Когда перед Алисой Сергеевой в вузе стоял вопрос выбора языка для дополнительной специализации, она склонялась к польскому, но по совету мамы выбрала финский. Как оказалось впоследствии, этот выбор, без преувеличения, предопределил её будущую судьбу. Сначала она обучала финскому языку как преподаватель и репетитор, а чуть позже – открыла собственную онлайн-школу «Финский с Алисой». О специфике рынка обучения иностранным языкам и собственных бизнес-удачах и ошибках Алиса Сергеева рассказала порталу Biz360.ru.
Алиса Сергеева – основатель образовательной платформы «Финский с Алисой». По образованию – филолог, преподаватель финского языка, лингвокультуролог; окончила РГПУ им. Герцена. Онлайн-школу финского языка открыла в 2020 году. Ведёт блог на Youtube.
Моё детство прошло в маленьком посёлке под Санкт-Петербургом с населением около 7 тысяч человек. Я училась в обычной школе, росла в неполной семье – с мамой и бабушкой. К окончанию школы я уже ясно понимала, что денег на платное образование взять неоткуда, значит, нужно постараться поступить на бюджет. Передо мной встала задача выбора направления – куда пойти учиться, чтобы мне это нравилось и в будущем могло приносить хороший доход.
В тот год выпускники впервые должны были сдавать ЕГЭ, и мы прилагали все усилия, чтобы хорошо подготовиться и набрать проходные баллы для выбранных вузов. Я всегда хорошо училась, и это сработало: меня пригласили участвовать в межвузовской олимпиаде. Я заняла первое место и получила право поступить без экзаменов в любой из трёх питерских вузов-организаторов олимпиады: университет технологий и дизайна, экономический университет или педагогический университет.
Первой мыслью было пойти изучать графический дизайн, но рисование всегда давалось мне нелегко, и я понимала, что такая учёба не будет приносить удовольствие. При этом я всегда любила читать и работать над текстами – и в итоге для поступления выбрала филфак педагогического университета, куда меня взяли без ЕГЭ и вступительных экзаменов, как победителя олимпиады.
На первых курсах нас обучали базовым предметам: литературе, русскому языку, философии, языкознанию, а также английскому языку, который в качестве иностранного преподают в большинстве вузов. Но я всегда мечтала владеть несколькими иностранными языками, поэтому очень обрадовалась, когда на факультете начали набирать группы по изучению польского и финского языков.
Я хотела изучать польский – он похож на русский, его проще изучать, плюс курсы польского были бесплатными. Но моя мама посоветовала выбрать финский язык, так как владеют им немногие, а Финляндия рядом, поэтому специалист со знанием финского будет востребован. Я очень благодарна ей за тот совет и за то, что она помогла мне оплатить курсы по изучению финского.
На втором курсе я обучалась на кафедре финского для получения специальности преподавателя, на третьем – изучала русский язык в качестве иностранного для преподавания и лингвокультурологию. Затем благодаря кафедре межкультурных коммуникаций я стала ежегодно ездить на стажировки и обучение за границу. В городах Ювяскюля и Вааса я окончила языковые курсы, а в языковом центре Ювяскюля также прошла стажировку в качестве помощника преподавателя русского языка. В результате – красный диплом и официальное право преподавать финский язык русским студентам, а русский язык – иностранным.
Окончив университет, я начала работать преподавателем в языковом центре и учителем финского языка в гимназии. Одновременно с этим я подрабатывала репетитором, получая 500 рублей за академический час – это для меня была серьёзная сумма, мотивирующая ездить даже на окраину города. Именно тогда я осознала, что хочу заниматься преподаванием всю жизнь, приносить людям пользу и развиваться на этом поприще.
В гимназии я проработала два года, потом случился декретный отпуск. И уже через год после рождения малыша я осознала, что соскучилась по работе и преподаванию. И мне пришла в голову идея о собственном бизнесе – курсах финского языка.
Каких-то особых вложений в бизнес на старте не было. Но было достаточно много инвестиций в себя, в собственное обучение, и они постоянно продолжаются. Знания – один из моих главных инструментов для развития своего проекта.
Ещё до запуска своего дела у меня был опыт создания видеоуроков на YouTube – в финском языковом центре. Можно сказать, что мой личный бренд преподавателя начался именно с них – меня стали узнавать, начали появляться ученики. Через год после декрета я завела блог в ныне заблокированной социальной сети, и стало понятно, что для продвижения себя, как специалиста, без дополнительных знаний не обойтись. И я снова пошла учиться: созданию визуала и монтажу видео, управлению онлайн-школами и ведению соцсетей, продвижению образовательных услуг и финансовой грамотности.
Вообще я учусь нон-стоп: стараюсь всё время осваивать и внедрять что-то новое, держать руку на пульсе трендов образования, бизнеса и интернет-маркетинга. Это даёт свои плоды: у меня 10 тысяч подписчиков в заблокированной соцсети, 7 тысяч на YouTube, 2 тысячи человек подписаны на Telegram-канал и более тысячи – на сообщество в VK.
Мои усилия по продвижению привели к тому, что количество подписчиков росло, повышалась и востребованность финского языка. Мини-группы из 5 человек, с которых я начинала, уже не соответствовали потребностям моей аудитории – так в 2020 году появилась онлайн-школа «Финский с Алисой».
Название придумывать не пришлось – именно так назывались первые видеоуроки, которые я записывала для Санкт-Петербургской языковой школы, и именно так меня чаще всего искали в интернете, так что это было самое подходящее имя для собственного образовательного бренда.
Я зарегистрировала торговую марку и логотип, состоящий из английских букв F и А (от Finnish with Alice). И вот 3 ноября 2020 я открыла набор на свой первый видеокурс, в итоге получивший отличные отзывы тысячи учеников.
Для эффективного продвижения на старте онлайн-проекта большое значение имеет удачный нейминг, дизайн логотипа и ваше отличие, та самая «изюминка» бренда, которую люди запомнят и будут ассоциировать с вами. К примеру, бренд «Финский с Алисой» вызывает у аудитории ассоциации с самой страной, её языком и лёгкой увлекательной подачей информации на моём канале в Youtube.
Логотип в форме сердца я тоже постоянно обыгрываю в эфирах и постах и говорю о том, как важно изучать язык именно с любовью – люди воспринимают этот посыл, эти ценности, и в итоге изучение финского языка доставляет им гораздо больше удовольствия.
Имидж вообще очень важен для личного бренда. Если вы планируете начать новый проект – продумайте, какую «изюминку» можно использовать, чтобы повысить вашу узнаваемость.
К примеру, у меня длинные кудрявые волосы, и моя аудитория знает меня именно в таком образе. Стоит мне выпрямить волосы или коротко постричься – я буду выглядеть совсем по-другому, и воспринимать меня тоже будут иначе, потому что для людей мой внешний вид и мой бренд неразрывно связаны.
Если у вас нет ярко выраженного акцента во внешности – создайте его сами. Найдите подходящий стиль в одежде, аксессуары или что-то ещё, с чем люди со временем начнут ассоциировать вас и ваш продукт.
Сфера обучения иностранному языку очень высококонкурентная. Количество репетиторов растёт с каждым годом – даже в таких менее распространённых по сравнению с английским направлениях, как финский язык. К примеру, на Profi.ru зарегистрировано более 150 онлайн-репетиторов финского, а количество онлайн-школ, открывшихся за последние два-три года, и не сосчитать. На разных ресурсах мне попадались разные цифры – от 100 и выше, и это только частные школы, без учёта дистанционных курсов при вузах и иностранных образовательных центрах.
В своём проекте с самого начала я лично занималась всем «от и до»: приём оплаты, создание сайта, монтаж видео и так далее – всё это я делала сама. Со временем учеников становилось больше, объём работы тоже, и я поняла, что настала пора нанимать сотрудников.
Первыми я взяла на работу администратора соцсетей и технического специалиста, затем менеджеров и преподавателей. Сейчас в команде проекта – 10 преподавателей финского языка, финансист, таргетолог, PR-специалист, дизайнер, оператор, копирайтер, технический специалист и даже стилист, благодаря которому я так прекрасно выгляжу на съёмках и различных мероприятиях.
В среднем школа зарабатывает ежемесячно 500 000 рублей, средний чек – 21 000 рублей. Услуги подрядчиков (продакшн, финансовая аналитика и т.д.) обходятся нам в 90 000 рублей в месяц. На заработную плату основной команды проекта уходит 260 000 рублей в месяц. Это люди, которые помогают создавать, поддерживать ценность нашего продукта и в полном объёме передавать её клиентам – создают все условия для успешного освоения курса. Также сюда включено продвижение школы и создание контента.
На налоги школа тратит 25 000 рублей в месяц. Здесь важно учитывать множество моментов и поддержку, которую создает государство для малого бизнеса: патенты на образование, лицензии и т.д. Мы стараемся использовать эти возможности по максимуму.
В январе 2023 года мы обрели официальный статус лицензированного образовательного учреждения и получили разрешение вести платные курсы финского языка с командой преподавателей. Обучение у нас сегодня представлено множеством продуктов: начиная с курсов для новичков (обучение финскому с нуля) до уровня B1. Есть и комплексные программы, и курсы по чтению и по разговорному финскому, а также разговорный клуб для языковой практики в мини-группах. И мы не собираемся останавливаться на достигнутом.
Значимую часть работы онлайн-школы занимает производство тематического контента для разных источников: социальных сетей, Youtube-канала и т.д. Этим образовательные проекты чем-то похожи на СМИ. Мы тоже работаем со сценариями, занимаемся съёмкой, монтажом, управляем специальным оборудованием. Это достаточно многоплановая и не всегда простая работа, в которой случаются неудачные моменты.
Например, можно с энтузиазмом, выкладываясь на 100%, записывать видео часового занятия, а по окончании понять, что оператор не нажал кнопку записи, и камера всё это время просто не работала. Однажды у меня была именно такая ситуация, причём в качестве оператора выступал мой любимый муж. Он сделал всё: помог установить камеру, настроил фокус и забыл самую малость – включить видеозапись!
Так что урок потом пришлось повторять ещё раз, уже на работающую камеру – видео очень ждали ученики. Но выдать материал так же хорошо, как в первый раз, уже не получилось. Зато был сделан вывод, что нужно тщательно всё проверять, даже если очень доверяешь исполнителю – человеческий фактор никто не отменял.
Были и другие случаи, например, непредумышленное удаление важного контента, который мы долго и тщательно записывали. Конечно, это обидно. Но мне кажется, в таких ситуациях не стоит поддаваться эмоциям, устраивать истерики, обвинять или тем более наказывать сотрудников. Я очень дорожу отношениями со своей командой, а потерянный урок можно и перезаписать – это ведь единичный случай.
Этим правилом я руководствуюсь и в работе с учениками: стараюсь донести до них, что не нужно бояться ошибок. Все ошибаются, ведь мы – люди, а не роботы. Не нужно нервничать, переживать, если что-то не получается, если случаются факапы. Важно уметь поддерживать самого себя. А главное, не нужно навязывать другому человеку чувство вины за его ошибки. Принимая окружающих людей такими, какие они есть, поддерживая их, а не обвиняя, можно добиться гораздо большего не только в обучении или в работе, но и в жизни вообще.
Чтобы развиваться в профессиональной нише, её необходимо как следует изучить и определить свою ценность и уникальность на этом рынке. Если вы не языковая школа, а просто репетитор – смотрите, какие репетиторы есть на вашем рынке, чем они между собой отличаются. Чтобы занять свою нишу рынка и не пересекаться с конкурентами, есть смысл определить конкретную направленность и целевую аудиторию. К примеру, вы можете преподавать иностранный язык для медицинских работников: если на рынке именно в этой нише нет специалистов, а вы в этой теме разбираетесь – вы намного быстрее выделитесь среди остальных.
Для продвижения крайне важно не «закрываться» только в одной соцсети. Если вы постоянно производите контент – его необходимо дублировать во всех каналах связи с аудиторией. Когда в феврале 2022 года заблокировали популярную визуальную соцсеть, аудитория двинулась на другие площадки – в VK, Telegram и др. И те, кто качественно вёл несколько соцсетей, оказались в гораздо более выгодной позиции, чем те, кто делал ставку на продвижение только на одной площадке.
Даже с учётом санкций и ограничений, в России продвигаться в онлайне можно. Безусловно, многое зависит от вашей аудитории и вашего контента. Создавать короткие видео удобнее всего в Youtube – минутные ролики shorts отлично индексируются и набирают просмотры. Тексты от небольших до лонгридов можно выкладывать в формате постов в Telegram-канал – аудитория этого мессенджера много читает и воспринимает такой формат положительно.
Миксуйте контент, переливайте аудиторию между соцсетями, проверяйте гипотезы и выбирайте то, что кажется наиболее эффективным и нравится вам самим. Главное – не сидеть на месте, пробовать и делать.
Чтобы не пропустить интересную для вас статью о малом бизнесе, подпишитесь на наш Telegram-канал, страницу в «ВКонтакте» и канал на «Яндекс.Дзен».