Многие собственники бизнеса и руководители испытывают сейчас огромное давление. Они столкнулись с целым комплексом проблем, многие из которых оказались им незнакомы. О том, как реагировать на стресс, связанный с бизнесом или работой, в своей книге «Лидер 3.0» рассказали бывшие топ-менеджеры Джим Маккормик, Лорен Белкер и Гэри Топчик. С разрешения издательства «АСТ», издавшего эту книгу, мы публикуем несколько важных рекомендаций из неё.
Многие начинающие руководители уверены, что должны организовать свою рабочую жизнь таким образом, чтобы в ней не было места стрессу. Но стресса не избежать. Рано или поздно его испытывают все. Главное – правильно реагировать. Постоянно контролировать всё вокруг невозможно. Хотя управлять своими эмоциями и отношением к происходящему под силу каждому.
Поводов для стресса на работе бессчётное множество. Люди по-разному реагируют на возникающие сложности. Всё, что отрицательно сказывается на нашем физическом или психическом состоянии, ведёт к стрессу. Вот несколько типичных источников стресса на рабочем месте:
-
отсутствие указаний или противоречивые указания начальства/собственника бизнеса;
-
программный сбой;
-
постоянные заминки, помехи;
-
постоянная смена приоритетов;
-
смена высшего руководства;
-
слияние;
-
оптимизация;
-
реорганизация;
-
организационная политика;
-
нехватка времени;
-
высокие требования к работе;
-
неумение распределять время;
-
смешивание личной жизни и работы;
-
сверхурочная работа в течение продолжительного времени.
Не исключено, что вы тоже можете попасть в одну из таких ситуаций.
Интересный факт о стрессе, от которого вам станет немного легче: то, что в начале карьеры или работы провоцирует стресс, со временем и с опытом становится рутиной. Такой феномен только доказывает, что всё дело в нашем отношении и неопытности, которые мешают спокойно разобраться в ситуации. Казалось бы, ничего сложного, но факт остается фактом.
Вспомните те дни, когда вы только сдали на права и ещё учились водить автомобиль. Первое время садиться за руль было страшновато. Но ваш водительский стаж рос, и постепенно автомобиль и дорога стали чем-то естественным; сесть за руль – всё равно что почистить зубы. Но ничего ведь не изменилось, вы просто стали опытнее и стали по-другому относиться к ситуации.
То, как вы справляетесь со стрессовыми обстоятельствами, отражается на вашем стиле управления. Некоторые руководители погружаются в свои мысли. Хмурят лоб. Молчат. К сожалению, такое поведение отражается на настроении окружающих, причём не лучшим образом. И наоборот, руководитель, способный смеяться перед лицом неприятностей, вселяет уверенность в своих подчинённых и придаёт им силы.
Когда человек встревожен и напряжён, ему очень сложно сосредоточиться и подумать, поэтому подобная реакция только усугубляет дело. Всё становится трагичнее вдвойне. Во-первых, ситуация и так стрессовая, а во-вторых, начиная нервничать, вы теряете возможность разрешить её благополучно. В-третьих, вы понимаете, что о вас будут судить по тому, как вы справитесь с проблемой, отчего давление возрастает ещё больше.
Уговаривать себя расслабиться – всё равно что советовать кому-то не беспокоиться. Сказать проще, чем сделать. Некоторые считают, что сложности закаляют человека. Помните такое выражение – «дорогу осилит идущий»? Так оно и есть, только сначала придётся побороть страх перед стрессовыми ситуациями. Бояться – всё равно что медленно переливать стресс через очень узкую воронку.
Чтобы преуспеть, надо перевести страх в задачу. Мы подготовили семь советов для тех руководителей, которым время от времени или постоянно приходится работать в условиях стресса.
-
Не усугубляйте. Не паникуйте и не действуйте импульсивно. Сделаете только хуже.
-
Передохните. Сделайте несколько глубоких вдохов и попытайтесь расслабиться. Говорите медленно, даже если хочется кричать. Ваше спокойствие передастся окружающим: «Он не теряет голову, и мне не следует».
-
Начинайте с главного. «Сожмите» проблему до двух-трёх болевых точек, на которые можно воздействовать прямо сейчас и тем самым выиграть время. Так вы сможете не торопясь всё обдумать и приступить к нейтрализации главной беды.
-
Распределяйте нагрузку. Решайте проблему по частям: передайте три или четыре задания членам своей команды, а затем объедините их.
-
Обратитесь за советом. Поинтересуйтесь, что о проблеме думают рассудительные коллеги не из ближайшего окружения и опытные сотрудники.
-
Не теряйте самообладания. Подумайте о проблеме, а не о своей реакции на неё.
-
Визуализируйте мудрость. Представьте, что вы актёр и играете мудрого, спокойного и решительного лидера. Постарайтесь полностью вжиться в роль, и очень скоро игра превратится в реальность.
Подробнее о том, как в современном мире стать эффективным руководителем, читайте в книге «Лидер 3.0».
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».