В 2014 году у Дмитрия Преснякова рухнул торговый бизнес с миллионными оборотами. В тот момент предприниматель остался с пустыми карманами и семью грузовыми фургонами, за которые надо было регулярно делать лизинговые платежи. Можно было сдать их в лизинговую компанию и тем самым «обнулить» старый бизнес. Но Дмитрий выбрал другой путь – и сегодня его прокатная фирма генерирует десятки миллионов рублей оборота. О том, как заработать на прокате фургонов и минивэнов, порталу Biz360.ru рассказал основатель компании «Грузпрокат» Дмитрий Пресняков.
Дмитрий Пресняков, 34 года, предприниматель из Москвы, основатель компании по прокату грузовых автомобилей и минивэнов
«Грузпрокат». Окончил юридический факультет Нового гуманитарного университета. Компанию «Грузпрокат» основал в 2014 году. Женат, воспитывает дочь.
Детство Дмитрия пришлось на 90-е. Вокруг все зарабатывали деньги. Дмитрий в двенадцать лет мыл машины. Потом перешёл к оптово-розничным продажам. «Покупал коробку мороженого в ларьке недалеко от дома, ехал через Москву и продавал на Черкизовском рынке с накруткой в сто процентов. Я вообще генератор идей как заработать денег», - смеётся Дмитрий.
В десятом-одиннадцатом классе Дмитрий зарабатывал уже не на мороженом, а как посредник. В начале двухтысячных в Москве активно строились павильоны и торговые центры у метро, в которых базировались магазины сотовых телефонов, фастфуд, обменники. «Я выступал как агент: подбирал помещения, был посредником между теми, кто хотел открыть свой отдел, и людьми, которые сдавали помещения в аренду», - рассказывает Дмитрий.
Кстати, эта работа отчасти сыграла свою роль при поступлении в вуз - Дмитрий выбрал юридический факультет Нового гуманитарного университета: «Я продолжал работать посредником и понимал необходимость юридических знаний». Грызть гранит науки пришлось с перерывами – после первого курса Дмитрия призвали в армию. Он отслужил в пограничных войсках, вернулся, восстановился в вузе. И уже на третьем курсе открыл юридическую компанию, занимавшуюся регистрацией юрлиц и консультациями граждан.
На пятом курсе Дмитрий организовал юридическое бюро «Тори». Вообще, тори – название консервативной части английского парламента. Но тут всё было проще: Тори звали щенка той-терьера, которого завели Дмитрий и его будущая жена Инга. Кстати, юридическое бюро «Тори» существует до сих пор.
К идее проката грузового транспорта Дмитрий пришёл после крутых виражей в бизнесе. «В 2005 году после принятия федерального закона №94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» закупки для бюджетных организаций стали проводить через торги и конкурсы, централизованно. В 2012 году мы с женой организовали торговую компанию по комплексному обеспечению организаций товарами народного потребления. Работали с детскими садами, школами, поликлиниками - снабжали их канцелярией, бытовой химией, мебелью», – рассказывает Дмитрий.
Для такой работы требуется транспорт. Сначала пользовались услугами транспортных компаний, но быстро обнаружилось, что расходы на логистику съедали очень большую долю прибыли. Тогда взяли в лизинг семь автомобилей Peugeot Boxer и Citroen Jumpy с цельнометаллическими фургонами. Так как предполагалось эти машины выкупить, то «относились к ним как к своим»: сиденья в чехлах, хорошие аудиосистемы…
Работа с бюджетом подразумевает, что товар ты отгружаешь сегодня, а расчёт в лучшем случае получаешь через тридцать-сорок дней. Соответственно, для работы требуются большие оборотные средства. Но и в этом случае тебе отгружают товар «под честное слово», и ты отдаёшь товар «под честное слово». В такой схеме очень важна стабильность в экономике. А стабильности в нашей стране как раз и не хватает.
«Мы хорошо развивались, вышли на приличные объёмы и обороты. Но потом экономическая ситуация в стране начала по нам очень сильно бить. Центробанк один за другим закрывал коммерческие банки. Банк, в котором мы обслуживались, попал в какие-то непонятные списки. Ничто не предвещало краха, но в один прекрасный день их лишили лицензии и у нас там зависли большие суммы.
Более того, на наш счёт в этом банке продолжали поступать деньги за выполненные договоры. Других денег мы тогда не имели - были тогда не настолько опытны, как сейчас, обслуживались в одном банке, а не в нескольких. Ситуация выходила из-под контроля. Пришлось искать связи, знакомства. Нелегко, но мы выбили возврат средств, большую часть денег получилось перевести на другой счёт. На момент блокировки на счёте находилось около 20 миллионов рублей, а когда выводили, уже около пятидесяти», – вспоминает Дмитрий.
Три четверти этих денег составляли долги перед поставщиками, которые писали страшные письма и грозили судом. Также требовались деньги на аренду, на зарплату, на лизинговые платежи. Разрешение кризисной ситуации стоило больших нервов. Сейчас Дмитрий признаёт: «Это был первый сигнал, чтобы призадуматься. Но мы не призадумались. Когда вылезли из этой ситуации, продолжили работать в той же сфере. И в 2014 году нас накрыло второй волной...»
В 2014 году цена доллара подскочила вдвое. В результате подорожало всё. Но госконтракты уже заключены и их надо выполнять по прописанным в них ценам.
«Ситуация была очень тяжёлая. В контракте пачка бумаги по поставке стоит, например, 98 рублей, а она уже в закупке у производителя 110 рублей. Пришлось придумывать выходы. Реструктуризировались, распустили всех менеджеров с трёхмесячной выплатой зарплаты, стали закрывать текущие договоры, новые не заключали. Чтобы справиться с ситуацией, выйти в ноль, мы вложили всё, что заработали до этого.
В течение 2014 года мы закрыли все свои сделки, рассчитались со всеми контрагентами. В итоге получили хороший опыт антикризисного менеджмента, но денег – ноль. Вышли с чистой репутацией и пустыми карманами. И это при обороте в 70-80 млн. рублей в месяц», - подытоживает Дмитрий.
Единственное, что оставалось от компании – те самые семь фургонов Peugeot Boxer и Citroen Jumper с лизинговыми договорами на три года.
«Лизинговые платежи надо производить, а деятельности мы никакой не вели. Встал вопрос, что делать с ними дальше. Были мысли эти машины просто вернуть – сделать перерасчёт, и покончить с этим. Но тут мы подумали... Мы же периодически сами искали - то машину с водителем, то машину без водителя. Я сам иной раз садился на доставку. Транспорта не хватало, мы очень активно развивались. То есть, мы сами пользовались услугами прокатных машин. А теперь, имея технику, решили – почему бы не попробовать самим?» Так и родилась идея нынешнего бизнеса Дмитрия Преснякова.
Он изучил рынок. «Это была осень 2014 года. Легковые прокаты тогда хорошо развивались, а грузовых на всю Москву – один-два. Да ещё со старым автопарком – машины старше пяти-семи лет, в основном «Газели», «Бычки» – ненадёжные, некомфортные. Ниша, в общем-то, пустовала», – рассказывает Дмитрий.
Он проплатил на полгода вперёд лизинговые платежи - создал «подушку безопасности». Перерегистрировал юридическое лицо – торговая фирма стала транспортной компанией. Заказал сайт. В целом с расходами на первоначальную рекламу стартовые затраты составили около 200 тысяч рублей.
«Я сам сидел на телефоне, принимал звонки, общался с клиентами, бронировал машины. Сам и ездил – поначалу водителей не хватало. Да и для понимания всех нюансов это было хорошо», – говорит Дмитрий.
«Мы позиционируемся как прокат под водительскую категорию «В»: любой человек, имеющий водительское удостоверение и которому надо что-то перевезти, может взять нашу машину в аренду. Поэтому у нас автофургоны - грузовиков с кузовом нет. Машины застрахованы по КАСКО.
Все машины иностранные – Peugeot, Citroen, Ford. Из отечественных – только Lada Largus. Мы пробовали «Газели», но они не настолько надёжны, очень быстро приходят в негодность - при пробеге в 50-60 тысяч километров начинаются проблемы по двигателю и другим узлам.
Если говорить о том, как клиенты узнают о нас, то в самом начале мы использовали «Яндекс.Директ». Сделали сайт, моделировали рекламные запросы. Сейчас рекламные каналы разные. Директ остался, но уже очень много постоянных клиентов, с некоторыми сотрудничаем много лет. Поэтому работает сарафанное радио. А ещё интернет - сайт, соцсети. Трудно разобраться, откуда сколько, но поток постоянный и непрерывный.
Клиенты – самые разные. Есть маленькие компании, есть и крупные, для которых «Грузпрокат» выступает как управляющий автопарком. Много физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
В день поступает до семидесяти звонков. Из них заказами становятся около половины. Такого, чтобы сегодня позвонил и сегодня поехал, у нас нет - машины расписаны на три-пять дней вперёд.
Наши условия: клиент обязательно должен быть гражданином РФ. Лицам, прописанным на территории Москвы и Московской области, машины предоставляем в аренду без залога. Для иногородних имеется залог. Мы нередко отказываем. Есть люди, которым мы по ряду факторов не выдаём машины. Проверяем человека по общедоступным базам – чтобы не было долгов по приставам и т.д. Анализируя эти данные, мы решаем, выдавать машину или нет.
Перемещение автомобиля отслеживается, установлены спящие маяки. Не могу раскрывать всех подробностей, но есть возможность блокировки автомобиля в любой точке мира.
Конечно, поначалу мы не всё могли предусмотреть. Из-за недоработки договоров какие-то случаи выходили нам в убыток. Случалось много конфликтных ситуаций. Проехали люди от Москвы до Краснодара и обратно, возвращают машину - в салоне натоптано, шелуха от семечек. А у нас условие в договоре – мы выдаём машину чистую с полным баком, и вернуть надо чистый автомобиль с полным баком.
Но сейчас уже есть у людей понимание, что, если это фургон, взятый в прокат, не надо ездить на нём 150 км в час по ямам и бордюрам. Люди ездят аккуратно. Те, кто пользуются этой услугой, понимают, что вернутся сюда», - рассказывает Дмитрий Пресняков.
В грузовом автопрокате имеется своя сезонность, причём, у клиентов-физических лиц сезонность одна, а у клиентов-юридических лиц – другая. «Физические лица – лето, весна. Переезды на дачу, отпуски, путешествия. Юридические лица активны в будние дни, перед большими праздниками, особенно сильная активность с ноября по декабрь. Немало предпринимателей занимаются сезонным бизнесом - фейерверки, ёлки, ёлочные игрушки - им невыгодно иметь свой автопарк. Перед 8 марта оживает цветочный бизнес», – рассказывает Дмитрий Пресняков.
Максимальный срок аренды авто – год, и у «Грузпроката» есть такие контракты: некоторым компаниям проще арендовать авто, чем покупать.
География – вся Россия, и даже дальше. Так, с 2015 года компания предоставляет свои машины как техобеспечение для ралли «Париж-Дакар», ещё один постоянный клиент – ралли «Москва-Пекин-Москва».
«Но самый необычный заказ – отвезти раритетное фортепиано из Москвы в Биробиджан, в Дом культуры. Это около 7 тысяч километров. Зима, а задачу нам поставили, чтобы в фургоне была плюсовая температура. Мы утеплили кузов - и доставка прошла успешно», - рассказывает Дмитрий Пресняков.
Предоставляемый в аренду транспорт делится на категории: грузовой, малотоннажный и минивэны. Грузовой – это фургоны Peugeot Boxer, Ford Transit, Fiat Dukato. Стоимость аренды обойдется в сутки от 3500 до 4100 рублей. Малотоннажные автомобили – Lada Largs, Peugeot Partner, Citroen Berlingo, Citroen Jampy. Стоимость аренды – от 1900 до 3200 рублей. Минивэны – Citroen Spacetourer, их стоимость аренды – от 6600 рублей. Чем больше срок аренды, тем ниже цена за сутки. При необходимости в прокат можно взять и прицепы.
-
Квартальный оборот компании составляет 18-22 млн. рублей, в год получается около 90 миллионов. Прибыль - 23-27 процентов от оборота.
-
Сейчас компания «Грузпрокат» – это 142 автомобиля разных марок и моделей. Из них около 45 процентов в лизинге, остальные – в собственности, и собственный автопарк постоянно растёт: «Каждый месяц что-то выкупаем», – говорит Дмитрий.
-
Такой солидный автопарк потребовал открытия своего сервиса для мелкого ремонта и техобслуживания. И теперь в компании работает около шестидесяти человек, из них водителей - около сорока.
-
В Москве у «Грузпроката» два пункта выдачи – в Восточном и Западном округах. Недавно начал работу пункт выдачи в Сочи, где в аренду предоставляются минивэны.
Дмитрий пытался искать новые ниши, но в одном случае спрос и предложение не совпали.
«Мы хотели развивать аренду домов на колёсах. Мониторили рынок, но поняли, что это сезонно, очень узкий сектор, очень долгоиграющая история, не так быстро окупается, и отложили пока эту идею», - рассказывает основатель компании «Грузпрокат».
В другом случае Дмитрий правильно вычислил перспективную нишу, но не хватило собственного ресурса. «В 2017 году я вёл переговоры с представительством компании Ford в России о создании сервиса грузового каршеринга. Не всем нужен фургон на сутки – кому-то достаточно двух-трёх часов. В каршеринге цена аренды считается поминутно. На одной машине они могут заработать в день столько, сколько я зарабатываю за три дня.
Но к этой теме просто так не подступишься. Это другое оборудование в машине, другая система контроля. И с парком в сто машин там делать нечего - на Москву требуется хотя бы 500-600 машин, которые следует рассредоточить по городу, машины должны быть в пешей доступности. Ради часа аренды человек с одного конца Москвы на другой не поедет. В общем, пока я искал точки соприкосновения с компанией Ford, такой гигант как «Яндекс» меня опередил – и запустил грузовой каршеринг», – досадует Дмитрий Пресняков.
В статье использованы фото проекта «Сбербанк для бизнеса».
Читайте также:
Бизнес на двух колёсах: как заработать на умном прокате самокатов.
Салон красоты для авто: что такое детейлинг и как на нём заработать.
Как из увлечения путешествиями появился бизнес по продаже автокемперов.