Экономия без потери качества: как компании оптимизировать расходы на логистику

Прочтёте за 3 мин.

Рекомендации Виктора Евлашкина

IT-инструменты, которые использует Виктор Евлашкин

  • Фура.Пульс
  • Мегалогист TMS
  • Pooling Plus

Логистика играет важную роль в деятельности многих компаний. Доставка товаров, сырья и материалов существенно влияет на конечную стоимость продукта и финансовые показатели бизнеса. Поэтому для компании важно постоянно искать способы удешевить логистику без потери качества. О том, как оптимизировать транспортные расходы бизнеса, порталу Biz360.ru рассказал Виктор Евлашкин, заместитель генерального директора компании «Фура».

Досье

Виктор Евлашкин – 39 лет, зам. генерального директора логистического сервиса «Фура». Окончил Донской государственный технический университет и Южный федеральный университет, имеет степень MBA. Более 15 лет работал на топ-позициях в компаниях Bershka (Inditex), Ostin (ГК «Спортмастер»), SimpleWine (Simple Group). В 2023 году присоединился к команде «Фура».

Виктор Евлашкин

Как составляется маршрут перевозки  

Маршруты доставки в коммерческих компаниях организуются в соответствии с транспортным планом с учётом потребностей отдела продаж, причём в зависимости от размера бизнеса эти процессы могут сильно различаться. 

Как правило, малый бизнес отталкивается от потребности «здесь и сейчас» и может использовать SPOT-перевозки от подрядчика – разовые и очень срочные. У крупного бизнеса же более долгосрочное и точное планирование, так как требуется выстроить более сложные логистические цепочки. 

Крупные компании могут использовать в качестве инструмента поисков подрядчика долгосрочные тендеры, а также иметь собственный (или арендованный) автопарк. Это дороже, чем отдать логистику на аутсорс полностью, но зато снижает риски срывов и перебоев, поэтому многие компании используют гибридную схему, что дополнительно усложняет планирование маршрутов. 

Рассмотрим различные способы оптимизации расходов на логистику в каждом из них. 

Способ №1: экономия на стоимости перевозки

Небольшие компании-грузоотправители для своих нужд привлекают транспортные компании напрямую. Чтобы найти лучшую цену, можно использовать специализированные площадки – своеобразные «маркетплейсы» для грузовых перевозок. Однако важно помнить, что в этом случае есть ряд потенциальных угроз, которые нужно учитывать: 

  • Площадки не занимаются проверками и отбором надёжных подрядчиков: они просто предоставляют информацию, и все риски ложатся на грузоотправителя.

  • Подрядчик может выставить завышенную цену, и в ситуации острой необходимости грузоотправителю придется на неё согласиться.

  • С другой стороны, при подозрительно низкой цене качество услуги может страдать, а также есть риск потери (или похищения) груза, который, в случае малого бизнеса, может поставить под угрозу существование предприятия.

  • При попытке торговаться и искать альтернативные варианты уходит время, и это может привести к потере клиента. 

Чтобы избежать этих проблем, логистам компании нужно обладать экспертизой и пониманием адекватных цен на рынке. Понятно, что в рамках небольшого предприятия часто нет внутренних ресурсов анализировать рынок, а иногда даже нет возможности собирать и собственные данные. Выходом здесь может быть передача части функций на аутсорс или интеграция цифровых решений. Например, существует сервис «Фура.Пульс», который обрабатывает данные по реальным сделкам с собственных и партнёрских площадок (это более 150 тысяч сделок ежемесячно) и рассчитывает цены суммарно по 15 млн. вариантов направлений. 

Способ 2: оптимизация маршрутов

При более высоких объёмах перевозок, не разовых поездках, у компании есть возможность сокращать издержки за счёт оптимизации маршрутов: 

  • загружать транспорт на обратном пути из точки выгрузки;

  • совмещать несколько направлений;

  • составлять более сложные маршруты, снижая тем самым время простоя. 

Для этого нужно постоянно собирать, обрабатывать и анализировать данные по своим перевозкам и находить оптимальные решения. Для этого используются транспортные системы управления (TMS) – такие инструменты, как «Маппа: монитор логиста» и «Мегалогист TMS», интегрирующиеся с 1С, или Pooling Plus, облачный сервис, предоставляемый по подписке. При необходимости следить за транспортными средствами в реальном времени и корректировать сложные маршруты есть смысл внедрять GPS-трекеры и телематику. 

Способ 3. конкуренция подрядчиков

За последние два года на рынке перевозок произошли серьёзные изменения – значительно повысилась изменчивость факторов, влияющих на стоимость перевозки. Рыночная тенденция состоит в том, что для компаний, работающих по системе тендеров или долгосрочных договоров, частота обновления тарифов повышается, и долгосрочных контрактов становится всё меньше. И здесь открывается возможность диверсифицировать портфель контрагентов-перевозчиков, чтобы создать конкуренцию и выбирать лучшие тарифы. Главное – учитывать риски потери качества сервиса. 

Здесь нужно отметить, что сегодня на рынке наблюдается дефицит водителей. Это провоцирует не просто рост цен, но и их высокую волатильность – на пиках спроса цена на перевозки меняется непредсказуемо. Это нужно учитывать при долгосрочном планировании бюджета. 

Способ 4: дозагрузка собственного автопарка

У многих компаний есть собственный автопарк, и в непиковые периоды он простаивает. Или происходит так: транспорт доставляет товар в отдалённую локацию, а возвращается обратно пустой. Чтобы использовать весь потенциал собственного автопарка, компания может загружать его, привлекая сторонних клиентов. 

Понятно, что это требует выделения определённых внутренних ресурсов. Часто сотрудники занимаются этим «вручную»: заходят на площадки потенциальных клиентов, просматривают их, ищут рейсы и одновременно подбирают подходящий транспорт. Логично предположить, что технологичные сервисы могут делать это дешевле и эффективнее. 

Например, есть инструмент «ФУРА. Автоторги», который недавно получил свидетельство о государственной регистрации в России: по заданным параметрам (время и место загрузки и выгрузки, тип транспортного средства, диапазон цен) алгоритм автоматически подбирает подходящие лоты на торговых площадках партнёров, выкупает и передает в ERP-систему клиента. Первым клиентом стала наша собственная логистическая компания, и за год мы уже увидели отличные результаты: алгоритм делает в восемь раз больше ставок в сравнении с логистом, при этом конверсия в выгоду выше в четыре раза. 

На чём нельзя экономить в логистике

Оптимизируя расходы на перевозки, необходимо сохранять здравый смысл: есть аспекты, на которых категорически нельзя экономить. 

  • В первую очередь, нельзя экономить на безопасности и проверках контрагентов. Можно попасть на мошенников или неблагонадёжных подрядчиков, из-за которых возникнут налоговые и прочие риски. Это потенциальный «чёрный лебедь», который может поставить под угрозу весь бизнес.

  • Во-вторых, нельзя экономить на качестве. Понятие качества сервиса для всех компаний разное – оно определяется принятым SLA, но чаще всего это своевременность доставки. Нарушение дедлайна может повлечь отток клиентской базы, который не перекроется потенциальной экономией на перевозках и в итоге повлечёт сильный негативный экономический эффект. 

P.S.

Итак, пути оптимизации затрат на логистику существуют в компаниях любого размера, главное – учитывать возможные риски и принимать взвешенные решения, опираясь на понимание ситуации на рынке грузоперевозок. 

Большой потенциал в экономии на логистике для бизнеса – в оптимизации внутренних процессов за счёт замещения ручного труда современными цифровыми решениями.

Logistics

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-каналстраницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».

24 июля 2024

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

  • Задайте вопрос
    по автоматизации бизнеса

    Наши эксперты ответят на вопросы по автоматизации бизнеса


    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов