Совершенно секретно: как бизнесу подготовиться к изменениям закона о персональных данных

Прочтёте за 3 мин.

Пошаговая инструкция от юриста-практика Константина Холманова

IT-инструменты, которые использует Константин Холманов

  • Битрикс24
  • Консультант+
  • Гарант
  • Privacy Box

30 мая 2025 года вступает в силу федеральный закон № 420-ФЗ, который ужесточает ответственность за несоблюдение требований обработки персональных данных. Он затронет практически всех предпринимателей, которые ведут клиентскую базу, работают с системой лояльности или рассылают своей аудитории электронные письма. О том, что должны сделать до 30 мая самозанятые, ИП и компании, чтобы не получить штрафы за нарушение законодательства в сфере личной информации, консультант компании b_152 Константин Холманов рассказал порталу Biz360.ru.

Досье

Константин Холманов – консультант по персональным данным компании b_152. Получил высшее юридическое образование. В компании b_152 консультирует клиентов по вопросам соблюдения законодательства о защите персональных данных, разрабатывает и внедряет в их фирмах документы, регламентирующие работу с личной информацией.

Константин Холманов

Время действовать  

Новые требования федерального закона от 30.11.2024 № 420-ФЗ коснутся всех операторов персональных данных. То есть тех, кто собирает, хранит и использует в своих целях личную информацию о клиентах. Например, салоны красоты просят указать имя и контакты для записи на услуги. Крупные компании чаще используют CRM, так как обрабатывают данные на более высоком уровне. Самозанятые тоже хранят информацию о своих клиентах. Таким образом, поправки к закону затронут большинство предпринимателей.

До 30 мая 2025 года операторы персональных данных (организации, индивидуальные предприниматели и самозанятые) обязаны направить уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор. Форма и порядок подачи этого документа утверждены приказом Роскомнадзора №180 от 28.10.2022. 

В уведомлении нужно отразить несколько моментов. 

  1. Сведения об операторе. 

  2. Цели обработки персональных данных. Для каждой цели необходимо указать: 

    - категории персональных данных (ФИО, паспортные данные, номер телефона и т.д.);
    - категории субъектов (сотрудники, клиенты, контрагенты и т.д.);
    - правовое основание (согласие субъекта, договор и т.д.). 

  3. Предпринятые меры для защиты данных: 

    - организационные – назначение ответственного за обработку, принятые локальные акты (политика обработки персональных данных), ограничение - доступа к данным;
    - технические – шифрование и антивирусная защита, использование сертифицированных средств защиты. 

  4. Ответственный в компании за обработку персональных данных и его контакты. 

  5. Дата начала и срок обработки полученных данных. 

  6. Передаёт ли компания или предприниматель персональные данные за границу. 

  7. Местонахождение база данных организации или предпринимателя. 

Отправить уведомление можно тремя способами:

  • на сайте Роскомнадзора с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (КЭП);
  • через сайт «Госуслуги»;
  • по почте. 

Отдельно нужно сообщать об изменениях в обработке персональных данных. Например, если решите использовать их для маркетинговых исследований, то есть появилась новая цель обработки. Или вы начали собирать дополнительные сведения о клиентах – дату рождения для создания специальных маркетинговых предложений. 

Обязательна актуализация уведомлений в случае передачи персональных данных третьим лицам. Например, когда работодатель направляет сведения о своих сотрудниках страховой компании для оформления полиса ДМС. 

Сообщать об изменениях в целях обработки персональных данных необходимо до 15-го числа месяца, следующего за месяцем их внесения. Например, если изменения произойдут 10 июня, уведомление нужно подать не позднее 15 июля.

Ужесточение ответственности

Для операторов персональных данных с 30 мая будут увеличены суммы штрафов по некоторым составам ст. 13.11 КоАП РФ. В частности, за обработку персональных данных с нарушениями закона или несоответствие целям сбора юрлицам придётся заплатить штраф при первичном нарушении в размере 150 000-300 000 рублей (раньше 60 000-100 000 рублей), а при повторном – 300 000-500 000 рублей. 

Также вводятся новые составы нарушений. 

  • Неподача уведомления в Роскомнадзор для юрлиц и ИП – 100 000-300 000 рублей. 

  • Штрафы за утечки персональных данных зависят от масштаба нарушения: 

    - От 1 000 до 10 000 субъектов – до 5 млн рублей.
    - От 10 000 до 100 000 субъектов – до 10 млн рублей.
    - Больше 100 000 субъектов – до 15 млн рублей.
    - Утечка специальной категории персональных данных – до 15 млн рублей.
    - Утечка биометрических данных – до 20 млн рублей. 

При повторной утечке данных любого типа штраф составит 1-3% годовой выручки, а для банков – процент от размера собственных средств. 

Виновные в утечке граждане и ответственные лица тоже будут привлечены к ответственности, но для них штрафы меньше – до 600 000 рублей.

Что делать бизнесу

  • Шаг 1: назначьте в своей компании ответственного за персональные данные, если его пока нет.

  • Шаг 2: подготовьте и направьте уведомление об использовании персональных данных в Роскомнадзор.

  • Шаг 3: подготовьте пакет документов об обработке персональных данных в вашем бизнесе. Например, приказ о назначении лиц, ответственных за обработку и защиту персональных данных, положение по организации обработки и обеспечению безопасности персональных данных, политику конфиденциальности, согласие на обработку персональных данных и т.д. 

Если компания не выполнит свои обязанности по уведомлению Роскомнадзора до 30 мая 2025 года, ей может быть назначен административный штраф. Кроме того, привлечение к административной ответственности может повлечь за собой репутационные риски.

Information

Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал и страницу в «ВКонтакте».

27 мая 2025

Комментарии

0
  • Прокомментируйте первым.

Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов