Весёлые картинки: как заработать на дополненной реальности

Прочтёте за 5 мин.

Как веб-студия из Тулы стала одним из ведущих производителей продуктов с технологией Augmented Reality

IT-инструменты, которые использует Татьяна Белова

  • 1С:Битрикс
  • YouTube
  • Facebook

В 2015 году компания «Лаборатория 24» выпустила на рынок книги и раскраски, созданные с применением технологии дополнительной реальности. Всего за полгода было продано свыше полумиллиона «живых» книг, а продукция бренда Devar сейчас представлена в 28 странах мира. О том, как небольшая веб-студия из Тулы стала одним из крупнейших игроков на рынке дополнительной реальности, порталу Biz360.ru рассказала управляющий партнёр «Лаборатории 24» Анна Белова.

Досье

Анна Белова, управляющий партнёр компании «Лаборатория 24», выпускающей под брендом  Devar продукты с так называемой дополненной реальностью. Направления деятельности компании: Devar Kids (книги и раскраски для детей), Devar Art (технология объединения реального мира и виртуальных объектов в режиме дополненной реальности), Devar Toys (производство детской бытовой продукции с применением дополненной реальности), Devar Education (обучающие материалы с дополненной реальностью).

Анна Белова 

Сайт за рубль

Анна Белова, выпускница тульского педагогического университета, принимала активное участие в деятельности одной из общественных организаций Тулы и познакомилась со своими будущими партнёрами по бизнесу на одном из городских мероприятий. Андрей Комиссаров в тот момент занимался ремонтом офисных зданий, но хотел переключиться на создание сайтов, а Виталий Аверьянов был специалистом по поисковой оптимизации и получил хороший опыт в нескольких IT-проектах.

Совместную компанию назвали «Лаборатория 24» и первоначально она развивалась как веб-студия. Доходы были невелики, но переломить ситуацию позволил ловкий ход: в 2013 году студия выиграла тендер на создание сайта Государственного Кремлевского дворца - был разработан качественный концепт и при этом установлена стоимость работ в один рубль.

Компания ничего не заработала на этом заказе, но получила в портфолио серьёзного клиента и попала на «радары» к крупным заказчикам. После этого у студии появились крупные клиенты, было получено несколько заказов на разработку систем электронного документооборота. В последние месяцы 2013 года «Лаборатория 24» приносила по несколько миллионов рублей выручки.

В 2014 году веб-студия получила необычный заказ – подключиться к проекту по созданию программного обеспечения роботов для атомной электростанции. Суть задачи состояла в том, чтобы совместить видео, которое передавал движущийся в реакторе робот, с подачей информации на экран оператора, и чтобы эти сведения шли поверх картинки.

После этого проекта встал вопрос, как конвертировать уникальный опыт команды в прибыльное дело. Таким образом, в 2015-м году родилось новое направление в работе «Лаборатории 24» - разработка технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality) и производство продуктов с её применением.

  • Дополненная реальность – технология, которая позволяет в режиме реального времени соединять объекты реального мира с виртуальными объектами при помощи современных гаджетов. Одним из наиболее известных примеров дополненной реальности является популярная игра Pokemon Go.

Исполнение желаний

«Ещё до появления AR в нашем деле мы выбирали название для бренда на развивающиеся направления, перебрали кучу слов и остановились на «devar», что и звучит приятно, и в буквальном переводе с санскрита означает «исполнение желаний», - рассказывает Анна Белова. - Каково было наше удивление, когда мы выбрали дополненную реальность как поле для дальнейшей деятельности: ведь слово «devar» делится на «DEV» - как development (разработка), и «AR», то есть Augmented Reality (дополненная реальность)».

В январе 2015 года «Лаборатория 24» зарегистрировала бренд Devar Kids и запустила производство книг и раскрасок, персонажей которых можно было «оживить» с помощью приложения для планшета или смартфона – например, животные из сказки могут двигаться, рычать, реагировать на движения рук человека. Или, к примеру, технологии Devar позволяют посадить человечка из книги себе на ладонь и двигаться с ним в пространстве. Чтобы «оживить» картинку, нужно скачать бесплатное приложение Devar Kids в AppStore или Google Play.

Devar Kids

Продажи стартовали в мае. За полгода удалось реализовать в России и странах СНГ более 500 тысяч книжек и раскрасок. Некоторые дилеры не только закупали партии на 300-350 тысяч рублей, но и продвигали новинки в своем регионе. На YouTube появились мастер-классы с инструкциями к раскраскам. «Если бы мы сразу пошли в сети, наши книги просто поставили бы на полки, - рассказывает Анна Белова. - А с теми партнёрами, кто первым оценил потенциал нашей технологии, мы запустили цепную реакцию».

Сейчас Devar Kids работает со 150 ритейлерами - книжными сетями, магазинами настольных игр и товаров для хобби, гипермаркетами. В каталоге компании - 11 сказок и 26 раскрасок (средняя цена - около 300 рублей), а также AR-энциклопедия, азбуки на нескольких языках и «живые тетради». Маржа - до 400% от себестоимости.

Продукция Devar Kids продаётся в 28 странах СНГ и Европы, компания нацеливается на Северную Америку и Азию.

«Впервые книги с AR появились за рубежом несколько лет назад, Devar вовремя заметил этот тренд и весьма успешно адаптировал его для России», - замечает Борис Кузнецов, глава издательства «Росмэн». «Интерактивные книжки - будущее индустрии, как обучающие, так и художественные, - считает Андрей Баев, управляющий директор Bookmate. - Devar в числе пионеров рынка, но по качеству виртуальных моделей и работы приложения есть куда развиваться».

Не все продукты с дополненной реальностью от Devar выходят сначала на российском рынке, некоторые из них, например раскраска для взрослых «LostCivilization: Maya», сначала будет запущена на европейском рынке.

Диверсификация бренда    

Команда «Лаборатории 24» не стала останавливаться только на книгах и раскрасках, бренд заработал сразу в нескольких направлениях: Devar Kids, Devar Art, Devar Toys, Devar Education. Каждое из них отличается, в сущности, только основой для создания дополнительной реальности. 

Если бренд Devar Kids производит книжки, раскраски и тетради с применением AR-технологии, то Devar Toys – это производство детской мебели, игрушек, упаковок для детской продукции и многого другого. Devar Education развивает сферу образования, под этим брендом производятся учебные AR-пособия для аудитории постарше - от 12 лет. Это позволяет школьникам глубже погружаться в процесс обучения, увлекаясь не только содержанием, но и формой подачи материала.

Отдельно стоит рассказать о направлении Devar Аrt. Это уникальная технология объединения объектов реального мира и виртуальных объектов в режиме дополненной реальности, позволяющая расширить возможности презентации пространства, восстановить утраченные ценности и несохранившиеся архитектурные сооружения в их первозданном виде.

Этот проект уже активно применяется в музеях и архитектурных выставках по всему миру. К примеру, такая технология была применена в Новгородском музее, где до неузнаваемости измененная временем икона Божьей Матери доступна для изучения в режиме AR, причём так четко, что в статичном состоянии картинку в приложении не отличить от оригинала.

С 2014 года «Лаборатория 24» в общей сложности вложила в развитие бренда Devar около $2,5 миллионов, выпустив более 80 продуктовых наименований и выйдя на годовой оборот порядка 150 миллионов рублей. На сегодня Devar зарабатывает примерно 15 миллионов рублей в месяц и планирует нарастить этот показатель к концу 2016 года до 40 миллионов.

«Когда мы начинали, то много экспериментировали с продуктом в поисках аудитории, потому что AR-технологии применимы абсолютно везде, это вопрос предпринимательской фантазии, где и как их использовать, - говорит Анна Белов. - Ещё в 2014 году мы создали презентационный стенд тульского правительства в Каннах на выставке MIPIM и вызвали фурор. Позднее, в Ясной Поляне, сделали рукопись «Войны и мира» Льва Толстого в формате AR, так что все желающие теперь могут полистать это сокровище мировой литературы. Мы постоянно находились в поиске продукта, который бы шёл к массовому потребителю».

Devar Kids

Один из путей движений к потребителю – франшиза, которую недавно запустила компания. «Мы довольно много сил вложили во франшизу Devar Kids, - рассказывает Анна Белова. -  Вместе с брендбуком, подробными консультациями, методическим блоком и даже лайфхаками как отрабатывать первые вопросы, отказы и разные мелочи предприниматель получает ряд заданий, которые должен выполнить за определенное время. Такие задания вмещают в себя «квесты» как, например, провести 50 презентаций в магазинах за неделю, собрать обратную связь, выйти на лиц, принимающих решения, сформировать заказ на определённую сумму и т.д. Конечно, на каждого франчайзи у нас есть менеджер, который готов в любое время помочь, подбодрить, пояснить. Такой пакет стоит 350 000 рублей, отбивается он за месяц-два, ведь здесь заложена высокая маржинальность на продукт».

Как устроена компания

Если в начале штат «Лаборатории 24» насчитывал четверых человек, включая партнёров, сегодня компания состоит из 150 сотрудников по всей России. Основное производство расположено в Тульской и Калужской областях, в Санкт-Петербурге находится исследовательский центр, в Москве печатаются книги, в десятке других городов удалённо работают программисты, художники и мультипликаторы.

Система контроля за качеством и своевременным исполнением работы базируется на  постановке kpi: если сотрудник выполнил поставленную задачу за две недели, а не за отведённый на неё месяц, то все оставшиеся две недели может использоваться по своему усмотрению. Но если задача не выполнена в срок без уважительной причины, то придётся поработать сверхурочно. С этим у Devar строго, внушительный опыт ведения бизнеса показал компании, что одна задержка тянет за собой другую, поэтому либо сотрудник соглашается, либо это не его вариант.

При этом Анна, Виталий и Андрей прекрасно понимают, что «из под палки» человек всегда работает на износ, недолго и неэффективно. И что качественный творческий процесс возможен только в дружеской атмосфере и при свободном графике. Есть условия, которые должны быть нерушимы в рабочем процессе, всё остальное – креатив и самовыражение.

Офис Devar

О важном

Большую роль в эмоциональной отдаче от бизнеса для руководителей Devar играет то, что их продукция - это не просто игрушки или обыкновенные раскраски, это всегда обучающая история, помогающая ребёнку постигнуть те или иные истины. Например, в сотрудничестве с креативной группой «Умная Маша» родился проект из четырёх стори-буков со Смешариками, которые в своем уникальном стиле сериала повествуют интересные и в некотором роде философские мысли, заставляющие задуматься даже взрослых.

«Мы гордимся вообще всем, что мы делаем, потому что ни одна книга от нас не уходит в мир без тщательной проверки не только на качество и интересность, но и на полезность, - говорит Анна Белова. - Один из самых ярких проектов последнего времени – «Азбука 2.0», в её создании участвовало огромное количество человек, включая звёзд российского театра, кино и телевидения, которые озвучивали персонажей книги в режиме дополненной реальности. Теперь, когда сборник уже вот-вот появится на прилавках, мы аккумулируем весь этот пласт опыта и ощущений, собранный со всех участников процесса, и получается феерическая картина счастья, столько впечатлений и эмоций. Это здорово – каждый день менять мир к лучшему».

Devar Kids

Читайте также:

Как заработать на обучении детей робототехнике.
Что такое «Мультикубик» и как на нём заработать.
Как заработать на очках виртуальной реальности.

31 августа 2016

Комментарии

1
  • Карл Иванов 05.09.2016 09:39

    Молодцы конечно, но 400% маржи это по-моему "борщ" )

  • Задайте вопрос
    профи

    Наши эксперты ответят на любой вопрос

    Задать вопрос
    Ваш вопрос отправлен

    Ваш вопрос

    Введите Имя
    Введите E-mail
    Отправить Очистить
Возможно, вас заинтересуют другие наши материалы
Загрузить ещё
Идёт загрузка материалов