В 2025 году произошло достаточно большое количество законодательных изменений, касающихся тех или иных аспектов онлайн-бизнеса. При этом за многие нарушения существенно выросли штрафы и санкции. Поэтому бизнесу волей-неволей приходится приводить свою деятельность в соответствие с новыми требованиями. О том, как и что необходимо изменить для юридической безопасности своего бизнеса, порталу Biz360.ru рассказала юрист платформы Prodamus Юлия Охотюк.
Юлия Охотюк – юрист экосистемы IT-продуктов для онлайн-бизнеса Prodamus. Окончила юридический факультет Кубанского социально-экономического института. Опыт работы в сфере юриспруденции – свыше 10 лет.
С сентября 2025 года введены новые требования к договорам и офертам: теперь они должны быть прозрачными – без скрытых дополнительных услуг и условий, с чётким и подробным описанием обязательств и прав сторон без обтекаемых формулировок.
Что изменилось
Публичная оферта должна содержать прозрачное описание товара/услуги, включая стоимость, условия оплаты, доставки и возврата, чтобы потребитель понимал свои права и обязанности.
Теперь продавец не имеет права:
-
добавлять дополнительные услуги без подтверждения пользователя (страховку, доставку и т.д.);
-
проставлять автоматическое согласие на услуги, не входящие в стоимость основного товара;
-
навязывать дополнительные услуги пользователю, препятствуя заключению основного договора («чтобы совершить покупку необходимо оформить страховку»).
Что делать
Проверьте договоры на соответствие новым стандартам:
-
Указано полное описание товара / услуги;
-
Указана точная стоимость (цена);
-
Подробно и понятно описаны условия и способы оплаты;
-
Описаны условия доставки;
-
Описаны правила и сроки возврата;
-
Описаны права и обязанности покупателя;
-
Указаны контактные данные продавца;
-
Отсутствуют «предустановленные» дополнительные услуги.
Опыт Prodamus. При разработке наших договоров и публичных оферт мы детально прописываем предмет сделки: от описания услуги до порядка передачи результата. Это исключает споры и повышает доверие клиентов. Также мы заранее фиксируем условия по интеллектуальным правам и рекламе: кто отвечает за маркировку и передачу информации оператору рекламных данных. Такой подход защищает компанию юридически и снижает риск штрафов.
Основания: статья 437 ГК РФ, статья 494 ГК РФ.
Незаконное использование объектов интеллектуальной собственности и нарушение авторских прав теперь карается серьёзнее: верхний предел компенсации вырос вдвое – с 5 до 10 миллионов рублей. Использование в работе искусственного интеллекта создаёт дополнительные проблемы касательно авторского права и интеллектуальной собственности: непонятно, кто считается автором чего-то сгенерированного нейросетью.
Что изменилось
-
Упрощён процесс разрешения споров по авторским правам. С 4 января 2026 года будут действовать более понятные правила расчёта компенсаций за нарушение авторских прав и прав на товарные знаки. Споры станут более предсказуемыми юридически – отстоять свои права и получить выплаты будет легче.
-
Усилена ответственность за пиратство. Повышены штрафы за нарушение авторских прав и использование нелегального ПО. Роскомнадзор получил расширенные полномочия по блокировке незаконного контента в интернете.
-
Искусственный интеллект создаёт новые риски. В Госдуме разрабатываются поправки к статье 1259 Гражданского кодекса, которые закрепят авторские права на произведения, созданные с участием искусственного интеллекта (ИИ), учитывая творческий вклад человека в процесс создания контента. Сейчас согласно статье 1228 ГК РФ в России автором может быть только человек, поэтому контент, полностью созданный ИИ без значительного творческого участия человека, не признаётся объектом авторского права.
Что делать для защиты от штрафов и кражи вашей интеллектуальной собственности
-
Проверьте легальность. Есть ли лицензии на ПО (Adobe, Windows, CRM), фото и шрифты на сайте, музыку в видео. Составьте список всех материалов. Нет лицензии – замените на легальные аналоги.
-
Зарегистрируйте товарный знак. Без регистрации кто угодно может использовать ваше название и бренд. Подайте заявку в Роспатент (от 30 000 рублей, срок 6-12 месяцев).
-
Документируйте использование ИИ. Создайте облачный архив или заведите жёсткий диск и сохраняйте туда промпты, настройки и доработку результата.
-
Участвуйте в работе нейросети. При использовании ИИ без доработки человеком авторство доказать невозможно – чем больше человеческого участия, тем выше ваше право собственности на результат.
-
Пропишите права в договорах. Добавьте в договоры с подрядчиками формулировки: «Права на результат переходят после оплаты» и «Подрядчик раскрывает использование ИИ». Если интеллектуальные права передаются подрядчику, добавьте условия о сохранении права на демонстрацию. Без такого условия исполнитель не вправе использовать работы в портфолио и размещать на своих ресурсах.
-
Храните доказательства. Сохраняйте чеки на лицензии, договоры, черновики и переписки. Чем больше подтверждений вашей интеллектуальной собственности (патенты, черновые варианты) и передачи прав на интеллектуальную собственность (в случае иска за кражу ИС в ваш адрес), тем проще будет отстоять свою позицию в суде.
Опыт Prodamus. При проведении вебинаров мы заранее прописываем в договорах со спикерами, что исключительные права на запись и материалы остаются за Prodamus. Это защищает от претензий и позволяет использовать видеоконтент в дальнейшем для обучения, продвижения или повторных эфиров.
Такой подход может применить любой малый бизнес: достаточно добавить в договор пункт о передаче прав на созданные материалы после оплаты или выполнения работы.
Основания: федеральный закон от 07.07.2025 №214-ФЗ, постановление правительства РФ №1162.
Что изменилось
С 30 мая 2025 года увеличены штрафы за нарушение правил и утечку персональных данных. С 1 сентября 2025 года согласие клиента на обработку персональных данных должно оформляться отдельным документом, а данные могут храниться и обрабатываться только на серверах, расположенных в России.
Что делать
-
Обновите политику конфиденциальности. Убедитесь, что она:
Находится в свободном доступе на сайте;
Подробно описывает назначение персональных данных;
Гарантирует их сохранность;
Написана понятным языком без сложной терминологии и обтекаемых формулировок.
При разработке политики конфиденциальности можно использовать рекомендации от Роскомнадзора. -
Замените иностранные сервисы на российские. Узнайте у поставщиков услуг, где физически находятся серверы и замените иностранные на российский аналог.
Важно! В соответствии с новым законом весь сбор данных осуществляется на серверы, которые могут находиться только на территории России.
Чек-лист: проверяем, где находится сервис
Привлечение клиентов:
-
хостинг сайта;
-
аналитика: «Яндекс Метрика»/Google Analytics;
-
пиксели отслеживания (соцсети);
-
капчи;
-
рекламные кабинеты.
Регистрация (контакты):
-
формы регистрации на сайте;
-
Google Forms;
-
авторизация через соцсети;
-
чат-боты;
-
системы обратного звонка.
Коммуникация:
-
CRM-система;
-
email и SMS-рассылки;
-
мессенджеры для клиентов;
-
корпоративная почта;
-
системы бронирования;
-
личные кабинеты.
Продажи:
-
платёжные системы;
-
онлайн-кассы;
-
эквайринг;
-
программы лояльности.
Внутренние процессы:
-
кадровый документооборот;
-
бухгалтерские системы;
-
сервисы по подбору персонала;
-
мессенджеры для команды;
-
backup и системы безопасности.
Опыт Prodamus. Раньше регистрация новых клиентов у нас проходила через чат-бот. Однако часть инфраструктуры бота работала на зарубежных серверах, что с 2025 года стало нарушением новых требований по обработке персональных данных. Мы отказались от этой практики и перенесли сбор заявок на защищённые лендинги и основной сайт Prodamus – вся обработка данных теперь происходит на территории России. Это позволило соответствовать новым требованиям законодательства.
Основание: федеральный закон от 28.02.2025 №23-ФЗ.
Договоры:
-
Оферта оформлена по правилам: есть описание, цена, условия возврата и контакты.
-
В оферте открыто прописаны и не навязываются дополнительные услуги.
-
Пользовательское соглашение и политика конфиденциальности – отдельные документы.
-
Соглашение находится на сайте в свободном доступе.
Интеллектуальная собственность:
-
Используются только легальные фото, шрифты, видео и ПО.
-
Товарный знак и название бренда запатентованы.
-
Творческий вклад фиксируется при применении ИИ, правила использования ИИ прописаны в договорах.
-
В договорах чётко прописаны авторские права на интеллектуальную собственность и правила их использования.
Персональные данные:
-
Данные клиентов хранятся на серверах на территории России.
-
Политика конфиденциальности находится в свободном доступе на сайте, написана подробно и понятно для клиента, соответствует требованиям Роскомнадзора.
Регулярная проверка документации и услуг на соответствие законодательным нормам, прозрачность и фиксация всей информации – лучшая защита онлайн-бизнеса.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».