Логистика играет важную роль в деятельности многих компаний. Доставка товаров, сырья и материалов существенно влияет на конечную стоимость продукта и финансовые показатели бизнеса. Поэтому для компании важно постоянно искать способы удешевить логистику без потери качества. О том, как оптимизировать транспортные расходы бизнеса, порталу Biz360.ru рассказал Виктор Евлашкин, заместитель генерального директора компании «Фура».
Виктор Евлашкин – 39 лет, зам. генерального директора логистического сервиса «Фура». Окончил Донской государственный технический университет и Южный федеральный университет, имеет степень MBA. Более 15 лет работал на топ-позициях в компаниях Bershka (Inditex), Ostin (ГК «Спортмастер»), SimpleWine (Simple Group). В 2023 году присоединился к команде «Фура».
Маршруты доставки в коммерческих компаниях организуются в соответствии с транспортным планом с учётом потребностей отдела продаж, причём в зависимости от размера бизнеса эти процессы могут сильно различаться.
Как правило, малый бизнес отталкивается от потребности «здесь и сейчас» и может использовать SPOT-перевозки от подрядчика – разовые и очень срочные. У крупного бизнеса же более долгосрочное и точное планирование, так как требуется выстроить более сложные логистические цепочки.
Крупные компании могут использовать в качестве инструмента поисков подрядчика долгосрочные тендеры, а также иметь собственный (или арендованный) автопарк. Это дороже, чем отдать логистику на аутсорс полностью, но зато снижает риски срывов и перебоев, поэтому многие компании используют гибридную схему, что дополнительно усложняет планирование маршрутов.
Рассмотрим различные способы оптимизации расходов на логистику в каждом из них.
Небольшие компании-грузоотправители для своих нужд привлекают транспортные компании напрямую. Чтобы найти лучшую цену, можно использовать специализированные площадки – своеобразные «маркетплейсы» для грузовых перевозок. Однако важно помнить, что в этом случае есть ряд потенциальных угроз, которые нужно учитывать:
-
Площадки не занимаются проверками и отбором надёжных подрядчиков: они просто предоставляют информацию, и все риски ложатся на грузоотправителя.
-
Подрядчик может выставить завышенную цену, и в ситуации острой необходимости грузоотправителю придется на неё согласиться.
-
С другой стороны, при подозрительно низкой цене качество услуги может страдать, а также есть риск потери (или похищения) груза, который, в случае малого бизнеса, может поставить под угрозу существование предприятия.
-
При попытке торговаться и искать альтернативные варианты уходит время, и это может привести к потере клиента.
Чтобы избежать этих проблем, логистам компании нужно обладать экспертизой и пониманием адекватных цен на рынке. Понятно, что в рамках небольшого предприятия часто нет внутренних ресурсов анализировать рынок, а иногда даже нет возможности собирать и собственные данные. Выходом здесь может быть передача части функций на аутсорс или интеграция цифровых решений. Например, существует сервис «Фура.Пульс», который обрабатывает данные по реальным сделкам с собственных и партнёрских площадок (это более 150 тысяч сделок ежемесячно) и рассчитывает цены суммарно по 15 млн. вариантов направлений.
При более высоких объёмах перевозок, не разовых поездках, у компании есть возможность сокращать издержки за счёт оптимизации маршрутов:
-
загружать транспорт на обратном пути из точки выгрузки;
-
совмещать несколько направлений;
-
составлять более сложные маршруты, снижая тем самым время простоя.
Для этого нужно постоянно собирать, обрабатывать и анализировать данные по своим перевозкам и находить оптимальные решения. Для этого используются транспортные системы управления (TMS) – такие инструменты, как «Маппа: монитор логиста» и «Мегалогист TMS», интегрирующиеся с 1С, или Pooling Plus, облачный сервис, предоставляемый по подписке. При необходимости следить за транспортными средствами в реальном времени и корректировать сложные маршруты есть смысл внедрять GPS-трекеры и телематику.
За последние два года на рынке перевозок произошли серьёзные изменения – значительно повысилась изменчивость факторов, влияющих на стоимость перевозки. Рыночная тенденция состоит в том, что для компаний, работающих по системе тендеров или долгосрочных договоров, частота обновления тарифов повышается, и долгосрочных контрактов становится всё меньше. И здесь открывается возможность диверсифицировать портфель контрагентов-перевозчиков, чтобы создать конкуренцию и выбирать лучшие тарифы. Главное – учитывать риски потери качества сервиса.
Здесь нужно отметить, что сегодня на рынке наблюдается дефицит водителей. Это провоцирует не просто рост цен, но и их высокую волатильность – на пиках спроса цена на перевозки меняется непредсказуемо. Это нужно учитывать при долгосрочном планировании бюджета.
У многих компаний есть собственный автопарк, и в непиковые периоды он простаивает. Или происходит так: транспорт доставляет товар в отдалённую локацию, а возвращается обратно пустой. Чтобы использовать весь потенциал собственного автопарка, компания может загружать его, привлекая сторонних клиентов.
Понятно, что это требует выделения определённых внутренних ресурсов. Часто сотрудники занимаются этим «вручную»: заходят на площадки потенциальных клиентов, просматривают их, ищут рейсы и одновременно подбирают подходящий транспорт. Логично предположить, что технологичные сервисы могут делать это дешевле и эффективнее.
Например, есть инструмент «ФУРА. Автоторги», который недавно получил свидетельство о государственной регистрации в России: по заданным параметрам (время и место загрузки и выгрузки, тип транспортного средства, диапазон цен) алгоритм автоматически подбирает подходящие лоты на торговых площадках партнёров, выкупает и передает в ERP-систему клиента. Первым клиентом стала наша собственная логистическая компания, и за год мы уже увидели отличные результаты: алгоритм делает в восемь раз больше ставок в сравнении с логистом, при этом конверсия в выгоду выше в четыре раза.
Оптимизируя расходы на перевозки, необходимо сохранять здравый смысл: есть аспекты, на которых категорически нельзя экономить.
-
В первую очередь, нельзя экономить на безопасности и проверках контрагентов. Можно попасть на мошенников или неблагонадёжных подрядчиков, из-за которых возникнут налоговые и прочие риски. Это потенциальный «чёрный лебедь», который может поставить под угрозу весь бизнес.
-
Во-вторых, нельзя экономить на качестве. Понятие качества сервиса для всех компаний разное – оно определяется принятым SLA, но чаще всего это своевременность доставки. Нарушение дедлайна может повлечь отток клиентской базы, который не перекроется потенциальной экономией на перевозках и в итоге повлечёт сильный негативный экономический эффект.
Итак, пути оптимизации затрат на логистику существуют в компаниях любого размера, главное – учитывать возможные риски и принимать взвешенные решения, опираясь на понимание ситуации на рынке грузоперевозок.
Большой потенциал в экономии на логистике для бизнеса – в оптимизации внутренних процессов за счёт замещения ручного труда современными цифровыми решениями.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».