Дорасти до сети: что нужно учитывать при масштабировании розничного бизнеса

Прочтёте за 3 мин.

«На этапе запуска и развития новых точек свободные деньги будут постоянно в обороте, и это нормально»

IT-инструменты, которые использует Диана Дудина

  • Flowwow
  • Hoog
  • 2ГИС

Многие предприниматели, управляющие одной розничной точкой, рано или поздно задумываются о масштабировании бизнеса. Но масштабирование – это не копирование работающей модели, а переход на новый уровень управления: с другими процессами, командой и ролью самого руководителя. О том, как грамотно подготовиться к масштабированию и росту количества точек, партнёр сети цветочных студий FMART by flowwow Диана Дудина рассказала Biz360.ru.

Досье

Диана Дудина – предприниматель из Москвы, партнёр сети цветочных студий FMART by flowwow. Кандидат технических наук, более 10 лет работала в международных компаниях, а с 2019 года занимается предпринимательством. В сеть Дианы входит пять розничных точек, одна из них находится в аэропорту Внуково. Ведёт авторский Telegram-канал о работе в цветочной рознице «Диана Дудина | Pro бизнес».

Диана Дудина, основатель сети цветочных магазинов FMART by flowwow

Сигналы к росту

Я владею пятью цветочными студиями в рамках франшизы FMART by flowwow, и мой опыт показывает, что для масштабирования одного желания недостаточно. Я выделяю для себя три основных ориентира, который помогают мне понять, что пришло время двигаться дальше.

  • Финансовая устойчивость. Если первая точка стабильно приносит прибыль и работает в плюс – это сигнал, что бизнес-модель жизнеспособна. Для меня показателем служит маржинальность на уровне 15-20%. Если же ваш текущий бизнес едва выходит в ноль или вообще убыточен, открытие второй точки – большой риск. Гораздо логичнее решить проблемы с первой: сменить локацию, пересмотреть маркетинговую политику, оптимизировать процессы, а уже потом думать о масштабировании. Важно смотреть не только на цифры, но и на общую динамику: как растёт выручка, какие у точки есть резервы. Иногда даже при более скромных показателях понятно, что потенциал у бизнеса высокий и можно двигаться дальше.

  • Вы достигли потолка с текущей точкой. Каждая наша студия имеет свой жизненный цикл: активный рост, замедление и выход на плато. Если вы понимаете, что действующая точка уже показывает максимум для своей локации и ресурсы задействованы в полном объёме, это повод подумать о следующей.

  • Вы готовы делегировать полномочия. Без передачи контроля над рядом процессов (закупки, бухгалтерия, управление персоналом) и делегирования полномочий масштабирование невозможно. Нужно уметь доверять команде и принимать, что какие-то задачи будут выполняться не так, как их сделали бы вы. Для меня это был непростой этап, но именно делегирование позволило идти вперёд.

Масштабироваться можно разными путями: самостоятельно или через франшизу. В моём случае работа в рамках франчайзинговой сети дала ряд инструментов, которые помогли ускорить процесс: геоаналитика для выбора локаций, готовые дизайн-проекты, поддержка в поиске поставщиков и маркетинговые кампании. Всё это снижает риски, но ключевые управленческие решения всё равно остаются за предпринимателем. 

Как выстроить работающую систему

Масштабирование – это переход от отдельного бизнеса к системе. Вот несколько шагов, которые помогли мне на ранних этапах развития сети.

  • Проведите всесторонний аудит вашей действующей точки. Ответьте на вопрос, что именно приносит результат: удачная локация, эффективные каналы продвижения, сильная команда и т.д. Ваши ключевые преимущества обязательно должны быть реализованы в другом филиале. 

  • Перестройте систему закупок. С одной-двумя точками вы можете работать с небольшими локальными поставщиками, но для сети этого недостаточно. Нужны крупные и стабильные поставщики, более выгодные оптовые цены, качественная логистика и система контроля качества. 

  • Оптимизируйте хозяйственную и финансовую деятельность. Бухгалтерия, расчёт зарплат, налогообложение – всё это должно быть переведено на профессиональные рельсы. Помните, что сетевой бизнес – это совершенно другой уровень расчётов и документации. 

  • Наймите качественного управляющего. Невозможно единолично контролировать все процессы в нескольких студиях или розничных точках. При масштабировании всегда возникает необходимость в найме управляющих, которым можно делегировать операционные процессы. Ещё до открытия новой точки нужно найти человека, который сможет ею управлять. 

  • Создайте грамотную систему мотивации персонала. Текучка кадров – распространённое явление практически в любой сфере малого и среднего бизнеса. Во флористике можно нивелировать кадровые потери в одном салоне, но когда у вас несколько студий, постоянный наём и обучение флористов съедают время и ресурсы. Ценные кадры нужно удерживать. Разработайте понятную систему бонусов, карьерного роста и обучения – это очень важно при масштабировании. 

К чему нужно быть готовым

Первое, что нужно иметь в виду – на этапе запуска и развития новых точек свободные деньги будут постоянно в обороте, и это нормально. 

Также не следует ожидать, что после открытия бизнес на новом месте сразу будет приносить сопоставимый доход. Такое тоже случается, но обычно любому новому филиалу требуется определённое время на раскачку.

Для каждой точки должна быть отдельная маркетинговая стратегия. Нельзя продвигать пять студий или магазинов в разных частях города по одному плану. Важно адаптировать маркетинг под конкретный район: будь то реклама в социальных сетях с гео-таргетом, акции для жителей конкретного жилого комплекса или коллаборации с местным бизнесом и блогерами. 

Что даёт масштабирование

Масштабирование требует дополнительных инвестиций, большей ответственности, управленческих навыков и готовности делегировать полномочия, но игра стоит свеч. Если сложить все плюсы и бонусы, то можно выделить три основных преимущества:

  • Рост доходов. Сетевой бизнес – это всегда более высокий оборот и более низкая маржа по сравнению с единичной точкой, но в совокупности доходы от сети будут выше. Особенно если все точки развиваются успешно и не требуют больших финансовых вложений. 

  • Диверсификация рисков. Сетевой бизнес считается более устойчивым и защищённым. Если одна точка в каком-то месяце «просела», другие её поддержат. В случае с единичным бизнесом на это рассчитывать уже нельзя. 

  • Более высокий уровень свободы. Сеть позволяет владельцу делегировать операционные задачи и уделять больше времени развитию, новым проектам или даже себе.

Масштабирование – это всегда новый уровень ответственности и новый уровень возможностей. Сам по себе рост не превращает предпринимателя в супергероя, зато помогает выстроить команду, которой можно доверять, и создать бизнес, работающий устойчиво и без ежедневного «ручного» управления. 

В этом и есть настоящая ценность сети: она даёт предпринимателю опору, свободу для развития и уверенность, что бизнес способен расти вместе с его амбициями.

Диана Дудина, основатель сети цветочных студий FMART by flowwow

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

25 сентября 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов