытается доказать, что и из правил бывают исключения. Два года назад она открыла частную клинику «Город улыбок» вместе с другом. О том, как общий бизнес не превратить в причину ссор и споров, Виктория Шатаева рассказала порталу Biz360.ru.
Виктория Шатаева – предприниматель из Саратова, соучредитель и главный врач стоматологической клиники «Город улыбок». По образованию стоматолог-терапевт. Работала в найме более 20 лет, была главным врачом в частной клинике. В 2020 году вместе с другом Кириллом Вяльшиным открыла клинику «Город улыбок».
Я открыла бизнес с человеком, с семьёй которого давно дружу. И я, и мой друг Кирилл Вяльшин и его супруга – стоматологи. Я терапевт, Кирилл – ортопед, его жена – хирург. Мы работали в найме в разных клиниках, которые располагались в шаговой доступности друг от друга. У нас были общие пациенты, которые «курсировали» от одного из нас к двум другим врачам: например, полечили зуб у меня, а потом шли за протезированием к Кириллу.
Мы стали задумываться о совместном бизнесе 16 лет назад, но тогда всё уперлось в деньги. Вернее, в их малое количество для открытия собственной стоматологической клиники. У нас был внешний инвестор, готовый дать средства. Но когда мы произвели подсчёты, то поняли, что будем работать фактически на него, а не на себя. Поэтому от идеи своего дела на тот момент отказались.
Но к 2020 году мы уже «наелись» найма. К тому же наши пациенты говорили, что они устали ходить по разным клиникам, чтобы попасть именно к нам. Плюс наши смены не всегда совпадали по времени, и им было неудобно. Мы поняли, что накопили сил, знаний и финансов для своего бизнеса.
В принципе, каждый из нас мог бы открыть свой стоматологический кабинет. Но удобства нашим пациентам это не добавило бы. Плюс нам самим хотелось иметь хорошую клинику с полным циклом услуг.
Конечно, мы знаем, что вести бизнес с друзьями или родственниками не рекомендуется. Даже моя мама говорила: «Зачем вы это делаете? Вы точно поссоритесь». Но мы дружим 25 лет. Понятно, что бизнес мы открываем ради прибыли, и деньги очень важны. И почему мы непременно должны были потерять дружбу, если обо всех сложных моментах можно заранее договориться? Поэтому первое, что мы сделали – договорились договариваться друг с другом.
И выработали правила, которые позволяют нам вести совместный бизнес. Возможно, они будут полезны и другим предпринимателям, у которых есть общий проект с друзьями.
Раньше я работала главврачом в частной клинике, а Кирилл был врачом. Когда встал вопрос о функционале, то было сразу понятно – главврачом могу быть только я. У меня для этого есть нужный диплом и необходимый опыт работы.
Я как главврач «Города Улыбок», отвечаю за лечебный процесс, решаю вопросы, связанные с пациентами и персоналом. Кирилл – финансовый директор, на нём финансы, плюс он участвует в деловых переговорах. Но все управленческие решения мы в любом случае принимаем коллегиально.
В конце каждого дня садимся и обсуждаем возникающие вопросы или сложившуюся ситуацию. Никто из нас не может принять решение без учёта мнения другого совладельца клиники.
На старте никто из нас не знал, как управлять бизнесом. А здесь нужно разбираться в финансах, мотивации персонала, выстраивании отношений с подрядчиками и так далее. Всему приходилось учиться на ходу.
Пока мы работали в клинике вдвоём, всё вроде получалось неплохо. Но когда через полгода после открытия у нас стал появляться персонал, всё стало намного сложнее. Каждый работал, как привык, никто не соблюдал регламенты. С финансами тоже поступали наобум: просчитывали, но «на глаз». В какой-то момент мы поняли, что плывём, но не знаем, в какую сторону. Стали думать, как исправить эту ситуацию, чтобы действительно управлять своим бизнесом.
Начали с персонала, так как именно он приносит деньги. Я прошла полугодовой онлайн-курс у руководителя очень хорошей клиники. Всю полученную информацию внедрила в работу. Потом прошла ещё один курс по работе с персоналом, более глубокий: система тестирования навыков, индивидуальный подход к каждому сотруднику и т.д.
Параллельно искали экспертов с хорошими кейсами по ведению внутриклинической деятельности: документация, учёт, бухгалтерия и т.д. Потом заказали аудит, и нам сказали, что мы в общем всё правильно сделали.
Но сейчас возник новый вопрос. Мы поняли, где можем вырасти, но не знаем, как это сделать. Теперь ищем эксперта, который покажет нам этот путь.
Серьёзных конфликтов у нас не было, потому что к моменту открытия бизнеса мы уже хорошо знали друг друга. Исключением стал лишь этап подготовки клиники к открытию – он как раз пришёлся на пандемию коронавируса. Мы планировали открыть нашу клинику в сентябре, но из-за локдауна и проблем с логистикой сроки ремонта сильно растянулись. Открыться получилось только в декабре.
Мы нервничали, так как в прямом смысле слова остались без денег: вложили в клинику всё, что у нас было. Каждый день простоя был для нас очень чувствительным. И мы на нервной почве начали «закусываться» между собой. Здесь надо отдать должное Кириллу. Он знает мой вспыльчивый характер, и не обижается, когда я повышаю голос. Со своей стороны и я стараюсь держать себя в руках.
Мы договорились, что будем говорить о своих чувствах – и стараемся внимательно относиться к переживаниям друг друга. Если я говорю «Сейчас взорвусь», то Кирилл понимает – мне надо выговориться. Кириллу, наоборот, нужно время, чтобы всё обдумать и высказать свои мысли. Поэтому я не тороплю его с ответом и жду столько, сколько нужно.
Нашему совместному проекту чуть больше двух лет. Мы стараемся, чтобы бизнес не разрушил 25-летнюю дружбу. Поэтому проговариваем все моменты, чтобы никто из нас не думал, будто за его спиной могут быть приняты какие-то решения.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».