Историю мобильного приложения «Где шаверма», показывающего заведения на карте с использованием технологии дополненной реальности, можно рассматривать не только как урок по выбору перспективной ниши в стремительно растущей IT-индустрии, но и как поучительный кейс с точки зрения маркетинга. Как использовать себе на пользу чужую PR-кампанию и одним словом запустить свою – об этом программист и автор приложения «Где шаверма» Арсений Васильев рассказал порталу Biz360.
Арсений Васильев, 24 года, создатель мобильного приложения
«Где шаверма», которое помогает пользователю быстро найти заведения, которые специализируются на этом блюде, узнать расстояние до ближайших из них и оценки пользователей. Родился и живёт в Санкт-Петербурге. Окончил Университет информационных технологий, механики и оптики по специальности «информационные технологии в дизайне». Работает в компании Fora Soft.
В компании Fora Soft я занимаюсь разработкой мультимедиа-приложений. Мы дополняем реальность, распознаём объекты на видео, разрабатываем платформы для видеонаблюдения, телемедицины и удалённого обучения.
Среди прочего я разрабатываю веб- и мобильные приложения для Android, так что для меня проект «Где Шаверма» - и учёба, и кейс в портфолио. Это достаточно распространенная практика в IT - изучать новые технологии на своих «домашних» проектах.
IT-индустрия быстро развивается. Чтобы оставаться востребованным специалистом, очень важно не отставать. Например, ещё несколько лет назад я разрабатывал flash-продукты, а теперь это никому не надо
Какие я использовал технологии в проекте «Где шаверма»: серверная часть на Node.js, фронтенд на React.js с серверным рендерингом, дополненная реальность на Android, язык программирования - Kotlin.
Долгие годы я ел шаверму в кафе «Кальян» на Васильевском острове. Она была идеальной. Но прошло время, и шаверма там перестала мне нравиться. Тогда-то я и отправился на поиски идеала (пока не встретил), а заодно завёл инстаграм, в котором делился впечатлениями от шаверм из других заведений. Идей по монетизации блога у меня не возникало, разве что думал иногда: владельцы заведений могли бы и угощать ресторанного критика.
- Шаверма (она же – шаурма, шаварма, дёнер-кебаб и т.д.) - ближневосточное блюдо, представляющее собой питу или лаваш, начинённые рубленым жареным мясом с добавлением специй, соусов и салата из свежих овощей. В Санкт-Петербурге блюдо называют шаверма, в Москве – шаурма, что приравнивается к таким же явлениям языковой идентификации, как парадная и подъезд, поребрик и бордюр и т.д.
Инстаграму с моими обзорами уже стукнуло три года. Я давно обратил внимание на то, что большинство заведений с шавермой отсутствуют на популярных картографических сервисах. Притом, что популярность шавермы с каждым годом растёт: всё больше открывается заведений, тематические группы во «Вконтакте» обрастают подписчиками.
Делая обзоры в незнакомых районах, мне приходилось тратить много времени на поиск заведений. Отзывов на них не было. В общем, у меня была проблема, которую можно было решить программой – я и решил.
К реализации проекта я приступил летом 2016 года. В июне компания 2ГИС объявила хакатон (хакатон - форум разработчиков, во время которого специалисты из разных областей разработки ПО сообща работают над решением какой-либо проблемы – прим. Biz360), темой которого было улучшение жизни горожан. «Где Шаверма» подходила под тематику, так что я решил участвовать. За два дня я сделал рабочую версию Android-приложения - и жюри присудило ему призовое место в номинации «За страсть к делу». Подарили айфон.
Двое моих коллег из Fora Soft - Георгий Шагинян и Даниил Гаврилов - согласились помочь с iOS-приложением, и вместе мы довели проект до App Store и Google Play.
Разработка приложения под «андроиды» и под айфоны сопоставима по времени. Но, чтобы сделать iOS-версию самому, мне пришлось бы потратить много времени на изучение этой платформы.
Учитывая, что я и так занимаюсь Android-разработкой, веб-приложениями и серверной частью, мне хватает областей, в которых можно профессионально расти. Кроме того, пришлось бы приобрести MacBook, который мне не нужен, потому что разрабатывать приложения для айфонов можно только на операционных системах от Apple.
Чтобы иметь возможность выкладывать приложения в Google Play, надо заплатить 25 долларов. Аккаунт разработчика в App Store стоит 100 долларов в год. Google Play принимает приложение сразу, в App Store ручная модерация. Каждую новую версию могут проверять от двух дней до недели.
«Где Шаверма» почти всегда проходила модерацию с первого раза. Один раз только попросили убрать покемонов из описания - мы сравнивали наше приложение с игрой Pokemon Go, так как у нас тоже используется технология дополненной реальности – на изображение с камеры телефона, на котором установлено приложение, накладываются названия ближайших точек, расстояние до них и оценки других пользователей.
Режим дополненной реальности у приложения «Где шаверма» был с самого начала - заведения с оценками пользователей отображались поверх видео с камеры. Сделано это было для вау-эффекта, с расчётом использовать в маркетинговых целях. Как оказалось, не зря.
Пока мы доделывали приложение «Где шаверма», вышла игра Pokemon Go - и тема дополненной реальности стала очень горячей. На нас это тоже отразилось самым позитивным образом
О нас даже сняли репортаж на региональном телеканале. Благодаря этому мы поднялись на пятое место в топе App Store в категории «Еда и напитки». В Google Play мы себя в топах пока не находили.
Сообщество-площадку для продвижения в соцсети «Вконтакте» мы выбрали очень просто: написали скрипт, который показал самые популярные сообщества у читателей обзоров шавермы. Среди них была афиша событий в Петербурге. Там я заказал статью и пост за 4 тысячи рублей. До этого были попытки заявить о себе в другой группе про жизнь Петербурга и у популярного среди школьников видео-блогера Хованского. В целом, они дали неплохой результат: около пяти рублей за установку приложения, но вирусного эффекта не случилось.
Сегодня мы время от времени заказываем перепост новостей из нашей группы в популярном паблике «Красивые девушки и шаурма» (40 тысяч подписчиков). Стоит это 150-200 рублей за размещение.
При продвижении советую остерегаться накрученных групп. Может получиться так, что подписчиков в ней 600 тысяч, а реальных людей среди них не более 10%. Надо смотреть на контент, насколько он оригинален, сколько лайков и репостов собирает, обсуждают ли его читатели.
На данный момент у приложения «Где шаверма» 25 тысяч пользователей - и их количество растет органически. В октябре было около 10 тысяч установок. Пару тысяч подкинула статья про нас на vc.ru.
Если «Яндекс» или другой гигант захочет купить «Где шаверма», это будет очень смешно. Пишите, обсудим!
Если у вас простое приложение, которое ограничивается показом каких-то данных, вы можете разработать его с помощью кросс-платформенных инструментов сразу под обе платформы. Например React Native сейчас очень популярен среди веб-разработчиков, которые решили попробовать себя в мобильной разработке. В нашем случае это был не вариант - из-за дополненной реальности мы делали нативные приложения под каждую платформу.
Сейчас начали появляться студенческие приложения-поделки, клонирующие тот наш функционал, который легко повторить. По сути, все популярные сервисы и приложения обрастают клонами, даже такое нишевое, как «Где шаверма». Бороться с ними нет смысла, лучше самим быстро развиваться. Плохой дизайн и пустая база заведений вряд ли привлекут много пользователей. Тем более продвигаться клонам будет гораздо тяжелее. Писать про второе такое же приложение бесплатно СМИ не будут.
Самая сложная задача такого проекта - собрать базу заведений. В Петербурге я знаю только одно крупное сообщество, посвященное шаверме. К сожалению, его представители оказались не очень дружелюбными и сотрудничать с ними не получилось.
Мы решили не брать информацию из популярных сервисов: там мало заведений и много нерелевантных данных. Например, вводишь в поиске «шаверма», а тебе показывают блинные или «макдоналдсы». Формально всё правильно, подобие шавермы в меню есть, но это не шаверма. В то же время собрать релевантную базу по всей стране своими силами было нереально.
Выходом для нас стала краудсорсинговая модель. Любой пользователь может прислать нам заведение через приложение, сфотографировав его и указав местоположение. Людям мы не платим, тут главное - интерес. Лично для меня это похоже на компьютерную игру: ходишь по городу, находишь шавермы, добавляешь в приложение. Многие хотят увидеть своё любимое заведение в приложении.
Сейчас в приложении 1,5 тысячи заведений. Рейтинги заведениям выставляют пользователи. Также есть авторские обзоры. Желающие публиковать такие обзоры могут оставить заявку в нашей группе в «Вконтакте». В следующем обновлении мы добавим возможность эти обзоры комментировать текстом.
Рестораны в базу попадают редко. Шаверма должна быть главным блюдом в меню. Если человек ищет шаверму через приложение, вряд ли он рассчитывает отведать её за 500 рублей в пафосном месте. Но бывают исключения, когда у ресторана есть отдельное окно, в котором продают только шаверму.
Многие недоумевают, почему мы назвали приложение «Где шаверма», ведь в Москве, да и в большинстве городов России её называют шаурмой. Всё просто. Такое название автоматически вызывает споры о правильном произношении, рецептуре - и это дополнительный пиар для нас.
Шаурма и шаверма – фактически одинаковые блюда. Мы также добавляем на карту донеры и шварму, потому что это родственные блюда. Но если в заведении только фалафель - отклоняем.
Сегодня приложение работает по всей России. Информацию о заведениях присылают пользователи из разных городов. Целевая аудитория приложения не ограничена локацией – в идеале программа должна подсказать, где недорого перекусить в любом городе, где бы вы ни оказались.
Пока это больше идейный проект, чем коммерческий. Мы работаем над ним в свободное время. Денежные затраты минимальные: 100 долларов на аккаунт в App Store (в Google Play уже был), около 10 тысяч рублей на продвижение, и 3 тысячи - знакомым школьникам, чтобы помогли собрать базу заведений. В сумме меньше, чем стоимость айфона, который я выиграл на хакатоне.
До того, как вплотную заняться монетизацией, нужно реализовать весь необходимый функционал – добавить текстовые комментарии, давать больше информации о заведениях, нарастить базу заведений и авторских обзоров. Нужно сделать так, чтобы людям было интересно возвращаться в приложение.
Сейчас «Где шаверма» выполняет простую задачу. Человек проголодался, включил приложение, выбрал заведение, перекусил. То есть у него нет причин заходить в приложение, если он не хочет съесть шаверму. С появлением текстовых комментариев добавится элемент социальной сети, люди смогут обсуждать заведение, спорить, делиться данными.
Ещё одно направление - возможность следить за своими «достижениями»: видеть на карте заведения, которые посетил; узнать, сколько шаверм ты съел за год. Можно добавить соревновательный элемент между любителями шавермы. Главное - не быть слишком навязчивыми.
Когда пользовательская база будет достаточно большой, мы добавим в приложение возможность для заведений привлечь к себе любителей шавермы, это уже будет один из способов монетизации. Уже сейчас некоторые продвигают себя в соцсетях, делая посты со скриншотами из приложения. Нам это на руку: чем больше обсуждают, тем лучше .
Пока мы думаем над тем, как именно заведения могли бы продвигать себя через наш сервис. Возможно, они смогут информировать о своих акциях или попадать в специальные подборки. Но пользователи для нас всегда будут в приоритете, поэтому не будет никакой рекламы на весь экран и раздражающих уведомлений
На данный момент в команде три человека, я и два iOS-разработчика. Я слежу за контентом, разрабатываю серверную часть и Android-приложение. Периодически к нам подключаются другие люди: помогают с дизайном, контентом, запуском чат-бота для мессенджера Telegram. Один программист вызвался разработать приложение для Windows Phone. Никому из них я не плачу, все – на интересе и добровольных началах.
Соваться с подобным сервисом в сегменты типа суши-баров или баров уже поздно. Обычные заведения все ищут через «Яндекс», Google или «2ГИС». Таких гигантов не подвинуть. Надо искать свою нишу.
Рекомендательные сервисы, как и персональные финансовые менеджеры, соцсети или блокноты – это уже плотно занятый рынок, но все упорно пытаются сделать на нём похожие по сути продукты. Зачем? Делать нужно что-то совсем другое, технически более сложное. Например, приложения с видеостримингом, компьютерным зрением, дополненной и виртуальной реальностью. Это более перспективное направление, где ещё родится много интересных идей.
При этом нужно реально оценивать рынок. Нам не сложно сделать приложение «Где корюшка» или «Где пышки» - но не думаю, что у чего-то, кроме шавермы, есть такая же большая и лояльная аудитория.Читайте также:
Как заработать на дополненной реальности.
Как устроен сервис контроля выездных сотрудников.
Как устроен сервис поиска клиентов в социальных сетях.